Из поэтической истории азбуки

(Н.П. Саблиной)

ДОБРО

Добрый человек в добре проживает век.

От корма кони не рыщут, от добра добра не ищут.

Добро не лихо: бродит по миру тихо.

*

В слове Добро первоначальный корень ДОБ-, то есть мир устроен у-ДОБ-но, подходящим образом.

И человек был задуман и создан как венец творения: по образу и по-ДОБ-ию Божию, так, что был у-ДОБ-ен Богу, подходил, соответствовал Ему по красоте и доброте.

Поэтому и называются препо-ДОБ-ными святые люди, в высшей степени подобные Творцу.

*

Когда стала ослабевать молитва у наших соотечественников, и «язык словенский» стал «жёсток» их ушам (по Сумарокову), то начали переводить Библию на простой русский язык. И заменили ДОБРО на ХОРОШО.

И не вышло из этого ничего хорошего.

Слово ХОРОШО одиноко, нет у него словообразовательного гнезда типа «хорошота», «хорошетель» по типу «доброта», «добродетель», разве что стилистически заниженные «хорошенький», «прихорашиваться».

И это не случайно: ведь слово по корню восходит к имени языческого бога (иными словами беса, идола) Хорса.

Вот какие волки в овечьей шкуре могут проникать в язык Священного Писания от нашей нерадивости, от самомнения и надежды только на человеческий ум.

* * *

Раскрою я Псалтырь святую,

Свечой лампаду затеплю,

Наброшу мантию худую,

С Давидом вместе воспою:

«Господи, Господь наш,

Яко чудно Имя Твое».

Царю Царей, Одежда нищих,

Ты миру дал на помощь Мать,

Ее, Взыскание погибших, —

Быть может, и меня взыскать.

На каждой «Славе» бью поклоны

За тех, кто друг и недруг мне,

А на душе светло, покойно,

Как этой ночью при луне.

Никто молитвы не отымет,

Лишь только зазвучит Псалтырь.

Горит крестами золотыми

Псково-Печерский монастырь.

«Господи, Господь наш,

Яко чудно Имя Твое».

(Иеромонах Роман )

Оцените статью