Ерошка.ру
Сайт для Православных родителей
История праздника Рождества Христова.
опубликовано: Катерина, Дата: Wednesday 12 November 2008 - 22:35:33
История праздника Рождества Христова


Соперничая с Пасхой своей торжественностью, праздник Рождества Христова заставляет ожидать, что он появился в самые первые времена христианства, в век еще апостольский. Даже как-то трудно себе представить, чтобы христиане когда-либо могли не праздновать дня рождения своего Спасителя, чтобы они не помнили и не “святили” этого дня. На самом же деле было далеко не так и было по очень простой причине.

Христиане обыкновенно не празднуют дня рождения своего, а празднуют именины, то есть день крещения своего. Этим христианин показывает, что не великая была бы радость для мира, да и для него самого, что родился на земле лишний грешник, если б грешник этот в свое время не переродился в праведника (праведника по крайней мере в возможности) чрез таинство крещения. Не будь этого духовного рождения, христианин о дне своего рождения мог бы только сказать с многострадальным Иовом: Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: “зачался человек!” (Иов 3, 3). И этот пренебрежительный, мягко говоря, взгляд на день плотского рождения был искони присущ христианству, раннему даже в гораздо большой степени, чем позднейшему и современному. Это нам трудно понять, но действительно было так, что древние христиане называли днем рождения день смерти человека, и называли самым серьезным образом. Для дня кончины мучеников самое принятое название было natalitia, “родины”.

При таком взгляде на день рождения вообще, могло ли придти на мысль христианам праздновать и день рождения Спасителя? Правда, Его рождение было настолько необычно, было таким счастьем для мира, что и сравнивать его нельзя с каким бы то ни было человеческим рождением. Но Христос для тогдашних христиан был до того небесным человеком, что мысль их не могла достаточно любовно останавливаться на Его плотском рождении. Слишком духовны были для этого тогдашние христиане, мало занимала их плоть. Понятно, что при таком взгляде, при преимущественном рассматривании Христа с этой стороны, скорее хотелось праздновать Его воскресение, вознесение на небо, ниспослание Духа Святого, чем “еже по плоти” рождество Его. И действительно, все эти праздники древнее Рождества, несравненно древнее его празднование простого воскресенья. Древнее его и праздники в честь мучеников, например, праздник в честь святого Игнатия Богоносца, которым так кстати открывается в Православной Церкви предпразднство Рождества Христова.

Можно не преувеличивая сказать, что Древняя Церковь была принуждена внешними влияниями установить праздник в честь этого события. И странно, хотя после всего сказанного понятно, что раньше, чем Рождество Спасителя, она стала праздновать Его Крещение. Но и последнее она стала праздновать не вполне по своей доброй воле. Ранее Православной Церкви этот праздник ввели у себя еретики-гностики и ввели потому, что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Но ничего так не завлекало христиан в ересь, особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить свой такой же, и вот тогдашняя Православная Церковь установила и у себя торжественный праздник в честь Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая этим названием мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил себя Богом, предстал как Бог, как Единый от Троицы. Мало того, чтобы еще более подорвать лжеумствование гностиков относительно Крещения Христова, тогдашняя Православная Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и рождения Христова; к последнему названию Богоявления шло еще более, чем к Крещению. То и другое, Крещение и Рождество, таким образом, праздновалось в один день под общим именем Богоявления, и именно в день, посвященный ранее одному Крещению – 6 января (здесь и далее по тексту даты по ст.ст. – Ред.); так по крайней мере было
в IV, V и даже отчасти в VI веке в Палестине, Египте и других местах Востока, по свидетельству современных писателей. Армянская церковь, отделившаяся от кафолической в эту эпоху, сохранила эту практику доселе: она празднует Рождество Христово 6 января и не имеет праздника Крещения.

Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века, по преданию при папе Юлии. В одном римском календаре, составленном не позднее 354 года, под 25 декабря, уже показано: “День Рождения Христа в Вифлееме”. Можно и догадываться, чем было вызвано это отделение и почему именно оно произошло в Риме. Языческий римский культ с особенною торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил (8–9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутительным, именно в конце декабря. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. И после победы язычества над христианством праздник этот с особенным блеском совершался в Риме, по крайней мере, так совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике (по его свидетельству). Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, думают, и перенесли в Рим с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного незаходимого Солнца.

За Римом в этом отношении последовали мало-помалу и все Восточные Церкви. При этом замечательно, что из Восточных Церквей на праздник этот впервые произносят проповеди три великие святителя: Василий Великий в Кесарии, Григорий Богослов в Константинополе и Иоанн Златоуст в Антиохии, из бесед которого мы узнаем не только то, что именно он ввел в Антиохии это праздник и притом по примеру Запада, но с какою постепенностью и осторожностью делалось это нововведение. В беседе, произнесенной 20 декабря 386 или 387 года, святой Иоанн Златоуст говорил, что в наступающее 25 декабря впервые будет здесь праздноваться Рождество Христово, давно знакомое Западу, и в Антиохию слухи о таком празднике проникли уже лет 10 назад; святой отец сознается, что он давно уже желал ввести в Антиохии этот праздник и даже втайне молился об этом. В беседе на самый праздник проповедник выражает приятное удивление, что он собрал столько народа, между тем как до того о празднике много спорили: одни считали его нововведением, другие же возражали, что на Западе он издавна совершался.

Не роняет ли несколько значение праздника эта история его происхождения – то, что он появился только в противовес к языческому празднику и впервые в Западной Церкви? Таким образом как будто оказывается, что 25 декабря не потому выбрано для этого праздника, что в этот день родился Христос, а по посторонним, случайным и местным соображениям. Но такой вывод был бы преждевременным. То правда, что Древней Церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова. Но уже в IV веке Церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря и на основании приблизительно следующих соображений. Месяц и день смерти Христовой точно известен из Евангелий; а в Церкви издавна распространено было убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую пасху, которая в тот год приходилась, думали, 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату 25 декабря. Эту дату принимает уже святой Ипполит (III век); ее защищают святой Златоуст и блаженный Августин.

Таким образом, весьма вероятно, что и самое событие Рождества Христова падало на время, когда оно и празднуется. Если должно быть соответствие между течением природной жизни в мире и благодатной жизни, то как не было более весны подходящего времени для зачатия и воскресения Христова, так уместнее всего было Рождество Его в пору года, являющуюся лучшей после весны. Неудивительно, что и язычники с их почитанием природы приурочивали к этим временам года свои великие праздники. Как ни духовна христианская вера, но и она в своих праздниках не пошла в разрез с природою, хотя по более глубоким, чем язычество, основаниям.

