Как был сотворен мир. Дни творения.
Программное содержание:
Закрепление представлений детей о Боге – Творце мира.
Знакомство детей с Библейским повествования о творении мира.
Материал к занятию:
пластилиновый макет, изготовленный на прошлом занятии,
иллюстрации к повествованию о днях творения Богом мира,
картинки с изображением дневного и ночного неба, растений, животных (рыб, птиц, зверей),
картонная коробка кубической формы, для того, чтобы на шести гранях куба можно было наклеить подобранные или нарисованные детьми изображения в соответствии с тем, что было сотворено Богом в первый, второй и т.д. дни творения мира;
ножницы, клей-карандаш, салфетки.
Ход занятия:
Дети рассматривают коллективную работу, выполненную на прошлом занятии. Отвечают на вопрос: “Кто же сотворил все вокруг: и небо, и землю, и деревья, и цветы, и птиц, и зверей, и людей?”
Педагог напоминает детям свое обещание рассказать им, как Богом был сотворен мир. Дети готовы слушать.
Взрослый рассказывает, что о сотворении Богом мира повествует старинная книга – Библия или Священное Писание. Библейское повествование начинается со слов: “ В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою ”.
Итак, сначала не было совсем ничего… Только темнота и пустота…
Педагог предлагает детям зажмурить глаза, закрыть ладошками уши, посидеть так несколько секунд, а потом ответить на вопросы:
– Видели ли вы что-нибудь? Что было у вас перед глазами? Слышали ли вы что-нибудь?
– Ничего не было видно, ничего не было слышно – только темнота и тишина.
– Зажмурьте глаза еще раз. Темно? А теперь откройте глаза. Что вы увидели?
– Свет, предметы вокруг.
Так в мире вначале не было ничего кроме темноты и пустоты, но вот Бог сотворил свет.
“ И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один ”.
Повествуя о днях творения мира, можно показывать детям иллюстрации. Их надо попросить заранее нарисовать кого-то из взрослых помощников или родителей воспитанников, используя материалы книг С.С. Куломзиной “Закон Божий для самых маленьких”, К. Тарасар “Наша жизнь с Богом”.
Это и был первый день мира.
Вечер, и утро, и сами дни творения Богом мира были намного длиннее наших сегодняшних дней.
Во второй день мира Бог сотворил воду и твердь – окружающее землю пространство – небо, которое мы видим.
В третий день мира Бог создал сушу и море, а еще повелел земле произрастить траву, цветы, кусты и деревья.
Пусть дети назовут деревья, цветы, которые знают, покажут их на картинках.
В четвертый день мира создал Бог небесные светила: солнце, луну и звезды .
На небесной тверди вдруг
Засияло все вокруг.
Сотворил Бог в день четвертый
Золотого солнца круг.
К ночи яркое светило
Бледная луна сменила.
Всемогущий Господь Бог
В небе звездочки зажег.
Рассмотрите вместе с детьми иллюстрации дневного и ночного звездного неба, поразмышляйте об отличии дня и ночи.
В пятый день мира, по повелению Божию, появились рыбы и птицы .
Было тихо над землей,
Лишь волной шумел прибой.
Сотворил Господь в день пятый
Рыб и птиц для нас с тобой.
В океане голубом рыбы обрели свой дом.
Птицы радуются в небе,
Занимается заря.
Они песней славят Бога,
За любовь благодаря.
(Стихи Анатолия Киселева)
Пусть ребята рассмотрят картинки, узнают на них знакомых птиц и рыб, расскажут, чем отличаются среда обитания и образ жизни рыб и птиц.
В шестой день появились, по слову Божию, разные животные на земле.
Предложите детям назвать и показать на иллюстрациях знакомых домашних и диких животных.
Еще в шестой день, когда весь мир был уже сотворен, Бог создал человека – мужчину и женщину – и поручил людям заботиться о всей земле.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои. И благословил Творец седьмой день, и заповедал посвящать каждый седьмой день служению Богу и ближним; сделал седьмой день праздником.
Надо заметить, что сегодня даже среди дошкольников есть дети, которые слышали об эволюции и о происхождении человека от обезьяны. Если они говорят об этом на занятии, педагог спокойно уточняет, что именно библейский рассказ о сотворении мира подтверждают многие открытия современных ученых.
В рукодельной части занятия, вспоминая услышанное, дети вместе со взрослым делают небольшие рисунки карандашами или фломастерами на тему дней творения мира ( если у детей сформированы навыки изобразительной деятельности ) или вырезают из приготовленных взрослым картинок изображения, которые тут же наклеиваются на разные грани картонного куба. Каждый ребенок успевает вырезать и наклеить несколько картинок.
В итоге получается пестрый куб, рассматривая грани которого, можно снова вспоминать повествование о днях творения Богом мира.