Как помочь нашим детям идти «тесным путем», ведущим в жизнь вечную? — Ерошка.ру

ПРАВОСЛАВИЕ

Как помочь нашим детям идти «тесным путем», ведущим в жизнь вечную? - Ерошка.ру0Как помочь нашим детям идти «тесным путем», ведущим в жизнь вечную?

Как важно для нас читать Евангелие, эту сокровищницу Слова Божия! В нем удобно собрано все, потребное не только для нашего вечного спасения, но и для благодатной, радостной жизни здесь, на земле. Однако только в том случае Евангелие принесет нам ощутимую пользу, если мы будем читать его не как обычную книгу, а как, я бы сказал, детальную инструкцию по строительству нашей души. В Евангелии, и нигде больше, подробно расписана наша с вами жизнь. И нет разницы, что написан Новый Завет две тысячи лет назад. Все, что содержит в себе Священное Писание, как никогда актуально для нашей текущей жизни. Однако какие мы извлечем полезные уроки из этой Книги Книг, зависит от нас, нашей решимости меняться ради Бога, ради жизни вечной.
Что же привлекло мое внимание и заставило задуматься в Евангелии от Матфея, которое я начал перечитывать? В главе 7, стихи 13-14: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят его».

Сегодня, в наши дни, оглянувшись по сторонам, можно легко увидеть те самые широкие врата, о которых сказал Христос. С бигбордов на нас смотрят улыбающиеся люди, смакующие пиво и зовущие нас присоединиться к ним. Отовсюду, с экранов телевизоров и компьютерных мониторов на нас льется поток «заманчивых» предложений по удовлетворению самых малых наших прихотей и желаний: алкоголь, сигареты, порнография, сребролюбие, похоти всех мастей, азарт, зависть и прочая, и прочая. Дети сутками просиживают в компьютерных клубах, где заняты виртуальными убийствами друг друга. Из уст младенцев и старше летят ничем не сдерживаемые матерные слова, брань, поношения.
Мысли девочек и девушек забиты новинками моды, блестящими цацками и побрякушками. Ложь и всяческий обман стали нормой жизни очень многих: президентов, политиков, бизнесменов, врачей, учителей, историков. Срам превозносится, целомудрие осуждается. Ценятся успех любой ценой, слава, известность, популярность, пусть и дешевая. Деньги и богатство пленяют умы. Газеты и глянцевые журналы полны «жареных», «высосанных из пальца» фактов, призывают «брать от жизни все», даже вопреки гласу совести. В воздухе школ витает дух разврата, раскрепощенности и вседозволенности.
Предательства, супружеские измены, ранняя половая жизнь не вызывают осуждения, а всячески поощряются. Слово «свобода» стало блудной девкой, о которую все вытирают ноги. Наглость, хамство, грубость, жестокость и наплевательство на всех и вся – вот что воспитывает в себе молодежь.

Хватит? Достаточно? Неужели мы не видим, как ловко и широко расставлены вокруг нас диавольские сети? Как удобно все сделано для одного: делания всякого греха, ублажения всякой порочной страсти. Как устоять перед соблазном согрешить, когда все для этого легко и доступно, стоит только протянуть руку. Сегодня практически нет когда-то запретного (и потому сладкого) плода, поскольку слугами сатаны движет нажива и расчет. Сигареты и спиртное свободно продается 12-летним подросткам, и плевать хотела продавец на моральные, этические нормы, когда она озабочена лишь пополнением своего кошелька. Что издателям глянцевых журналов до похоти, которую они разжигают в подростках своими откровенными фото и статьями? Для них важен рейтинг, важны продажи. А о душе их читателей пусть думают родители.

«Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель…». Даже для человека, далекого от Церкви, но не утратившего совесть вполне очевидно, что ни к чему хорошему описанное положение дел не приведет.
А мы, христиане, знаем, куда толкают нашу молодежь, наших детей все эти «князи мира сего». Все ведь предельно просто: когда вокруг столь доступны всевозможные удовольствия, да еще отовсюду слышатся призывы «взять от жизни все», «оттянуться на полную катушку, потому что живем один раз», – то как устоять? А то, что потакание своим страстям, – это грех, то есть действие, отдаляющее нас от Бога и приближающее к пропасти ада, – это еще объяснить надо нашим детям. Говори им, не говори, что они идут тем самым «пространным путем», они так просто не остановятся. Почему? Да потому что им нужно объяснить, что есть другой путь, пусть и тесный, и узкий, но единственно верный и правильный, ибо путь этот ведет в Жизнь вечную.

И вот тут начинается самое сложное. Мы-то, взрослые верующие, понимаем, зачем должны бороться со своими страстями и грехами, зачем должны противостоять соблазнам и искушениям окружающего мира: ради Христа, ради блаженного упокоения в Царстве Небесном. Да, мы не видим воочию, но веруем сердцем, что будет именно так. Но как объяснить мальчишке, что такое Царство Небесное?
Сложность в том, что, во-первых, он не видит ни Бога, ни «какого-то» Царства, а во-вторых, ему очень и очень трудно утвердиться и согласиться с мыслью, что это Царство ждет его не в этой жизни, а после смерти. Дети любят и хотят то, что видят; область иррационального, сверхчувственного, то, что взрослые принимают сердцем, для них из области фантастики. То есть, возможно, они вежливо послушают наши рассказы о загробной вечной жизни, но поверить в ее реальность, а тем более проникнуться мыслью, что нужно ее как-то добиваться, в большинстве своем они без определенных наших усилий не смогут.

