Ерошка.ру
Сайт для Православных родителей
Программа учебно-воспитательной деятельности Всехсвятского храма.
опубликовано: Катерина, Дата: Thursday 31 March 2016 - 04:24:51
Пояснительная записка


Воскресные школы как форма работы с детьми и молодежью при приходах стали появляться в 90-е годы XX века с началом возрождения церковной жизни в России. За двадцать лет наблюдалась положительная динамика роста количества воскресных школ в епархиях Русской Православной Церкви. Это свидетельствует о повышении роли и значения воскресных школ в деле воспитания и воцерковления подрастающего поколения. В настоящее время многие воскресные школы стали центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной традиции, церковному укладу жизни, церковной среде. Однако время требует повышения качества религиозного образования детей и юношества, которое предполагает не только правильную передачу знаний о Боге, мире и человеке, но, прежде всего, укоренение детей в вере и традиции, возможное только при активном участии в приходской жизни, в церковных богослужениях, а также при формировании потребности, желания прибегать к спасительным источникам благодати, данным через Церковные Таинства. Эту задачу и должны выполнять воскресные школы, жизнь которых организована при приходах Русской Православной Церкви.

Целью программы учебно-воспитательной деятельности в воскресной школе является приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви, повышение качества религиозного образования и воспитания.

Направлениями деятельности воскресной школы являются духовно-нравственное, социальное, личностное развитие воспитанников.

Основными принципами учебно-воспитательной деятельности воскресной школы являются:

а) воцерковление воспитанников, приобщение их к православной вере, к Богослужению и Церковным Таинствам, православной традиции и православной культуре, через которые происходит освящение личности и ее преображение в Духе Истины и Любви;
б) понимание воспитания как спасения;
в) понимание образования как раскрытия образа Божия в человеке, его целостности; развитие и совершенствование ума, воли и чувств;
г) построение уклада жизни воскресной школы, способствующего воспитанию христианского благочестия, навыков противления злу, нравственному восприятию человека, природы, всего живого и культуры;
д) учет подготовленности воспитанников к принятию духовного знания, Божественной Истины, усвоению духовного опыта;
е) мониторинг социализации детей вне ограды Церкви.

В основе программы лежит системный подход, который обеспечивает:

а) формирование мотивации к воцерковлению и духовно-нравственному совершенствованию воспитанников;
б) создание для воспитанников духовной и нравственной среды, способствующей обожению человека;
в) построение учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических особенностей детей.

Участниками учебно-воспитательной деятельности являются директора, педагоги, воспитатели, методисты воскресных школ Русской Православной Церкви, воспитанники воскресных школ, прихожане, родители (законные представители) воспитанников воскресных школ, православная общественность, прямо или косвенно участвующая в учебно-воспитательной деятельности воскресных школ.

Учебно-воспитательная деятельность, реализуемая в воскресной школе для детей (далее - учебно-воспитательная деятельность), включает в себя три ступени:

а) дошкольная (набор детей в возрасте 5-6 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимально 2 года);
б) начальная (набор детей в возрасте 7-11 лет) - с ориентировочным сроком обучения (максимум 4 года);
в) основная, (набор детей в возрасте 12-16 лет)– с ориентировочным сроком обучения (максимально 4 года).

Конкретный порядок организации образовательного процесса устанавливается и изменяется по решению Педагогического совета воскресной школы.

Задачами дошкольной ступени являются православное воспитание и развитие детей, осуществляемые через приобщение к богослужебной жизни Церкви, игровую, творческую и развивающую деятельность, а также через взаимное общение.
Задачами начальной ступени являются обучение основам православного вероучения, православное воспитание, развитие детей, приобщение их к литургической жизни Церкви, обретение первичных навыков и начального опыта церковной жизни.
Задачами основной ступени являются обучение основам православного вероучения, усвоение детьми знаний о вере, осознанное участие в богослужении и Таинствах Церкви, применение полученных знаний в повседневной жизни, формирование навыка ежедневной домашней молитвы, последующее приобщение к социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода (посещение больниц, издание приходской газеты, организация клубов молодежного общения и т.п.).

Результаты учебно-воспитательной деятельности.


Программа устанавливает результаты учебно-воспитательной деятельности:

а) личностным, включающим готовность и способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными принципами в своей жизни, к саморазвитию и самоопределению, ценностно-смысловыми установками, отражающими индивидуальные позиции, наличие стойкой мотивации к учению и познанию, способность ставить цели и строить жизненные планы;
б) предметным, включающим освоенный воспитанниками в ходе изучения вероучительных предметов духовный опыт.


