Ерошка.ру
Сайт для Православных родителей
Борьба с главным пороком дитяти.
опубликовано: Катерина, Дата: Понедельник 05 мая 2008 - 01:27:16
Борьба с главным пороком дитяти

Слово к родителям Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий.





И видеша иноплеменницы, яко умре сильный их, и бежаша
(1 Цар. 17, 51)

Вы знаете, возлюбленные слушатели, что родители в целях доброго христианского воспитания должны не насаждать только доброе в сердцах детей своих, но и преодолевать, искоренять в них все дурное. У детей, рожденных в первородном грехе и окруженных грехами, много всего дурного; какая же дурная наклонность или страсть прежде всего должна быть искореняема у детей, на борьбу с какой из страстей и пороков по преимуществу должно устремляться внимание родителей? Замечено, что каждый человек, а, следовательно, и каждый ребенок, имеет один какой-нибудь главный недостаток, одну главную страсть, и хотя бы у тебя, христианский родитель, было десять детей, однако легко может случиться, что у каждого из них будет своя особая главная страсть. Одно дитя от природы особенно наклонно к гордости, самолюбию, упорству, другое - к скупости и жадности, третье - к чувственности, четвертое - к зависти и злорадованию, пятое - к лености и праздности и т. п. Главная страсть обыкновенно бывает одним из семи главных, так называемых смертных грехов. С этим замеченным и главным в ребенке грехом и нужно родителям бороться в первую очередь и всячески искоренять его, так сказать, в зародыше. Посмотрим теперь, почему над ним по преимуществу следует одержать победу и как легче распознать этот недуг детей своих.

Все вы знаете историю об исполине филистимском - Голиафе. Когда однажды войска филистимское и израильское расположились одно против другого, выступил надменный Голиаф, начал смеяться над израильтянами и с самонадеянной гордостью вызвал кого-либо из них на поединок. Никто не осмеливался противостать необычайному исполину, сразиться с ним, пока юный пастух Давид в надежде на помощь Божию не выступил против него с одной пращей и не сразил его до смерти одним ловким и с силой нанесенным ударом. И вот, увидев, что сильный великан умер, филистимляне тотчас разбежались. Выслушайте же приложение этой истории к предмету нашей беседы. Между различными греховными наклонностями, присущими твоим, отец, детям, есть своего рода Голиаф, т. е. одна самая большая и самая сильная наклонность, или главная страсть. Против этой-то последней и следует тебе прежде всего бороться, ее-то и нужно скорее всего побеждать. Ибо если будет поражен Голиаф страстей, обуревающих душу детей твоих, то остальное полчище их рассеется само собой.

Если ты хочешь очистить твое поле от сорной травы, то ты сперва должен умертвить ее корни: тогда сами собой засохнут и опадут ее листья и ветки. А главная страсть твоего дитяти есть корень, из которого выросли все другие грехи и недостатки. Если ты исторгнешь из сердца твоего ребенка этот коренной грех, то и другие грехи, так сказать, засохнут и отпадут. Если ты хочешь, чтобы высох ручей, то тебе необходимо вычерпать источник. А ведь самый главный и любимый грех твоего дитяти - это источник, из которого проистекают все другие грехи и пороки. Исчерпай этот источник, удали главный недостаток, тогда исчезнут и все другие недостатки. Из сказанного следует, что весь успех воспитания зависит главным образом от того, чтобы убить в сердцах детей главную страсть.

Мы уже неоднократно говорили и доказывали, что воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, с младенчества. Если это можно сказать о всем вообще деле воспитания, то тем более о борьбе против главной страсти. Отсюда и вытекает очень важное правило: преодолевай как можно раньше главную страсть твоих детей. Чем дольше ты будешь ждать, тем сильнее и могущественнее будет страсть и тем труднее будет с нею справиться. Один отец привел однажды, - рассказывает нам евангелист Марк в своем Евангелии (гл. 9), - сына, одержимого злым духом, ко Спасителю, так как ученики Его не могли изгнать этого духа из больного. Почему же, спрашивается, не могли изгнать этого злого духа ученики Иисуса? Причину этого можно видеть из вопроса, поставленного Иисусом Христом отцу бесноватого: как долго одержим этим духом сын твой? - и из ответа отца на этот вопрос: с детства. Та необычайная сила, с которой злой дух мог то ударять больного о землю, то бросать в огонь и воду, объясняется, как видите, тем, что он овладел им еще с детства и до сих пор никем еще не был изгнан.

То же самое - заметьте, христианские родители, - может быть и с духом гордости, с духом тщеславия, сребролюбия и скупости и со всяким другим, обитающим в сердцах ваших детей. Если он не будет изгнан из них в самом раннем возрасте, то он засияет так крепко и такую возымеет силу, что впоследствии или с величайшим только трудом можно будет победить его, или же совсем нельзя будет преодолеть своими силами, и потребуется уже чудесная благодатная помощь для того, чтобы освободить от него детей. Ужели вы настолько высокомерны, что можете требовать и надеяться на такое чудо? А если нет, то употребляйте все меры к тому, чтобы изгонять этот дух главной страсти из сердец детских, пока еще можно, своими силами.

