«БЕЗ ХРИСТА СУЕТНО ВСЕОБРАЗОВАНИЕ» (Святой праведный ИОАНН Кронштадтский)
При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце — жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христиaнcкoгo. Пора христианам понять Господа, чего Он от нас хочет; именно Он хочет чистого сердца: блаженны чистые сердцем (Мф. 5,8). Прислушайтесь к Его сладчайшему гласу в Евангелии. А истинная жизнь нашего сердца — Христос (живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Научитесь все мудрости апостола — это наша общая задача: вселить верою Христа в сердце.
Современное ложное просвещение удаляет от истинного Света, просвещающего всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1, 9), а не приближает к Нему. А без Христа суетно все образование.
Что мы хотим сделать из наших юношей? Всезнающих или многознающих ученых мужей? Слишком этого недостаточно. Можно и весьма много знать, быть весьма ученым человеком и в то же время, увы, быть негодным человеком и вредным членом общества… Горе нам, если из наших учебных заведений стали бы выходить такие ученые. Но что же мы хотим сделать из наших юношей? Полезных обществу членов. Хорошо, но этого мало. Истинно полезные христианскому обществу члены могут быть только воспитанные в христианских понятиях, правилах, обычаях добрые сыны Православной Церкви. Значит, надо образовать не только ученых людей и полезных членов общества, но и — что всего важнее и нужнее — добрых, богобоязненных христиан. Будем же питомцам внушать, что все знания научные без науки подчинения властям, установленным законам и порядкам общественным, не принесут им никакой пользы; что все науки имеют своим центром и исходным началом Бога и Его вечную Премудрость, как души имеют своим прообразом Господа Бога, создавшего нас по образу и подобию Своему…
Светильник для тела есть око. Учитель есть светильник для учеников. Итак, если око его, взгляд его на свой предмет, метод преподавания будет прост, то все ученики его, хорошо его понимая, будут просвещаться от его преподавания, в их умах все будет светло. Если же око учителя, взгляд его на предмет, метод преподавания будет неясен и темен, чужд простоты, наглядности, то и все тело его, то есть все ученики его, будут блуждать своими умами во мраке, ощупью ища истины, затемненной словами,· фразами, оборотами речей.
Итак, преподавание должно быть самое простое… Дай Бог, чтобы из всех знаний, из всех наук образовалось в душе детей то стройное согласие, та твердая христианская система познаний, правил и навыков, которая составляет истинное христианское образование и при которой наши питомцы всегда будут и Богу во славу, и Церкви на утверждение и украшение, и обществу на пользу… Да будет же в нашей школе началом и концом Господь Вседержитель, в деснице Коего все существующее, все умы, благонамеренные изыскания и открытия умов, от Которого всякая наука и всякий добрый успех в науках…
Вы, дети, учитесь языкам: русскому, французскому, немецкому, латинскому. Дело хорошее. Но смотрите, больше всего учитесь языку любви, самому живому, выразительному, сильному языку. Без него знание языков не принесет никакой существенной пользы…
И душевные, и телесные силы человека совершенствуются, умножаются и укрепляются упражнением в них. Упражняй руку часто в письме, в шитье, в вязании — набьешь, как говорят, руку: хорошо будешь писать, шить, вязать; упражняйся чаще в сочинении — будешь сочинять легко и хорошо; упражняйся в делании добрых дел или в побеждении страстей и искушений — и дела добродетели будешь со временем делать легко и сладостно, будешь побеждать страсти удобно при помощи вседействующей благодати Божией. Но не стань писать, шить и вязать; не сочиняй ничего или сочиняй очень редко, живи в одних материальных заботах жизни, — и, пожалуй, несколько слов связать будет трудно, особенно о чем-либо духовном: заданное сочинение будет египетскою работою; не стань молиться или молись редко, — тебе и противна, и тяжела будет молитва, как пятипудовая тяжесть; не стань воевать на страсти или воюй только изредка и слабо, — и очень трудно будет бороться с ними, будешь часто побеждаем от них; не будешь иметь от них покоя и жизнь свою отравишь ими, не научившись побеждать этих домашних, злейших, внутренних, всегда в твоем сердце сидящих врагов твоих.
Так всем необходим труд и деятельность; жизнь без деятельности и не есть жизнь, а что-то уродливое, какой-то призрак жизни. Поэтому борьба с леностию плоти постоянная, упорная есть долг всякого человека; сохрани Бог от потворства ей. всякого христианина.