Личностные результаты учебно-воспитательной деятельности должны отражать:


а) осознание себя православным христианином, устремленность к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе;
б) осознание себя чадом Русской Православной Церкви;
в) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, и др.;
г) развитие навыков неприятия зла, различения греха и противостояния им;
д) формирование целостного взгляда на мир в его единстве и многообразии;
е) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о достоинстве, свободе и правах человека;
ж) развитие нравственного самосознания, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
з) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
и) формирование ответственности и прилежания в учебе;
к) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты учебно-воспитательной деятельности определяются в соответствии со ступенью и предметом обучения.


Сетка часов учебного плана Воскресной школы при Всехсвятском храме с. Ивановское

Начальная ступень

Учебные предметы Количество часов в неделю (всего за год)

I год обучения II-й год обучения III-й год обучения IV-й год обучения


Священная библейская история
( 56 часов) 1 час(28 часов) 1 час (28 часов) 0 часов 0 часов

История Христианской Церкви (14 часов) 0 часов 0 часов 0 часов 0,5 часа(14 часов)

Устройство православного храма
и богослужение
(28 часов) 1 час(28 часов) 0 часов 0 часов 0 часов

Основы христианской нравственности (42 часа) 0 часов 0,5 часа(14 часов) 0,5 часа(14 часов) 0,5часа(14 часов)

Церковно-славянский язык (84 часа) 0 часов 1 час(28 часов) 1 час(28 часов) 1 час(28 часов)

Основы хорового и церковного пения (28 часов) 0 часов 0,5 часа(14 часов) 0,5 часа(14 часов) 0 часов


Итого: 2 часа(56 часа) 3 часа(84 часа) 2 часа(56 часа) 2 часа (56 часа)







Основная ступень

Учебные предметы Количество часов в неделю(всего за год)
I-йгод обучения II-йгод обучения III-йгод обучения IV-йгод обучения



Священное Писание: Ветхий Завет ( 28 часов) 0 часов 1час(28 часов) 0 часов 0 часов


Священное Писание: Новый Завет ( 42 часа) 0 часов 0 часов 1час(28 часов) 0,5 часа(14 часов)


Православное Богослужение(28 часов ) 1час(28 часов) 0 часов 0 часов 0 часов


Основы православного вероучения/ Катехизис (42 часа) 1час(28 часов) 0,5 часа(14 часов) 0 часов 0 часов


История Христианской Церкви ( 56 часов) 0 часов 0,5 часа(14 часов) 1час(28 часов) 0,5 часа(14 часов)


Христианская этика (28 часов) 0 часов 0 часов 0 часов 1час(28 часов)



Итого: 2 часа(56 часов) 2 часа(56 часов) 2 часа(56 часов) 2 часа(56 часов)



В программе используются формы работы, которые способствуют реализации единства воскресной школы, семьи и прихода в совместной работе по духовно-нравственному воспитанию и обеспечивают:

а) создание и поддержание православной среды, способствующей духовно-нравственному становлению и развитию личности, раскрытию ее творческого потенциала;

б) создание совместно с семьей системы воспитательных мероприятий, позволяющих реализовать полученные знания в личной духовной жизни, а так же развивать и укреплять в детях навыки христианского благочестия и добродетельной жизни;

в) формирование целостной учебно-воспитательной среды, включающей в себя школьную, приходскую и домашнюю жизнь.

К таким формам работы относятся: участие в богослужениях, кружковая деятельность, летние и другие лагеря, организация православных праздников и участие в них, паломнические поездки, поисковые экспедиции, участие в миссионерской и социальной приходской деятельности, общественно полезные практики (посильная помощь в восстановлении монастырей, храмов, церковных святынь), участие в православных молодежных движениях.

Особенности организации учебно-воспитательной деятельности.

К особенностям к организации учебно-воспитательной деятельности относятся подбор кадров, материально-техническое и информационное обеспечение, источники финансирования.

Результатом создания указанных условий должно быть создание развивающей учебно-воспитательной среды, пропитанной духом христианской любви, обеспечивающей:

а) высокий уровень православного образования и воспитания;
б) усвоение полученных знаний, их доступность и открытость для воспитанников и их родителей;
в) духовную взаимосвязь учебно-воспитательного процесса, приходской богослужебной жизни и личной жизни воспитанников и преподавателей;
г) охрану и укрепление духовного, физического, психологического и социального здоровья воспитанников.

