Святой корабль не тонет
(Церковь — вечна)
Невозможно переплыть море без корабля. А Святая Христова Церковь в мире — то же, что корабль в море. Господин этого духовного корабля — Сам Всемогущий Бог Отец. Кормчий — Единородный Сын Его; благоприятный ветер — Дух Святой; подчиненные правители этого корабля — Апостолы и преемники их: пастыри и учители церковные. Плывущие на этом корабле — все правоверующие христиане. Дно и основание этого корабля есть правая вера во Святую Троицу; бока корабля, передняя часть его и кормило означают правые догматы веры, заповеди Божий, предания Церкви, правила Апостолов и Вселенских Соборов. Мачта — святой крест Христов, которым в Церкви все скрепляется и утверждается; паруса — любовь; якорь — надежда. Этот духовный корабль — Церковь — из разных стран перевозит через житейское море всех правоверующих и истинных христиан в Небесное Царство и, хотя обуревается многими ветрами и волнами (мучений и гонений), никогда не подвергнется крушению. Сколько врагов и гонителей ни восставало на Святую Церковь, она никогда не была побеждена, потому что утверждается словом Господним: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».
Святитель Иоанн Златоуст
Святая пристань
Что плакать, о друг мой! Ты слезы отри, На тихую пристань теперь посмотри. Пусть ветер бушует, пусть море кипит, Но в пристани тихой ничто не страшит. Тут люди спокойны: бедам тем конец, Которые на море терпит пловец. А в море житейском, а в жизни земной, Где тихая пристань? Где людям покой? Вот тихая пристань — святой Божий храм. Сюда, несомненно, спешить нужно нам. Здесь в горе и в нуждах всегда благодать Готова нам скорую помощь подать.
Гермоген, епископ Псковский
Какую обязанность возлагает на нас единство Церкви
Святитель Григорий Богослов до принятия сана епископа проводил уединенную жизнь. Император Феодосии и множество епископов во главе с Патриархом Антиохийским Мелетием стали призывать его на патриарший престол в Константинополь. Святой Григорий долго отказывался от этого предложения, но, наконец, вынужден был уступить воле царя и епископов.
Вскоре после этого умер святой Мелетий и многие из епископов восстали против святого Григория и стали упрекать его в том, что он будто бы незаконно вступил на патриарший престол. Начались раздоры.
Святой Григорий, узнав, что он служит причиной смуты в Церкви, пришел к недовольным епископам на собрание и сказал: «Пастыри святого стада
Христова! Стыдно нам учить других миру и любви, а между собой воздвигать брань… Заклинаю вас Пресвятой Единосущной Троицей: имейте между собой мир и любовь и устройте дела Церкви согласно. Если я один служу причиной вашего раздора, я не лучше пророка Ионы, бросьте меня в море, и утолится между вами буря междоусобий… Хотя я и невиновен, но готов претерпеть все, что вам угодно, только примиритесь и будьте единодушны».
После этого, испросив у всех прощения, он вышел из собрания, получил от императора увольнение от должности и отбыл на свое прежнее место уединения.
Этот пример учит нас тому, как мы должны бояться нарушить мир Церкви и, оставаясь ее детьми, как единой святой Матери нашей, хранить «единение духа в союзе мира».
Благодатная лечебница
Что госпиталь для больных, то Святая Церковь для христиан духовно-болящих. В госпитале есть лекарь, который посещает больных и лечит, в Святой Церкви врач — Сам Христос, Который посещает и врачует христиан духовно-болящих. В госпитале не выздоравливают те больные, которые не слушаются лекаря и не воздерживаются от того, что он запрещает, так и в Церкви Христовой: те христиане остаются неисцеленными и не получают спасения, которые не слушаются Христа и поступают по своим прихотям, а не по учению Его. В госпитале не от всех болезней вылечиваются, но в Церкви Христовой не так: нет такой душевной и телесной болезни, которой Христос не мог бы исцелить, только бы сам больной желал того и просил Его…
Святитель Тихон Задонский
Святая Церковь — мать наша
Святая Церковь поистине мать наша. Она молится, как только родится дитя, она молится при его крещении и во всю его жизнь. Если нужны бывают особая небесная помощь, заступление, покровительство, она поет молебные пения. Нужно ли особое
освящение, она освящает воду и кропит ею, преподавая благодать Святого Духа верующим. Нужна ли молитва за болящих, и за них молится; нужно ли человеку принести последнее покаяние, она заповедует пастырям Церкви напутствовать Святыми Тайнами болящего на смертном одре. Умирающий испускает последний вздох — и Святая Церковь молится за него «на исходе души». Умер христианин — и Святая Церковь молится о его упокоении.
Так Святая Церковь матерински будет заботиться о чадах своих до скончания века.
Общением в учении, Таинствах и молитвах Святая Православная Церковь объединяет всех своих чад — бедных и богатых, знатных и простых, образованных и неученых, праведников и кающихся грешников, живых и умерших. Святая Церковь — всем мать, все ее дети, за всех приносит она Искупительную Жертву и всех утешает надеждой Вечной Жизни. Живущих на земле она призывает и матерински руководит ко спасению и тем созидает между ними Царство Божие, а с достигшими славы она торжествует в Царстве Небесном.
Призывание святых в молитвах
Если ты обездолен людьми и судьбой,
Если горе к тебе залетело,
Если тяжкий недуг, присосавшись змеей,
Как огнем, иссушил твое тело,
Если нет тебе сна от тоски по ночам,
Если труд твой в руках не спорится,
Приходи в монастырь приложиться к мощам,
Приходи в монастырь помолиться.
Любит Божий угодник рабочий народ,
И видна наша немощь святому:
Как рукой с тебя снимет он бремя забот,
Как туман, с тебя свеет истому,
Словно камень свалит с облегченной груди,
И следа нет кручины постылой…
С. Надсон