Пояснительная записка
Воскресные школы как форма работы с детьми и молодежью при приходах стали появляться в 90-е годы XX века с началом возрождения церковной жизни в России. За двадцать лет наблюдалась положительная динамика роста количества воскресных школ в епархиях Русской Православной Церкви. Это свидетельствует о повышении роли и значения воскресных школ в деле воспитания и воцерковления подрастающего поколения. В настоящее время многие воскресные школы стали центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной традиции, церковному укладу жизни, церковной среде. Однако время требует повышения качества религиозного образования детей и юношества, которое предполагает не только правильную передачу знаний о Боге, мире и человеке, но, прежде всего, укоренение детей в вере и традиции, возможное только при активном участии в приходской жизни, в церковных богослужениях, а также при формировании потребности, желания прибегать к спасительным источникам благодати, данным через Церковные Таинства. Эту задачу и должны выполнять воскресные школы, жизнь которых организована при приходах Русской Православной Церкви.
Целью программы учебно-воспитательной деятельности в воскресной школе является приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви, повышение качества религиозного образования и воспитания.
Направлениями деятельности воскресной школы являются духовно-нравственное, социальное, личностное развитие воспитанников.
Основными принципами учебно-воспитательной деятельности воскресной школы являются:
а) воцерковление воспитанников, приобщение их к православной вере, к Богослужению и Церковным Таинствам, православной традиции и православной культуре, через которые происходит освящение личности и ее преображение в Духе Истины и Любви;
б) понимание воспитания как спасения;
в) понимание образования как раскрытия образа Божия в человеке, его целостности; развитие и совершенствование ума, воли и чувств;
г) построение уклада жизни воскресной школы, способствующего воспитанию христианского благочестия, навыков противления злу, нравственному восприятию человека, природы, всего живого и культуры;
д) учет подготовленности воспитанников к принятию духовного знания, Божественной Истины, усвоению духовного опыта;
е) мониторинг социализации детей вне ограды Церкви.
В основе программы лежит системный подход, который обеспечивает:
а) формирование мотивации к воцерковлению и духовно-нравственному совершенствованию воспитанников;
б) создание для воспитанников духовной и нравственной среды, способствующей обожению человека;
в) построение учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических особенностей детей.
Участниками учебно-воспитательной деятельности являются директора, педагоги, воспитатели, методисты воскресных школ Русской Православной Церкви, воспитанники воскресных школ, прихожане, родители (законные представители) воспитанников воскресных школ, православная общественность, прямо или косвенно участвующая в учебно-воспитательной деятельности воскресных школ.
Учебно-воспитательная деятельность, реализуемая в воскресной школе для детей (далее — учебно-воспитательная деятельность), включает в себя три ступени:
а) дошкольная (набор детей в возрасте 5-6 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимально 2 года);
б) начальная (набор детей в возрасте 7-11 лет) — с ориентировочным сроком обучения (максимум 4 года);
в) основная, (набор детей в возрасте 12-16 лет)– с ориентировочным сроком обучения (максимально 4 года).
Конкретный порядок организации образовательного процесса устанавливается и изменяется по решению Педагогического совета воскресной школы.
Задачами дошкольной ступени являются православное воспитание и развитие детей, осуществляемые через приобщение к богослужебной жизни Церкви, игровую, творческую и развивающую деятельность, а также через взаимное общение.
Задачами начальной ступени являются обучение основам православного вероучения, православное воспитание, развитие детей, приобщение их к литургической жизни Церкви, обретение первичных навыков и начального опыта церковной жизни.
Задачами основной ступени являются обучение основам православного вероучения, усвоение детьми знаний о вере, осознанное участие в богослужении и Таинствах Церкви, применение полученных знаний в повседневной жизни, формирование навыка ежедневной домашней молитвы, последующее приобщение к социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода (посещение больниц, издание приходской газеты, организация клубов молодежного общения и т.п.).
Результаты учебно-воспитательной деятельности.
Программа устанавливает результаты учебно-воспитательной деятельности:
а) личностным, включающим готовность и способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными принципами в своей жизни, к саморазвитию и самоопределению, ценностно-смысловыми установками, отражающими индивидуальные позиции, наличие стойкой мотивации к учению и познанию, способность ставить цели и строить жизненные планы;
б) предметным, включающим освоенный воспитанниками в ходе изучения вероучительных предметов духовный опыт.
