Малышу 3 месяца. — Ерошка.ру

ПЕДАГОГИКА

Малышу 3 месяца. - Ерошка.ру0Третий месяц жизни ребенка имеет свои выразительные черты и осо­бенности. Что же нового происходит в развитии малютки?

У малыша появляется специфи­ческая для раннего младенчества эмо­циональная реакция, направленная на взрослого. Она наглядно показывает, насколько взрослый приятен и необхо­дим ребенку. Малыш демонстрирует не только широкую улыбку и хаотическую двигательную активность, как это было в 2 месяца. Теперь он всем своим су­ществом как бы отвечает на ваше при­ветствие: улыбается и вокализирует2 — вытягивает губки: «гу-гу-гу». Он замирает, а затем оживляется — вы­прямляет ручки и ножки, своим видом подчеркивая, что стремится вам «на­встречу». Эту совокупность эмоцио­нальных, речевых, двигательных про­явлений ученые называют «комплек­сом оживления».

Появление «комплекса оживле­ния» — серьезное достижение, необхо­димая «веха» развития в младенчестве. Совокупность описанных выше реакций в 3 месяца сигнализирует взрослому, что дитя взрослеет и успешно развивается, усложняется его психическая жизнь. Ма­ло того, появление «комплекса оживле­ния» необходимо для дальнейшего ус­пешного общего развития малыша.

«Комплекс оживления» получил такое название, во-первых, потому, что выглядит как синтез отдельных проявлений (комплекс); а во-вторых, малыш в самом деле демонстрирует взрослому свое оживление, желание общаться «в ответ» на его действия или слова. Нали­цо двусторонний контакт взрослого с ре­бенком. Самое главное, что этот контакт — результат вашего взаимодействия с крохой, и он никогда не возникает спон­танно, т.е. сам собой, без участия взрос­лого. Вот почему можно говорить о педа­гогике младенчества не только как о ре­альности, но и как о необходимости. В основе ее лежит формирование социаль­ной потребности, свойственной только человеку, — потребности общения.

Другое абсолютное новшество третьего месяца жизни ребенка — появ­ление движений руки в сторону пред­мета. Вначале это проходит как бы «случайно»: дитя пытается схватить «подвернувшуюся под руку» игрушку. В ближайшем будущем ребенок научится не только схватывать игрушку из удобно­го положения, но и целенаправленно притягивать ее. В вокализациях малыша все чаще будут слышаться четкие певучие гласные («а-а-а», «у-у-у»). Однако ?то пока тоже случайность, а не законо­мерность. Вы чувствуете, что ваше пе­ние, речитатив пестушек и потешек вы­зывают у ребенка усиленное ориентиро­вочное поведение. Ориентировочными реакциями называют «реакции на новиз­ну». Они возникают у ребенка рефлекторно, потому что даны от природы как безусловные. Это значит, что, как только в поле зрения ребенка попадает что-то новое, необычное, непривычное, занима­тельное для малыша, он непроизвольно переключает свое внимание на этот объ­ект. Аналогично дитя ведет себя, если ря­дом начинает звучать музыка, возникают какие-то звуки. Малыш затормаживает свои движения, начинает прислушивать­ся, затем искать источник звучания. Осо­бую слуховую ориентировочную реакцию у малютки вызывает речь взрослого. Он ищет говорящего, поющего. У ребенка возникает потребность увидеть его лицо; как правило, в эти моменты и появляется «комплекс оживления». Это уже не от­дельные зрительные или слуховые, так­тильные и другие ориентировочные реак­ции на новизну, а ориентировочно-иссле­довательская активность, направленная на сбор информации об окружающем с помощью взрослого.

Лежа на животе и опираясь на предплечья (классическая поза грудного малыша 3 месяцев) малыш приподнима­ется, опирается на предплечья рук и в этом исходном положении уже хорошо держит головку.

Весьма показательны и его попыт­ки овладения общими движениями. Ма­лютка еще не умеет самостоятельно де­лать повороты на бок и на живот, но в си­стеме массажа и ранней гимнастики для этого периода младенчества даются уп­ражнения, подготавливающие ребенка к овладению ими. Это важно, потому что, как известно, движения необходимы ма­лышу для укрепления мышц, улучшения дыхания и кровообращения. Но следует учитывать, что для ребенка двигательная активность — важнейшее условие пси­хического развития, совершенствова­ния органов чувств. Как только ребенок научился лежать на предплечьях с высо­ко поднятой головой, в поле его зрения попадает больше предметов. Следует по­мнить, что чем больше анализаторов уча­ствуют в восприятии предмета, тем боль­ше информации получает о нем ребенок.

