Иконография праздника Введения. — Ерошка.ру

ПРАВОСЛАВИЕ

Иконография праздника Введения. - Ерошка.ру0ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

«И вот исполнилось Ребенку три года, и сказал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце Своем храм Господень. И сделали так по дороге к храму Господню. И жрец принял Ее, и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на Нее благодать Господня, и Она прыгала от радости, и полюбил Ее весь народ Израиля. И ушли Ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что Дочь не повернула назад. Находилась же Мария в храме Господнем, как голубка, и пищу принимала из рук Ангела».

Празднование Введения Богородицы во храм, по мнению историков, начинается с VIII столетия. Об этом, в частности, свидетельствует произведение святого патриарха Константинопольского Германа «Похвала Пресвятой нашей Госпоже и Богородице, егда принесена бысть в церковь родителем своим треми леты сущи». А в IX веке появляются два канона, посвященных празднику: автором одного является Георгий Никомидийский, другого — преподобный Иосиф Песнописец.
Иконография праздника мало изменялась со временем, и содержит основные типичные черты. В центре – Пресвятая Дева. Трехлетняя Мария одета в характерный для всей богородичной иконографии мафорий, который исторически являлся одеждой замужних палестинских женщин. Фигурка Пресвятой Девы изображена значительно меньше других фигур, но весь Ее облик — не детский. Этой деталью подчеркивается и настоящее особое избранничество Святой Юницы, и грядущее великое предназначение Божией Матери. Святые праведные Богоотцы изображены или рядом со святой Младеницею, или же позади сопровождающих Ее дев. Первосвященник Захария в поклоне склоняется к будущей Пресвятой Богородительнице. В верхнем углу иконы, за фигурой первосвященника помещена характерная сцена: Пресвятая Дева принимает пищу от Ангела.

Самыми ранними изображениями на тему праздника в русской иконографии исследователи считают композицию в приделе Иоакима и Анны Софийского собора в Киеве, относящуюся к XI веку и фреску XIV века, которая была помещена на северной стене новгородской церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле. И сам храм, и его росписи были уничтожены фашистами в годы Великой Отечественной войны. Фреска располагалась по сторонам окна храма. Справа от окна были изображены юные девы, сопровождающие Богородицу в храм. Слева – святые праведные Иоаким и Анна, Пресвятая Юница, первосвященник Захария, встречающий Ее, а в левом верхнем углу – Ангел, приносящий пищу Богородице. Направление движения фигур – справа налево. Иконография праздника символически отображает торжественную процессию, сопровождение Пресвятой Девы в храм Божий, где Она будет возрастать до невиданного для земного человека духовного подвига.

«Днесь Боговместимый храм Богородица в храм Господень приводится, и Захария Сию приемлет: днесь святая святых радуются, и лик Ангельский таинственно торжествует», — поется в стихире праздника.
Пребывание Пресвятой Отроковицы в храме, где Она постигала полноту духовной мудрости и смирения, является прообразом будущих христианских монастырей. Именно поэтому многие монастыри и храмы на Руси устраивались в честь праздника Введения. Всемирно известным Введенским монастырем является Оптина пустынь, святые старцы которой примером высочайшего личного духовного подвига показали, что спасение наиболее возможно именно в стенах православного храма.

С. Алексеев. Зримая истина
Книга о православной иконе для семьи и школы
СПб.: Ладан, Троицкая школа, 2006 г

Введение Божией Матери во Храм

– Кто, кроме Самой Марии и Её родителей, Иоакима и Анны, изображён на иконе?

– Действительно, не только родители пришли проводить Марию. Рядом с ними стоят девушки с зажжёнными свечами – такова была традиция проводов людей, посвящаемых Богу, из мирской жизни. Обратите внимание на одежду девушек: на них длинные хитоны, сверху – туники. Их головы и руки открыты. Именно так в Палестине в то время одевались молодые незамужние девушки.

– Почему же тогда Мария одета по-другому?

– Мария одета так, как одевались в то время взрослые замужние женщины. Так же одета и мать Марии – святая Анна. Этой деталью подчёркивается будущее великое предназначение Девы Марии — стать Матерью Бога.

– Кто встречает Марию у дверей Храма?

– Это священник Захария. Бог открыл ему, что перед ним – не просто девочка, а Избранница Божия. Вот почему священник не только благословляет Марию, но и сам склоняется перед Ней.

– Что ещё на иконе говорит о том, что Мария – не просто ребёнок, но Избранница Бога?

– Обратите внимание на шатёр с четырьмя колоннами. Он называется киворий и здесь, на иконе, символически обозначает Святая Святых Иерусалимского Храма. Обратите внимание, как расположена завеса на кивории: она не закрывает Святая Святых от посторонних взоров, а наоборот, открыта для Марии! Иконописец этим хочет сказать, что Захария ввёл Марию в Святая Святых Храма – в то место, куда мог входить только первосвященник, и то – лишь один раз в год.

– А что это за девочка и ангел рядом с ней в углу иконы?

– Это тоже Дева Мария, а рядом с Ней – Ангел (в некоторых источниках – Архангел Гавриил), который сопровождал Богоматерь на протяжении всей Её жизни, принося Ей вести от Бога. В данном случае изображена сцена из жизни Девы Марии, когда Она уже жила в Храме: Ангел приносил Ей еду. На иконе видно, что он протягивает Ей круглый хлеб.

Оцените статью