Требования к подбору кадров:
а) воцерковленность;
б) среднее или высшее богословское образование;
в) среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания;
г) начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование, прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.
д) на работу, связанную с дополнительной частью учебно-воспитательного процесса, принимаются лица православного вероисповедования, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационных характеристик по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании (для центра духовно-нравственного воспитания), либо необходимые навыки для ведения данных занятий (для прочих воскресных школ).
е) соответствие уровня квалификации квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников - квалификационной категории;
ж) постоянное совершенствование профессиональных качеств;
з) создание условий для комплексного взаимодействия воскресной школы с педагогической общественностью региона с целью пополнения недостающих кадров и обмена опытом.

Воскресная школа финансируется приходом Всехсвятского храма Чеховского благочиния.

Материально-техническое обеспечение программы учебно-воспитательной деятельности включает:


а) соблюдение санитарно-гигиенических норм учебно-воспитательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
б) соблюдение санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
в) соблюдение социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской и т.д.);
г) пожарную и электробезопасность;
д) требования охраны труда;
е) обеспечение учебными и учебно-методическими пособиями, имеющими гриф ОРОиК РПЦ или Издательского совета РПЦ;
ж) обеспечение учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам Программы;

з) наличие библиотеки, укомплектованной книгами вероучительного содержания, книгами Священного Писания, святоотеческой литературой, литературой по православной педагогике, детской православной художественной литературой, справочно-библиографической литературой, фондом дополнительной литературы и иной литературы в печатном виде, детской художественной и научно-популярной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями, сопровождающими учебно-воспитательный процесс.

Информационное оснащение учебно-воспитательного процесса обеспечивает возможность:

а) получения информации, необходимой для обеспечения учебного процесса в библиотеке.
б) создания и использования аудио и видео-материалов.
Информационная среда в православном образовательном учреждении создается на принципах духовной безопасности.
Информационная среда включает в себя совокупность технологических средств: компьютер, культурные и организационные формы информационного взаимодействия.
Информационная среда воскресной школы обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:
• планирование учебно-воспитательного процесса;
• размещение и сохранение материалов учебного процесса, в том числе - работ воспитанников и педагогов, используемых участниками учебно-воспитательного процесса, информационных ресурсов;
• фиксацию хода учебного процесса и результатов учебно-воспитательной деятельности в сети Интернет не страницах приходского сайта прихода.
ОРОиК и ОРОиК РПЦ и с другими образовательными учреждениями, организациями.
Функционирование информационной учебно-воспитательной среды соответствует законодательству Российской Федерации.

Порядок реализации и контроль выполнения программы.
Конкретный порядок организации образовательного процесса устанавливается и изменяется по решению Педагогического совета воскресной школы.
В процессе обучения преподаватель должен ориентироваться на уровень подготовленности воспитанников к восприятию вероучительного знания.
Воскресная школа самостоятельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной деятельности, используя разные формы контроля, преимущественно творческие.
Приоритетную роль в оценке промежуточных результатов по всем предметам должны иметь инновационные свободные формы оценки, участие детей в самостоятельной творческой, познавательной, проектной деятельности: различные конкурсы, внутришкольные олимпиады, различные выступления, участие в приходских, межприходских и епархиальных мероприятиях, делах социального и миссионерского служения.
Предметом итоговой оценки результатов учебно-воспитательной деятельности является достижение личностных и предметных результатов. По итогам аттестации выпускнику воскресной школы выдается диплом установленного образца, заверенный печатью учредителя или воскресной школы.
В итоговой оценке должны быть выделены результаты итоговых работ, характеризующие степень усвоения программ вероучительного содержания и дополнительных занятий.
Итоговая аттестация результатов учебно-воспитательной деятельности проводится аттестационной комиссией.
Состав аттестационной комиссии определяется Положением о воскресных школах.