Хорошо, когда многое удается крохе. Потому что удавшееся действие

обязательно вызывает его повторение. Ребенок повторяет не только движения, но и удавшиеся звуки речи. Кажется, что все это почти невероятно: неужели малыш сознательно себя «тренирует»? Конечно, нет. Пока что действуют пер­вые условно-рефлекторные связи. Реа­гирование проходит без волевого уси­лия малютки. Данные от природы бе­зусловные рефлексы в ситуациях ваше­го взаимодействия с ребенком (при кормлении, купании, в моменты «игро­вого» общения, занятий с игрушками ит.д.), повторяясь изо дня в день, форми­руют поведение малютки, создавая ус­ловные связи.

Значит, все успехи вашего ребен­ка реальны только при вашей помощи и при вашем непосредственном участии в его жизни. Как же взаимодействовать с крохой? Каковы ведущие линии разви­тия, программа и задачи 3-го месяца, осуществляемые родителями в воспита­нии и обеспечивающие психофизическое благополучие ребенка? На этот вопрос ответит приведенная ниже таблица.

Развитие и воспитание ребенка: 3-й месяц жизниЗанятие 1[/b]

Материал. Яркая звучащая погремушка или озвученная игрушка, например детский бу­бен (его надо повернуть яркой стороной к ребенку).

Ход занятия. Взрослый кладет ребенка на живот на расстоянии 30 — 40 см от игрушки. Встряхивая игрушку и извлекая звук, побуждает ребенка прислушаться, поднять голо­ву, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того как ребенок 1— 2 раза подни­мет голову, рассматривая звучащую игрушку, надо перевернуть его на спину, дать воз­можность рассмотреть звучащий предмет. Во время последующих 2 — 3 занятий повторять весь комплекс дважды, добиваясь устойчивого удерживания головы в течение примерно 30 — 40 сек. При следующих занятиях следует менять звучащие игрушки.

Занятие 2

Материал. Музыкальная игрушка (например, танцующий мишка, зайчик, бьющий в бара­бан, ит.п.) или другие звучащие игрушки (ярко-желтая «крякающая» уточка, звенящая матрешка-неваляшка) среднего размера (20 — 25 см).

Ход занятия. Взрослый берет ребенка на руки вертикально (но не сажает его!), давая опереться на свое плечо, другой рукой поддерживает его за спину. Подносит малыша к полочке, расположенной на уровне его глаз, где стоит игрушка. Взрослый так поворачи­вается к полочке, чтобы ребенок хорошо видел игрушку, и дает ему возможность про­явить самостоятельность в зрительном поиске в течение 30 — 40 сек. Затем второй взрос­лый начинает заниматься с малышом: обращается к нему, акцентирует внимание на иг­рушке, встряхивает ее, заводит или включает, приводит в движение, извлекает звук. Де­лает паузу. Затем повторяет действия, удаляя и приближая к ребенку предмет, называя его, интонационно выделяя голосом, чуть замедляя свою речь, т.е. стремится вызвать у ребенка ориентировочно-исследовательскую (поисковую) деятельность, устойчивость ре­акции сосредоточения на предмете в течение 30 — 40 сек. и более.

Показатели развития ребенка к 2 месяцам:

Способен к зрительному сосредоточению на предмете в течение 25 сек. и более, находясь в горизонтальном положении (лежа на спине). В вертикальном положении — до 10 сек., находясь на руках у взрослого.

Проявляет интерес к игрушке, находясь в разных положениях: лежа на спине, затем — на животе и на боку, находясь на руках у взрослого.

Поднимаясь на предплечья, высоко удерживая головку, активно реагирует на взрослого, передвигающегося в пространстве. Недолгое время следит за его действиями.

Оживляется, выпрямляет руки в сторону зависшей игрушки, «наталкивается» на игрушки, низкоподвешенные над его грудкой.

Пытается приблизить руку к игрушке, разжать ладонь.

Вложенную в руку ленточку, тряпочку и т.п. удерживает в 2 месяца — в течение 2 — 3 сек., в 3 месяца — до 10 сек. и более.

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым
Мини-программа:

Формировать двусторонний контакт на основе «комплекса оживления» в процессе эмоционально-личностного общения.
Побуждать ребенка к эмоциональным, речевым, двигательным проявлениям — элементам «комплекса оживления» — в ситуациях ухода за ребенком и занятий с ним.

1. Взрослый, наклонившись над лежащим на спине ребен­ком (на расстоянии примерно 30 — 40 см), улыбается, назы­вает малыша по имени, ласково разговаривает с ним. Если малыш в начале инертен к действиям взрослого, следуетне­однократно попытаться осуществить эмоциональный кон­такт. С целью активизации малыша можно погладить его по плечику, животику. Если дитя издает какие-либо вокализа­ции, взрослый должен «поддержать» его. С этой целью взрослый подражает речевым проявлениям маленького, затем переходит вновь на эмоциональное общение. Ребенок, как правило, проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним: смотрит на лицо взрослого, широко улыбается, издает тихие и короткие звуки; сгибает и разгибает ручки и ножки, тянется как бы «навстречу» взрослому.