Итак, что мы имеем? С одной стороны – широко расставленные сети погибели: грех сладок, приятен, он зрим, осязаем, материален, понятен нашим телесным чувствам, а главное – доступен любому желающему. С другой стороны – необходимость борьбы с грехом ради исполнения заповедей Божиих и, в конечном итоге, наследования загробного Царства Небесного.

Первый путь жизни – путь легкий (пространный).
Второй путь – путь непрерывного подвига, напряжения всех душевных сил (узкий).
Первый путь предлагает награду в этой, земной жизни, «скромно» умалчивая, что человеческая жизнь со смертью не заканчивается, что есть жизнь и после смерти («живем один раз», «ты должен попробовать и испытать все»).
Второй путь называет земную жизнь лишь подготовкой к жизни будущей, вечной, бессмертной.
Первый путь – путь диавола и слуг его, путь спускания в глубины ада; финал его – смерть души, вечные муки адовы.
Второй, «тесный» путь – это путь восхождения к Богу, уподобления Ему, вхождения в радость общения с Ним; его конец – соединение с Христом и всеми, любящим Его, в горнем Иерусалиме, Царстве Небесном.

Картина вполне ясна. Остается один важный вопрос: как же обратить молодежь с пути погибельного, «пространного и широкого» на путь небесный, правильный и единственно верный, путь к Богу? Думаю, надо донести до их сознания мысль, что ставшие на путь поиска Бога, веры, спасения, в конце концов, обретают Бога, ибо «всякий просящий получает, ищущий находит, и стучащему отворят» (из той же 7-й главы Евангелия от Матфея, стих 8-й).

Что дает Бог? Мир и простор душевный, радость, благость, любовь, надежду, упование.

Что же дает диавол, что в реале скрывается под «конфетной оберткой» порочных плотских наслаждений (водка, курево, наркотики, блуд, гнев и проч.)?
А вот что: теснота душевная, скорбь, тоска, уныние, печаль, опустошенность, мысли о самоубийстве, ненависть к себе. «Древо узнается по плоду», – это как раз о том, о чем мы говорим. Да, та же водка на какое-то время дает эйфорию, чувственное наслаждение, веселость. Но это на какое-то мизерное время. А что после водки? Дурман и боль в голове, тошнота, мутные мысли, отвращение к себе. И так во всем, что предлагает нам сатана.

Надо объяснить детям, подросткам, молодым людям и девушкам, что Бог есть истинный Свет, озаряющий души и согревающий их. В Боге – истинная радость, широта души, теплота, покой. Бог есть истинное счастье, но счастье не только загробного Царства Небесного, а и счастье земное. Разве не счастье – иметь мир в душе? Что это значит? Значит сие доброе расположение ко всем людям, желание всем добра, стремление помогать людям. Разве не счастье – любовь? Когда тебя любят таким, каков ты есть, со всеми твоими бедами и неприятностями, а ты отвечаешь взаимностью. Разве не счастье – полная ясность своего предназначения, цели и смысла жизни?

А в чем же заключается смысл жизни верующего человека? Скажем кратко: в уподоблению Богу, или, как говорят Святые Отцы, оБожении. И нет тут никакого мудрования. Мы знаем и верим, что Бог благ, любвиобилен, милосерден, щедр, свят. Разве мы не хотим быть такими же?
«А где стимул»? – спросите вы. Ответ прост: благо – созидает, зло – разрушает. Будучи благими, милостивыми, мы созидаем, строим свою жизнь светлой, радостной и счастливой. И это только начало!

Проживем отпущенные нам дни в любви и согласии, в уважении и дружбе, и сподобимся от Владыки нашего и вечного счастья – Царства Небесного, в котором нет ни смерти, ни болезни, ни диавола, ни греха, но радость и мир, упокоение и восторг.

Как видим, все не так сложно и вполне выполнимо.
Сам Христос сказал, обращаясь к нам: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф., 12: 29-30). Добро легко творить, потому что в этом помогает Сам Бог. Правду легко говорить, ибо Бог есть истинная Правда. Любить упоительно для сердца, ибо Бог есть любовь (1 Иоан.4:16).

Что нам еще надо?

Так давайте донесем нашим заблудшим детям эту мысль евангельскую, что «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель», и что «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь».

Покажем сначала путь широкий, прямо, во всей его сатанинской «красе». Объясним, что значит «вечная погибель». А потом представим взорам наших любимых чад красоты рая, истинного блаженства, суть которого – жизнь в Боге и по Богу. Будем тихонькими шагами вести своих детей по «узкому пути», дабы спасти и их, и себя.

Да поможет нам в этом Владыка Христос!

Артемий Слезкин, г. Севастополь.

Оцените статью