Но чтобы иметь надлежащий успех в излечении этого главного нравственного недуга детей ваших, для этого сначала нужно узнать его. Отсюда и возникает дальнейший, очень важный вопрос о том, каким образом родители могут распознавать главную страсть у каждого из детей своих?

По этому предмету или для этой цели предложим мы такие правила.

Старайся прежде всего узнать твой собственный главный недуг, твою собственную господствующую страсть. Кто хорошо знает самого себя, тому не трудно будет узнать и других. Если это положение справедливо уже вообще, то тем более в отношении родителей. Отец, мать, хорошо знающие свое собственное сердце, которым известна их слабая сторона, их любимый главный порок, легко могут узнать его и у своих детей, так как дети очень часто наследуют дурные наклонности своих родителей; сын или дочь в большинстве случаев имеют те именно главные недостатки, которыми страдают отец и мать. Но это самопознание - очень большое и трудное искусство, достигаемое с величайшим усилием и особенным старанием при помощи божественной благодати. Если хотите вы, христианские родители, достигнуть самопознания, то вы должны тщательно наблюдать за собой, за наклонностями и влечениями своего сердца, усердно просить Бога о просвещении, чаще испытывать свою совесть, от времени до времени исповедовать свои грехи и вообще стремиться к истинному благочестию. Ибо только истинно благочестивый человек может хорошо знать самого себя. Но если ты, по причине недостатка в тебе истинного благочестия, не узнал как должно себя самого и главного своего недостатка, то ты, может быть, хорошо знаешь твою половину, твою супругу или твоего мужа, знаешь очень хорошо его слабую сторону. И это может навести тебя на истинный путь при распознавании главных недостатков детей твоих. Наблюдай только попристальнее за всеми проявлениями воли детей своих, - и ты, отец, откроешь, может быть, в твоей дочери тот самый недостаток, который ты так часто замечаешь в твоей жене, а ты, жена, присматривайся к поступкам твоего сына – и ты, быть может, заметишь в нем те же самые дурные наклонности, которые так часто проявляются в твоем муже и причиняют тебе так много скорби и неприятности.

Затем прислушивайся, что говорят о твоих детях другие. Чужие люди обыкновенно лучше видят недостатки в твоих детях, чем ты сам, так как они не бывают ослеплены ложной любовью. Поэтому если кто-либо, например, священник или учитель, с благим намерением обращает твое внимание на тот или этот недостаток твоего дитяти, не сердись на него в неразумном чувстве оскорбленной родительской гордости, напротив, будь ему за это благодарен и пользуйся теми предостережениями, какие он тебе делает. Это может послужить, конечно, только ко благу твоему и детей твоих.

Люби еще твоих детей благоразумною христианскою любовью. Неразумная, ложная любовь, какой она, к сожалению, большею частью бывает у родителей к своим детям, бывает обыкновенно одной из главных причин, почему они не замечают многих недостатков своих детей, почему они видят в них только хорошее и даже проявление их неблагонравия иногда считают за добрые качества. Не закрывай своих глаз на дурные поступки детей, не ослепляй себя ложной гордостью, лучше смирись и понеси небольшое уязвление своего самолюбия, чем потом увидеть своих детей порочными и испорченными.

Наконец, тщательно следи за твоими детьми, особенно в тот момент, когда они не знают, что за ними наблюдают. Именно, следи за ними во время игр, когда они находятся между равными и подобными им, когда большею частью открывается их истинная натура и скорее всего обнаруживаются добрые и дурные наклонности.

Главная страсть человека - вы знаете, возлюбленные слушатели, - имеет роковое, решающее значение во всем деле искоренения всего злого; поэтому стремитесь всеми силами, не пропускайте никаких средств, чтобы только открыть и выяснить ее. Пока вы не достигнете этого, до тех пор вы не можете надеяться на успех доброго воспитания. Открытая же и ясная в ваших глазах главная страсть дитяти - это, можно сказать, залог и основание для полного успеха. С упованием на помощь Божию начинайте потребную борьбу и не переставайте бороться до конца, до полного истребления известного порока. Если вам удастся таким образом вырвать корень греха, то мало-помалу исчезнет и вся сорная трава грехов в саду сердец детей ваших и глаза Бога и святых Его ангелов выну будут взирать на них с любовью и благоволением.




COMMENTLINK0 отпавить с помощью email кому-нибудь   для печати  

Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь , чтобы зарегистрироваться

Стояние за Истину 2009-2015. Все права защищены.http://www.eroshka.ru.