Профессор М.СКАБАЛЛАНОВИЧ
(Рождество Христово. ТСЛ, 1995


COMMENTLINK0 отпавить с помощью email кому-нибудь   для печати  
Категории новостейКатегории новостей
 Пирог с грушей.
e107 Вкл. Thursday 27 June 2019 - 13:54:32 | 0
 Домашние вареники с картошкой.
e107 Вкл. Thursday 27 June 2019 - 13:52:35 | 0
 Пасхальные блюда: Пасха розовая.
e107 Вкл. Thursday 25 April 2019 - 14:06:22 | 0
 Незабудка.
e107 Вкл. Tuesday 24 July 2018 - 14:20:10 | 0
 Чудо - Огонек.
e107 Вкл. Wednesday 14 February 2018 - 16:16:10 | 0
 Рождество Христово.
e107 Вкл. Saturday 30 December 2017 - 16:14:24 | 0
 Рождественская дама.
e107 Вкл. Thursday 11 October 2018 - 17:31:04 | 0
 Детские пасхальные стихи.
e107 Вкл. Saturday 07 April 2018 - 19:26:28 | 0
 Великий Пост.
e107 Вкл. Sunday 11 March 2018 - 03:55:48 | 0
 Что нам известно о Богородице?
e107 Вкл. Tuesday 24 July 2018 - 14:21:15 | 0
 Волхвы и Рождество.
e107 Вкл. Saturday 30 December 2017 - 16:14:52 | 0
 Голгофский Крест.
e107 Вкл. Thursday 30 November 2017 - 18:30:34 | 0
 Утренняя гимнастика - залог здоровья!
e107 Вкл. Tuesday 24 July 2018 - 14:23:48 | 0
 Как повысить иммунитет ребенка.
e107 Вкл. Wednesday 01 November 2017 - 18:30:40 | 0
 Отдых с ребенком.
e107 Вкл. Friday 12 May 2017 - 05:55:22 | 0
 Хор.
e107 Вкл. Sunday 21 February 2016 - 17:29:58 | 0
 Длительность нот.
e107 Вкл. Sunday 21 February 2016 - 17:20:39 | 0
 Ноты.
e107 Вкл. Sunday 21 February 2016 - 17:17:50 | 0
 Кухонная посуда
e107 Вкл. Friday 05 February 2016 - 05:47:32 | 0
 Коронация бабушки
e107 Вкл. Wednesday 03 February 2016 - 21:41:08 | 0
 Комендантский час для детей хотят закрепить на федеральном уровне
e107 Вкл. Wednesday 03 February 2016 - 21:23:05 | 0
 Изучаем животный мир: паутина.
e107 Вкл. Thursday 27 June 2019 - 13:45:49 | 0
 Интересные факты о растениях.
e107 Вкл. Tuesday 24 July 2018 - 14:22:16 | 0
 Воспитание чувства правды.
e107 Вкл. Sunday 11 March 2018 - 04:02:52 | 0
 Права родителей больного ребенка-3.
e107 Вкл. Wednesday 10 December 2008 - 10:27:59 | 0
 Права родителей больного ребенка-2.
e107 Вкл. Wednesday 10 December 2008 - 10:25:34 | 0
 Права родителей больного ребенка-1.
e107 Вкл. Wednesday 10 December 2008 - 10:20:56 | 0
 О Страстной Седмице - детям.
e107 Вкл. Tuesday 11 April 2017 - 06:23:33 | 0
 Апостольский пост.
e107 Вкл. Wednesday 15 June 2016 - 10:21:08 | 0
  Житие преподобного Алексия человека Божия
e107 Вкл. Friday 01 April 2016 - 22:35:32 | 0
 Вход Господень в Иерусалим..
e107 Вкл. Sunday 01 April 2018 - 06:31:28 | 0
 Великий Вторник.
e107 Вкл. Tuesday 11 April 2017 - 06:29:36 | 0
 Великая Среда!!!
e107 Вкл. Tuesday 11 April 2017 - 06:26:02 | 0
 Ангелы.
e107 Вкл. Friday 12 May 2017 - 05:49:03 | 0
 Пасхальные узоры.
e107 Вкл. Tuesday 11 April 2017 - 00:21:09 | 0
 Храм.
e107 Вкл. Wednesday 15 June 2016 - 10:24:34 | 0
 Солнечные батареи на приусадебном участке
e107 Вкл. Wednesday 04 March 2015 - 21:27:54 | 0
 Велосипеды
e107 Вкл. Monday 02 February 2015 - 22:47:02 | 0
 Ремонт стартеров
e107 Вкл. Sunday 25 January 2015 - 04:19:40 | 0
 Распятие и Голгофа.
e107 Вкл. Saturday 04 April 2015 - 20:25:38 | 0
 Плохая оценка.
e107 Вкл. Thursday 01 October 2009 - 23:04:44 | 0
 Что тебе дороже?
e107 Вкл. Thursday 01 October 2009 - 22:58:06 | 0

Стояние за Истину 2009-2015. Все права защищены.http://www.eroshka.ru.