Личностные результаты учебно-воспитательной деятельности должны отражать:
а) осознание себя православным христианином, устремленность к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе;
б) осознание себя чадом Русской Православной Церкви;
в) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, и др.;
г) развитие навыков неприятия зла, различения греха и противостояния им;
д) формирование целостного взгляда на мир в его единстве и многообразии;
е) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о достоинстве, свободе и правах человека;
ж) развитие нравственного самосознания, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
з) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
и) формирование ответственности и прилежания в учебе;
к) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты учебно-воспитательной деятельности определяются в соответствии со ступенью и предметом обучения.
Сетка часов учебного плана Воскресной школы при Всехсвятском храме с. Ивановское
Начальная ступень
Учебные предметы Количество часов в неделю (всего за год)
I год обучения II-й год обучения III-й год обучения IV-й год обучения
Священная библейская история ( 56 часов) 1 час(28 часов) 1 час (28 часов) 0 часов 0 часов
История Христианской Церкви (14 часов) 0 часов 0 часов 0 часов 0,5 часа(14 часов)
Устройство православного храма
и богослужение (28 часов) 1 час(28 часов) 0 часов 0 часов 0 часов
Основы христианской нравственности (42 часа) 0 часов 0,5 часа(14 часов) 0,5 часа(14 часов) 0,5часа(14 часов)
Церковно-славянский язык (84 часа) 0 часов 1 час(28 часов) 1 час(28 часов) 1 час(28 часов)
Основы хорового и церковного пения (28 часов) 0 часов 0,5 часа(14 часов) 0,5 часа(14 часов) 0 часов
Итого: 2 часа(56 часа) 3 часа(84 часа) 2 часа(56 часа) 2 часа (56 часа)
Основная ступень
Учебные предметы Количество часов в неделю(всего за год)
I-йгод обучения II-йгод обучения III-йгод обучения IV-йгод обучения
Священное Писание: Ветхий Завет ( 28 часов) 0 часов 1час(28 часов) 0 часов 0 часов
Священное Писание: Новый Завет ( 42 часа) 0 часов 0 часов 1час(28 часов) 0,5 часа(14 часов)
Православное Богослужение(28 часов ) 1час(28 часов) 0 часов 0 часов 0 часов
Основы православного вероучения/ Катехизис (42 часа) 1час(28 часов) 0,5 часа(14 часов) 0 часов 0 часов
История Христианской Церкви ( 56 часов) 0 часов 0,5 часа(14 часов) 1час(28 часов) 0,5 часа(14 часов)
Христианская этика (28 часов) 0 часов 0 часов 0 часов 1час(28 часов)
Итого: 2 часа(56 часов) 2 часа(56 часов) 2 часа(56 часов) 2 часа(56 часов)
В программе используются формы работы, которые способствуют реализации единства воскресной школы, семьи и прихода в совместной работе по духовно-нравственному воспитанию и обеспечивают:
а) создание и поддержание православной среды, способствующей духовно-нравственному становлению и развитию личности, раскрытию ее творческого потенциала;
б) создание совместно с семьей системы воспитательных мероприятий, позволяющих реализовать полученные знания в личной духовной жизни, а так же развивать и укреплять в детях навыки христианского благочестия и добродетельной жизни;
в) формирование целостной учебно-воспитательной среды, включающей в себя школьную, приходскую и домашнюю жизнь.
К таким формам работы относятся: участие в богослужениях, кружковая деятельность, летние и другие лагеря, организация православных праздников и участие в них, паломнические поездки, поисковые экспедиции, участие в миссионерской и социальной приходской деятельности, общественно полезные практики (посильная помощь в восстановлении монастырей, храмов, церковных святынь), участие в православных молодежных движениях.
Особенности организации учебно-воспитательной деятельности.
К особенностям к организации учебно-воспитательной деятельности относятся подбор кадров, материально-техническое и информационное обеспечение, источники финансирования.
