«Доброта истинная и доброта ложная»

Ход занятия

I. Знакомство с темой:

1. Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на занятии, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:
Жизнь дана на …. дела.
Мир не без …людей.
….желаешь – …и делай.
Истинное …всегда просто.
…слово человеку – что дождь в засуху.

2. Правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова?

“Не ищи красоты, а ищи доброты” — это правило вывели наши предки. И при этом добавляли “Мир не без добрых людей”. Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на всё живое, что окружает нас.

II. Сообщение цели:

Сегодня будем строить Дом Доброты, будем учиться отличать доброту истинную от доброты ложной. Закладываем фундамент Дома Доброты — первый кирпичик доброта. Учитель просит ребёнка положить первый кирпичик. Нам предстоит ответить на вопрос: “Трудно ли быть добрым?”

III. Основная часть:

1. В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро. Встречая гостей, мы говорим…..; Провожая гостей……; Утром…; Вечером… и т.д. Доброе слово надо уметь сказать вовремя. Зачем нужны добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов?

Выберите пословицу, подтверждающую ваши высказывания. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху)

Чтение стихотворения “Обидное слово”, автор Татьяна Дашкевич

Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит – и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые слова.

2. Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши помыслы и мысли.

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые мысли.

3. А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые поступки.

Самостоятельно выбери пять добрых дел. Подчеркни своё решение.

— Думать о родителях
— Утешить плачущего

— Радоваться неудаче ближнего
— Подать милостыню

— Стремиться быть богатым человеком
— Помогать ближним

— Завидовать
— Сделать кормушку для птиц

Работа в паре. Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию. Подчеркните единое решение.
— Думать о родителях
— Утешить плачущего

— Радоваться неудаче ближнего
— Подать милостыню

— Стремиться быть богатым человеком
— Помогать ближним

— Завидовать
— Сделать кормушку для птиц

Чтение рассказа Бориса Ганага «Велосипед»

Велосипед

У Славика добрая душа: ничего для друзей не жалеет. И когда родители купили ему велосипед, всем давал покататься. Даже сам предлагал. Если Слава выходил во двор, дети кричали: «Ура!»

Он вообще был удивительный ребёнок. На уроках сидел, не шелохнувшись, чтобы ни одного слова не пропустить. Всё ему было интересно: и дальние страны, и древняя история, и химические опыты, и английский язык. Да и математика интересная наука, если к ней правильно подойти. А ведь есть ещё и шахматы, и фотография. И многое-многое другое. Вот только как всё успеть? В мире столько интересного, а день такой короткий…

Вот и придумал Слава заниматься по будильнику: полчаса на один предмет, час на другой. Гораздо больше успеть можно.

Пришёл к нему как-то сосед Андрей и позвал на улицу. А у Славика по расписанию прогулка ещё через час. Он и отказался. Но увидев, как огорчился Андрюша, предложил:

— Ты возьми велосипед, покатайся. А я скоро выйду.

У соседа глаза заблестели от радости. Поблагодарил он друга, схватил велосипед и был таков. И у Славы на душе потеплело. Так всегда бывает, когда добро сделаешь.

Тут будильник зазвенел. Посмотрел мальчик на своё расписание – и опять за книги. Прошёл час.

В дверь неожиданно позвонили. На пороге стоит заплаканный Андрей и что-то бормочет.

— Говори толком, что случилось?

— В соседнем дворе большие мальчишки захотели на твоём велосипеде покататься. Я им не дал. Тогда они его отобрали и стали ногами топтать. Всё, что могли, сломали и погнули. Вот, смотри, — и Андрей показал то, что ещё недавно было велосипедом.

— А тебя не тронули?

— Нет.

— Ну и слава Богу.

Сосед в недоумении посмотрел на друга:

— Как это – «слава Богу»?

Однако Слава не стал ничего ему объяснять, лишь добавил:

— Не переживай. Господь управит!

Андрей не понял: сломан дорогой велосипед, родители Славы обязательно поднимут шум, и ему крепко попадёт. Что делать? А Слава вроде бы и не очень огорчился, всё повторял:

— Ладно, не вешай носа. Господь поможет.

Вечером вернулись с работы родители Славы. Узнав о случившемся, папа вынес приговор:

— Теперь будешь без велосипеда. Сам виноват. Нечего было давать кататься.

Но мама вступилась за сына:

— Это я ему разрешила. Нельзя лишать ребёнка радости делиться с друзьями.

Папа не нашёл, что на это возразить, и молча ушёл в другую комнату. Подойдя поближе к сыну, мама спросила:

— Ну и что ты сказал Андрюше?

— Чтобы он носа не вешал, что Господь всё управит и ещё, кажется, добавил: «Слава Богу».

— За что же ты Бога благодарил?

— За то, что мальчишки Андрея не тронули… А мне Господь испытание послал. Ты же сама меня учила всегда так говорить.

Мама вздохнула, помолчала, потом подошла к иконе Спасителя и, перекрестившись, произнесла:

— Слава Тебе, Боже, слава Тебе!

Скоро зарядили дожди, и велосипед уже был никому не нужен. А на Пасху папа подарил Славе новый складной велосипед, гораздо лучше прежнего. Как только дороги подсохли, мальчик стал гонять на нём по всему району. И Андрею давал поездить, словно и не было осенней истории. А тот, катаясь, мечтал скорее вырасти и всем малышам во дворе купить по велосипеду.

— Почему у Славы добрая душа?

— За что благодарил Слава бога?

Сценка “Ученик часто опаздывает на урок”

Автор: Серёжа вот уже несколько дней опаздывает на урок.

Учительница (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду завтра позвонить родителям.

Автор: После уроков к Серёже подошли Костя и Андрей. Костя предложил Серёже.

Костя: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую–нибудь историю, мол, помогал бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в автобус и шёл пешком.

Андрей: Давай я тебе утром позвоню пораньше и разбужу тебя. А ещё лучше зайду за тобой в школу.

— Чей совет оказался истинно добрым?

— Чья помощь могла принести только вред?

Вывод: Добро желаешь – добро и делай.

Истинное добро всегда просто.

Чтение рассказа “Нет худа, без добра”

Маша заболела. Доктор прописал ей горькое лекарство. Девочка плакала, кому приятно пить эту горечь.

Младший братишка Сёмка пожалел сестрёнку: “Не пей эти таблетки, лучше съешь вот эту витаминку. Она вкусная!”

Услышала этот разговор мама, покачала головой и строго сказала: “Чтобы быстрее поправиться, надо выполнять назначение врача, хоть таблетка и горькая. Не зря в народе говорят: “Нет худа, без добра”.

— Чей совет оказался истинно добрым?

— Чья помощь могла принести только вред?

Как понимаете пословицу “Нет худа без добра”.

— Трудно ли быть добрым?

4. Игра “Ромашка”

На лепестках записано описание качества человека, дети должны догадаться и выбрать кирпичик с названием данной черты характера:
Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, называют….
Человека, у которого доброе сердце, называют…..
Человек, который желает другим только добра, называют…..
Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют…
Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют….

Добавляем в Дом Доброты следующие кирпичики: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность.

5. Вот мы и построили Дом Доброты. Хотели бы вы в нём жить?

Давайте представим себя жителями Дома под названием “Доброта”

Дети встают в круг, передают друг другу мячик и говорят: “В Доме Доброты я чувствую….”Завершая работу, учитель благодарит детей.

IV. Рефлексия.

Будьте добры, напишите на листочке от Дерева доброты, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня. Дети приклеивают листочки с записанными на них добрыми делами на Дерево доброты.

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

Вывод: Будем делать хорошо и не будем плохо.

Оцените статью