Активное слушание. — Ерошка.ру

ДЕТИ

Активное слушание. - Ерошка.ру0Ю.Б. Гиппенрейтер

Когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо, несправедливо, когда он очень устал, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (состоянии), “слышите его”.

Для него этого лучше всего сказать, назвать “по имени” его чувство или переживание

Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

АКТИВНО СЛУШАТЬ РЕБЕНКА — ЗНАЧИТ “ВОЗВРАЩАТЬ” ЕМУ В БЕСЕДЕ ТО, ЧТО ОН ВАМ ПОВЕДАЛ, ПРИ ЭТОМ ОБОЗНАЧИВ ЕГО ЧУВСТВО.

Недостаток в воспитании: оставлять ребенка наедине с его переживаниями. Своим советом и критическими замечаниями родители как бы сообщают ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.

Родитель поняв внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.

Такое буквальное СОЧУВСТВИЕ родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление. Родители, которые потребовали “озвучить” чувство ребенка, рассказывают о неожиданных, чудодейственных результатах.

Правила беседы по способу активного слушания.

1. Если вы хотите послушать ребенка, обязательно, повернитесь к нему лицом.

2. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

3. Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Например:

Сын (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

Родитель: Ты на него сильно обиделся.

Эта фраза удачна. Она показывает, что родитель настроился на “эмоциональную волну” сына, что он слышит и принимает его огорчение;- А что случилось? Фраза, оформленная как вопрос,
— Ты что на него обиделся? не отражает сочувствия

Разница меду утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительная, а реакция на них бывает очень разная.

4. Очень важно в беседе “держать паузу”. После каждой реплики лучше всего промолчать. Это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка — может он что-то добавит. Если глаза ребенка смотрят не на вас, а в сторону или вдаль, то продолжайте молчать, в нем происходит очень важная и нужная внутренняя работа.

5. В вашем ответе важно повторить что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ее вести непросто. Однако, этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как вы увидите результаты, которые он дает. Их 3:

— Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенка. Замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

— Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений. Как часто мы оставляем детей наедине с грузом переживаний, в то время, когда несколько минут слушания успокоили бы ребенка. Многие родители рассказывают, что активное слушание помогло им впервые установить контакт со своими детьми.

— Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. Положительные результаты можно обнаружить уже в ходе беседы при активном слушании ребенка. Постепенно родители начинают обнаруживать изменения, более общего характера.

1. Родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их.

2. Успех окрыляет родителей; они замечают в себе что-то новое; чувствуют, что становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его “отрицательные” чувства. Родители начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаются. “Техника” активного слушания оказывается средством преображения родителей.

Мы думаем, что “применяем” ее к детям, а она меняет нас самих. В этом — ее чудесное свойство.

Д/з 1. Заполните таблицу, сначала напишите чувства, какие по-вашему мнению, испытывает ребенок. Пока не думайте о вашем ответе.

Ситуация и слова ребенка
Чувства ребенка
Ваш ответ
1. Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось.
2. Ребенку сделали укол, плачет: “Доктор плохой!”.
3. Старший сын — маме: “Ты всегда ее защищаешь, говоришь, “маленькая”, а меня никогда не жалеешь”.
4. “Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись”.
5. Ребенок роняет чашку, та разбивается: “Ой!! Моя ча-а-шечка!”
6. Влетает в дверь: “Мам, ты знаешь, Я сегодня первый написал и сдал контрольную!”
7. “Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!”

Д/з 2. Это продолжение первого задания.

Д/з 3. Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребенком: замечайте моменты его различных переживании. Не забывайте о повествовательной форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.

Ответы на задания 1 и 2.

1. Ты очень расстроилась и было обидно.

2. Тебе больно, ты рассердилась на доктора.

3. Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.

4. Было очень неловко и обидно.

5. Ты испугалась, и чашечку очень жалко.

6. Здорово! Я вижу, ты очень рад.

7. Очень досадно .

Вывод:

активное слушание — путь установления лучшего контакта, способ показать, что вы безусловно его принимаете со всеми его отказами, бедами, переживаниями.

На правах рекламы

Репетитор английского.

Исследователь Джорж Симсон пытается разгадать тайну исчезновения . Фред Валентич не страдал от депрессии и не имел ни с кем серьезных конфликтов. Если бы он упал в море, то найдены были бы обломки самолета. Рой Менифол репетитор английского был заядлым фотографом, и в тот вечер когда пропал Фред , он фотографировал закат солнца и видел самолет, на котором взлетел Фред. На фотографии отчетливо виден какой то непонятный объект , возможно это тот объект который Фред описал диспетчеру. 90 процентов об НЛО не подтверждаются, но некоторые наблюдения остаются загадкой. Фреду казалось будто какой то странный объект летит над ним. Он говорил что видит зеленый свет и что объект летит над ним .- Он летит , это не самолет! Это были последние слова в эфире которые произнес Фред. Запись оборвалась. Марк Лени играл в теннис в 11 километрах от места где исчез Фред. Сначала я увидел будто два самолета, но они были как бы соединены друг с другом алюминиевым светом.
Самое удивительное увидел человек который не назвался.
— Я видел как самолет летел под высоким углом и над ним был зеленый свет: сказал он .
Фред Валентич исчез вместе с самолетом. Говорили что он упал в море, но дело кажется куда сложнее. Кажется невероятным но все свидетельства говорят об необычном явлении. Что это могло быть не понятно.
Разговор Фреда и диспетчера прерывается очень странным металлическим звуком. Шумы на этой записи возможно были контактом диска и проводника на его самолете. Некоторые считают что его забрали пришельцы, что конечно никак недоказуемо.
Причина исчезновения Фреда до сих пор не установлена, диспетчер убежден что Фред столкнулся с чем то совершенно не обычным , это точно был не самолет.
Годы идут и надежды понять что тогда произошло тают. Нет ни малейшего понятия что это такое и где теперь Фред.

Оцените статью