Результатом создания указанных условий должно быть создание развивающей учебно-воспитательной среды, пропитанной духом христианской любви, обеспечивающей:
а) высокий уровень православного образования и воспитания;
б) усвоение полученных знаний, их доступность и открытость для воспитанников и их родителей;
в) духовную взаимосвязь учебно-воспитательного процесса, приходской богослужебной жизни и личной жизни воспитанников и преподавателей;
г) охрану и укрепление духовного, физического, психологического и социального здоровья воспитанников.
Требования к подбору кадров:
а) воцерковленность;
б) среднее или высшее богословское образование;
в) среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания;
г) начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование, прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.
д) на работу, связанную с дополнительной частью учебно-воспитательного процесса, принимаются лица православного вероисповедования, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационных характеристик по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании (для центра духовно-нравственного воспитания), либо необходимые навыки для ведения данных занятий (для прочих воскресных школ).
е) соответствие уровня квалификации квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников — квалификационной категории;
ж) постоянное совершенствование профессиональных качеств;
з) создание условий для комплексного взаимодействия воскресной школы с педагогической общественностью региона с целью пополнения недостающих кадров и обмена опытом.
Воскресная школа финансируется приходом Всехсвятского храма Чеховского благочиния.
Материально-техническое обеспечение программы учебно-воспитательной деятельности включает:
а) соблюдение санитарно-гигиенических норм учебно-воспитательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
б) соблюдение санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
в) соблюдение социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской и т.д.);
г) пожарную и электробезопасность;
д) требования охраны труда;
е) обеспечение учебными и учебно-методическими пособиями, имеющими гриф ОРОиК РПЦ или Издательского совета РПЦ;
ж) обеспечение учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам Программы;
з) наличие библиотеки, укомплектованной книгами вероучительного содержания, книгами Священного Писания, святоотеческой литературой, литературой по православной педагогике, детской православной художественной литературой, справочно-библиографической литературой, фондом дополнительной литературы и иной литературы в печатном виде, детской художественной и научно-популярной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями, сопровождающими учебно-воспитательный процесс.
Информационное оснащение учебно-воспитательного процесса обеспечивает возможность:
а) получения информации, необходимой для обеспечения учебного процесса в библиотеке.
б) создания и использования аудио и видео-материалов.
Информационная среда в православном образовательном учреждении создается на принципах духовной безопасности.
Информационная среда включает в себя совокупность технологических средств: компьютер, культурные и организационные формы информационного взаимодействия.
Информационная среда воскресной школы обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:
• планирование учебно-воспитательного процесса;
• размещение и сохранение материалов учебного процесса, в том числе — работ воспитанников и педагогов, используемых участниками учебно-воспитательного процесса, информационных ресурсов;
• фиксацию хода учебного процесса и результатов учебно-воспитательной деятельности в сети Интернет не страницах приходского сайта прихода.
ОРОиК и ОРОиК РПЦ и с другими образовательными учреждениями, организациями.
Функционирование информационной учебно-воспитательной среды соответствует законодательству Российской Федерации.
Порядок реализации и контроль выполнения программы.
Конкретный порядок организации образовательного процесса устанавливается и изменяется по решению Педагогического совета воскресной школы.
В процессе обучения преподаватель должен ориентироваться на уровень подготовленности воспитанников к восприятию вероучительного знания.
Воскресная школа самостоятельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной деятельности, используя разные формы контроля, преимущественно творческие.
Приоритетную роль в оценке промежуточных результатов по всем предметам должны иметь инновационные свободные формы оценки, участие детей в самостоятельной творческой, познавательной, проектной деятельности: различные конкурсы, внутришкольные олимпиады, различные выступления, участие в приходских, межприходских и епархиальных мероприятиях, делах социального и миссионерского служения.
Предметом итоговой оценки результатов учебно-воспитательной деятельности является достижение личностных и предметных результатов. По итогам аттестации выпускнику воскресной школы выдается диплом установленного образца, заверенный печатью учредителя или воскресной школы.
В итоговой оценке должны быть выделены результаты итоговых работ, характеризующие степень усвоения программ вероучительного содержания и дополнительных занятий.
Итоговая аттестация результатов учебно-воспитательной деятельности проводится аттестационной комиссией.
Состав аттестационной комиссии определяется Положением о воскресных школах.