COMMENTLINK0 отпавить с помощью email кому-нибудь   для печати  
Категории новостейКатегории новостей
 Вафельные трубочки " Марина".
Вкл. Friday 12 May 2017 - 02:57:32 | 0
 Пирожки с ревенем.
Вкл. Friday 12 May 2017 - 02:56:01 | 0
 Пасхальный кулич на сметане.
Вкл. Thursday 13 April 2017 - 16:27:11 | 0
 Божья коровка
Вкл. Friday 12 May 2017 - 02:48:27 | 0
 Ожидание праздника.
Вкл. Monday 10 April 2017 - 20:53:12 | 1
 Проблемы в учебе детей начальной школы.
Вкл. Friday 12 May 2017 - 02:52:25 | 0
 20 способов утихомирить ребенка.
Вкл. Friday 12 May 2017 - 02:51:50 | 0
 СДВГ
Вкл. Wednesday 23 November 2016 - 20:33:56 | 0
  Слово в неделю Мясопустную.
Вкл. Wednesday 22 February 2017 - 16:05:44 | 0
 Неделя сыропустная. Чин прощения.
Вкл. Wednesday 22 February 2017 - 16:04:59 | 0
 Как провести Рождественский пост?
Вкл. Wednesday 23 November 2016 - 21:28:46 | 0
 Рождество Пресвятой Богородицы. Конспект.
Вкл. Sunday 25 September 2016 - 03:34:42 | 0
 Волхвы и Рождество.
Вкл. Sunday 03 January 2016 - 03:09:42 | 0
 Анна Кашинская.
Вкл. Wednesday 07 May 2014 - 15:59:33 | 0
 Отдых с ребенком.
Вкл. Friday 12 May 2017 - 02:55:22 | 0
 О маленьких сладкоежках.
Вкл. Wednesday 23 November 2016 - 21:08:21 | 0
 Как повысить иммунитет ребенка.
Вкл. Wednesday 23 November 2016 - 21:06:16 | 0
 Хор.
Вкл. Sunday 21 February 2016 - 14:29:58 | 0
 Длительность нот.
Вкл. Sunday 21 February 2016 - 14:20:39 | 0
 Ноты.
Вкл. Sunday 21 February 2016 - 14:17:50 | 0
 Кухонная посуда
Вкл. Friday 05 February 2016 - 02:47:32 | 0
 Коронация бабушки
Вкл. Wednesday 03 February 2016 - 18:41:08 | 0
 Комендантский час для детей хотят закрепить на федеральном уровне
Вкл. Wednesday 03 February 2016 - 18:23:05 | 0
 Научные опыты для дошкольников.
Вкл. Friday 12 May 2017 - 02:47:58 | 0
 Снежные цветы - научный опыт для детей.
Вкл. Wednesday 23 November 2016 - 20:55:07 | 0
 Изучаем животный мир: паутина.
Вкл. Wednesday 23 November 2016 - 20:52:45 | 0
 Права родителей больного ребенка-3.
Вкл. Wednesday 10 December 2008 - 07:27:59 | 0
 Права родителей больного ребенка-2.
Вкл. Wednesday 10 December 2008 - 07:25:34 | 0
 Права родителей больного ребенка-1.
Вкл. Wednesday 10 December 2008 - 07:20:56 | 0
 О Страстной Седмице - детям.
Вкл. Tuesday 11 April 2017 - 03:23:33 | 0
 Апостольский пост.
Вкл. Wednesday 15 June 2016 - 07:21:08 | 0
  Житие преподобного Алексия человека Божия
Вкл. Friday 01 April 2016 - 19:35:32 | 0
 Великий Вторник.
Вкл. Tuesday 11 April 2017 - 03:29:36 | 0
 Великая Среда!!!
Вкл. Tuesday 11 April 2017 - 03:26:02 | 0
 Вход Господень в Иерусалим..
Вкл. Sunday 09 April 2017 - 04:29:32 | 0
 Ангелы.
Вкл. Friday 12 May 2017 - 02:49:03 | 0
 Пасхальные узоры.
Вкл. Monday 10 April 2017 - 21:21:09 | 0
 Храм.
Вкл. Wednesday 15 June 2016 - 07:24:34 | 0
 Солнечные батареи на приусадебном участке
Вкл. Wednesday 04 March 2015 - 18:27:54 | 0
 Велосипеды
Вкл. Monday 02 February 2015 - 19:47:02 | 0
 Ремонт стартеров
Вкл. Sunday 25 January 2015 - 01:19:40 | 0
 Распятие и Голгофа.
Вкл. Saturday 04 April 2015 - 17:25:38 | 0
 Плохая оценка.
Вкл. Thursday 01 October 2009 - 19:04:44 | 0
 Что тебе дороже?
Вкл. Thursday 01 October 2009 - 18:58:06 | 0
 Молитва при трудных родах.
Вкл. Friday 12 May 2017 - 02:50:27 | 0
 Кормление как духовное общение.
Вкл. Friday 16 November 2012 - 14:07:30 | 5

Стояние за Истину 2009-2015. Все права защищены.http://www.eroshka.ru.