Чудесная птица

Программное содержание:

Формирование у детей представлений о традиционном образном строе русского декоративно-прикладного искусства, развитие образного мышления,

воспитание стремления к доброй жизни, желания учиться добродетелям у тех, кто ими обладает;

развитие способностей создания художественного образа с помощью различных выразительных средств.

Материал к занятию:

Птицы – глиняные и деревянные игрушки разных народных промыслов; яркие реалистичные иллюстрации с изображением разных птиц; два-три вариативных образца аппликации птиц из осенних листьев; засушенные листья (нужно приготовить побольше мелких листочков); листы цветного картона; клей ПВА; кисточки для клея; клеенки; салфетки; гелиевая ручка золотистого или серебристого цвета.

Ход занятия:

Предварить это занятие можно простым и кратким рассказом о том, что в народной росписи и пластике (скульптуре, игрушке) была определенная образная система. Три образа были основными: конь, птица, кукла. (Конь символизировал мир сотворенной Богом природы, птица была символом мира горнего – небесного, а кукла символизировала человека, поставленного Господом во главе тварного мира.) Пусть дети полюбуются игрушечными птицами, выполненными народными мастерами и задумаются над вопросом, почему небесный мир символизирует именно птица.

Попросите малышей припомнить названия известных им птиц и показать их на иллюстрациях. Дайте детям возможность описать, чем отличаются птицы от других представителей мира животных.

Взрослый может подытожить детские ответы: “Птицы – существа крылатые, умеющие летать. Их тело и крылья покрыты перьями”.

Бог их греет и питает,

Чудно в перья одевает.

Высоко они летали,

Даже ангелов видали.

Пусть дети подумают: чему (каким добродетелям) могли бы мы научиться, внимательно понаблюдав за повадками и жизнью птиц.

Помогите своим чутким и вдумчивым воспитанникам, сказать

о той радости, с которой птицы славят Бога,

о трудолюбии птиц,

о скромности и смирении многих пернатых (например, славный певец соловушка выглядит очень скромно и совсем незаметен среди ветвей),

о заботливости пернатых родителей о своем потомстве,

о преданности и верности,

о выносливости птиц и т.д.

После беседы рассмотрите с детьми несколько заранее выполненных взрослым или воспитанниками другой группы вариативных образцов аппликации птиц из осенних листьев. Малыши могут поразмышлять, чем сказочные птицы похожи на настоящих и чем отличаются от них.

После этого взрослый напоминает детям приемы выполнения аппликации. Дети создают образы своих птиц на цветном картоне.

Полюбуйтесь все вместе готовыми детскими работами. Скажите малышам, что еще более необычными и чудесными станут птицы на наших аппликациях, если над листиками-перышками птиц золотой или серебряной гелевой ручкой надписать названия тех добродетелей, которым может научить нас птица, это удивительное Божие создание. Надписи выполняет взрослый под диктовку детей или сами воспитанники, умеющие писать.

Оцените статью