Ерошка.ру
Сайт для Православных родителей
Игры на развитие мышления.
опубликовано: Катерина, Дата: Понедельник 02 февраля 2009 - 19:18:45
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Выделяют три вида мышления:

1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)

2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)

3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.


КТО ЧТО ЛЮБИТ?

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

КЛАССИФИКАЦИЯ

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ:

развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, твогог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

ЧЕРЕДОВАНИЕ

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

ОТВЕЧАЙ БЫСТРО

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и словарного запаса.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. - назови слова, относящиеся к спорту. - назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

ГОВОРИ НАОБОРОТ

Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ на развитие скорости мышления.

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.

Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

КТО КЕМ БУДЕТ?

Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.
Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

НЕЛЕПИЦЫ

Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК

COMMENTLINK0 отпавить с помощью email кому-нибудь   для печати  
Категории новостейКатегории новостей
 Пасхальный кулич на сметане.
e107 Вкл. Четверг 29 апреля 2021 - 07:53:00 | 0
 Традиционный кулич на Пасху.
e107 Вкл. Четверг 29 апреля 2021 - 07:47:47 | 3
 История о короткой дружбе.
e107 Вкл. Среда 29 июля 2020 - 18:15:18 | 0
 Незабудка.
e107 Вкл. Вторник 24 июля 2018 - 14:20:10 | 0
 Чудо - Огонек.
e107 Вкл. Среда 14 февраля 2018 - 16:16:10 | 0
 Ко дню семьи.
e107 Вкл. Среда 29 июля 2020 - 18:16:03 | 0
 Рождественская дама.
e107 Вкл. Четверг 11 октября 2018 - 17:31:04 | 0
 Детские пасхальные стихи.
e107 Вкл. Суббота 07 апреля 2018 - 19:26:28 | 0
 Проблемы в учебе детей начальной школы.
e107 Вкл. Среда 29 июля 2020 - 18:16:45 | 0
 Можно ли разрешить ребенку делать все, что он хочет?
e107 Вкл. Среда 29 июля 2020 - 18:14:15 | 0
 Как общаться с ребёнком?
e107 Вкл. Воскресенье 11 марта 2018 - 03:53:19 | 0
 Кому и зачем нужно прощение?
e107 Вкл. Среда 29 июля 2020 - 18:17:23 | 0
 Мысли на каждый день года. 3-я седмица Великого поста.
e107 Вкл. Вторник 26 марта 2019 - 08:00:33 | 0
 О любви.
e107 Вкл. Вторник 24 июля 2018 - 14:20:44 | 0
 Что нам известно о Богородице?
e107 Вкл. Вторник 24 июля 2018 - 14:21:15 | 0
 Волхвы и Рождество.
e107 Вкл. Суббота 30 декабря 2017 - 16:14:52 | 0
 Голгофский Крест.
e107 Вкл. Четверг 30 ноября 2017 - 18:30:34 | 0
 Хор.
e107 Вкл. Воскресенье 21 февраля 2016 - 17:29:58 | 0
 Длительность нот.
e107 Вкл. Воскресенье 21 февраля 2016 - 17:20:39 | 0
 Ноты.
e107 Вкл. Воскресенье 21 февраля 2016 - 17:17:50 | 0
 Кухонная посуда
e107 Вкл. Пятница 05 февраля 2016 - 05:47:32 | 0
 Коронация бабушки
e107 Вкл. Среда 03 февраля 2016 - 21:41:08 | 0
 Комендантский час для детей хотят закрепить на федеральном уровне
e107 Вкл. Среда 03 февраля 2016 - 21:23:05 | 0
 Изучаем животный мир: паутина.
e107 Вкл. Четверг 27 июня 2019 - 13:45:49 | 0
 Интересные факты о растениях.
e107 Вкл. Вторник 24 июля 2018 - 14:22:16 | 0
 Воспитание чувства правды.
e107 Вкл. Воскресенье 11 марта 2018 - 04:02:52 | 0
 Пасхальное яйцо из лоскутков.
e107 Вкл. Воскресенье 01 апреля 2018 - 06:30:56 | 0
 Яйца на Пасху для самых маленьких.
e107 Вкл. Воскресенье 01 апреля 2018 - 06:29:37 | 0
 Пасхальные яйца. Рисование.
e107 Вкл. Воскресенье 01 апреля 2018 - 06:29:02 | 0
 Права родителей больного ребенка-3.
e107 Вкл. Среда 10 декабря 2008 - 10:27:59 | 0
 Права родителей больного ребенка-2.
e107 Вкл. Среда 10 декабря 2008 - 10:25:34 | 0
 Права родителей больного ребенка-1.
e107 Вкл. Среда 10 декабря 2008 - 10:20:56 | 0
 О Страстной Седмице - детям.
e107 Вкл. Вторник 11 апреля 2017 - 06:23:33 | 0
 Апостольский пост.
e107 Вкл. Среда 15 июня 2016 - 10:21:08 | 0
  Житие преподобного Алексия человека Божия
e107 Вкл. Пятница 01 апреля 2016 - 22:35:32 | 0
 Вход Господень в Иерусалим..
e107 Вкл. Воскресенье 01 апреля 2018 - 06:31:28 | 0
 Великий Вторник.
e107 Вкл. Вторник 11 апреля 2017 - 06:29:36 | 0
 Великая Среда!!!
e107 Вкл. Вторник 11 апреля 2017 - 06:26:02 | 0
 Ангелы.
e107 Вкл. Пятница 12 мая 2017 - 05:49:03 | 0
 Пасхальные узоры.
e107 Вкл. Вторник 11 апреля 2017 - 00:21:09 | 0
 Храм.
e107 Вкл. Среда 15 июня 2016 - 10:24:34 | 0
 Солнечные батареи на приусадебном участке
e107 Вкл. Среда 04 марта 2015 - 21:27:54 | 0
 Велосипеды
e107 Вкл. Понедельник 02 февраля 2015 - 22:47:02 | 0
 Ремонт стартеров
e107 Вкл. Воскресенье 25 января 2015 - 04:19:40 | 0
 Распятие и Голгофа.
e107 Вкл. Суббота 04 апреля 2015 - 20:25:38 | 0
 Плохая оценка.
e107 Вкл. Четверг 01 октября 2009 - 23:04:44 | 0
 Что тебе дороже?
e107 Вкл. Четверг 01 октября 2009 - 22:58:06 | 0
 О благополучии беременности и родов.
e107 Вкл. Вторник 24 июля 2018 - 14:23:03 | 0
 Молитва при трудных родах.
e107 Вкл. Пятница 12 мая 2017 - 05:50:27 | 0
 Кормление как духовное общение.
e107 Вкл. Пятница 16 ноября 2012 - 18:07:30 | 5

Стояние за Истину 2009-2015. Все права защищены.http://www.eroshka.ru.