Показатели развития ребенка к 2 месяцам:

В периоды бодрствования малыш проявляет яркую сен­сорную активность ко всему, что его окружает и попадает в поле его зрения. При этом эмоциональные состояния неус­тойчивы, импульсивны.
Проявляет яркий и полный «комплекс оживления» — эмо­ции, вокализации, двигательную активность — «в ответ» на эмоциональное общение с близкими.

К 3 месяцам «комплекс оживления» возникает не только при виде близкого человека, но и при звуках его голоса.
«Комплекс оживления» возникает на показ яркой игруш­ки, пение или звучание музыки.

«Комплекс оживления» возникает в моменты комфорта и удовольствия.

Ребенок «делает попытки» использовать эмоциональные реакции (улыбка, повороты головы, вокализации, слежения за действиями взрослого, прислушивание к звукам и голо­сам), чтобы привлечь к себе внимание близкого человека.

Речевое развитие.

Расширять ассортимент игрушек для показа и общения с ребенком. Подбирать их по принципам общего и различного (например, ленточки и шнурочки; шарики и валики и т.п.).

Способствовать речевой реакции «гукания» и появлению элементарного «гуления».

Активизировать «речевой» контакт с ребенком всеми до­ступными средствами.
Широко использовать фольклорные произведения для маленьких — пестушки, песенки, потешки. Включать их в разговорную речь и об­щение с ребенком.

Взрослый, положив малыша на спину, вызывает у ребенка «комплекс оживления», при­слушивается к вокализациям ребенка, давая ему возможность проявить себя.

Взрослый поддерживает речевую активность малыша: в речевом общении старается употреблять больше отчетливых вокальных гласных звуков, например «а-а», «о-о», «у-у». Использует пестушки, потешки, песенки, включающие вокальные образцы, близкие к гу­лению ребенка. Ребенок вслушивается в речевые звуки и рефлекторно повторяет артику­ляцию губ взрослого при утрированном произнесении последним гласных звуков«а», «о», «у» и др. В начале это получается как бы случайно, затем все чаще и ближе к образцу.

Занятие

Материал. В процессе общения с ребенком используются фольклорные тексты, включа­ющие звуки, произношение которых взрослый хочет закрепить у малыша.

Ход занятия. Чтение потешек на занятии следует сочетать с разговорной речью, обра­щениями к ребенку. Для появления гласных звуков «о», «а», согласных «г, к, х» можно ис­пользовать, например, следующие тексты:

Петуш-о-ок, петуш-о-ок, Или: Наши уточки с утра-а-а:

Золот-о-о-й гребешок-о-о-к, Кря-а-а, кря-а-а, кря-а-а.

Ты подай голос-о-ок, Наши гуси у пруда-а-а-а:

Через т-е-е-мный лес-о-о-к! Га-га! Га-га! Га-га!

Наши курочки в окно-о-о: К-ко, к-ко, к-ко!

Каждое очередное двустишие потешки читается отдельно, между ними необходимо де­лать паузу, добиваясь отклика, потом повторять все произведения сначала.

Показатели развития ребенка к 2 месяцам:

Замирает, услышав речь взрослого. Одинаково реагирует улыбкой как на ласковое, так и на «строгое» обращение к нему — как на отрицательные, так и положительные интона­ции речи взрослого.

К 3 месяцам делает попытки «гулить» в «ответ» на произносимые взрослым протяж­ные гласные звуки.

В вокализациях и речевых реакциях все чаще начинает проявляться интонационная выразительность голоса в зависимости от глубины и яркости эмоционального контакта со взрослым.

Моторное развитие.

Развивать общую двигательную активность (появление поворотов с живота на бок к 4 — 5 месяцам).
Способствовать активизации движений рук.

Способствовать развитию устойчивого удерживания го­ловки в горизонтальной плоскости из положения «лежа на животе».
В процессе проведения гимнастики и массажа с малышом подготавливать ребенка ко владению поворотами со спины на бок,
Ввести подъем ребенка в вертикальное положение (на ру­ках у взрослого): учить удерживать несколько секунд голо­вку в этом положении.

Развивать активность действий руки, побуждая к само­стоятельному притягиванию предметов.
Реализация программы и задач воспитания:

Взрослый применяет только погла­живающий массаж и упражнения, которые активизируют проявление врожденных рефлексов (подошвен­ного, спинного, ножного), способст­вуют снятию гипертонуса мышц и за­пуску в действие природных сил, по­могающих ребенку научиться вла­деть своим телом.

Занятие

Материал. Твердые, мягкие, пружиня­щие поролоновые шарики и валики, обшитые различной тканью (шарики диаметром 2,5 см, валики длиной 7—8 см, толщиной сечения 1,5 см), «грибок», «куколка», колечко ди­аметром не менее 5 см, «морковка»ит.п.

Примечание: размеры этих пособий должны соответствовать руке малыша.

Ход занятия. Взрослый вкладывает один шарик в ладонь сначала левой, затем правой руки ребенка. Валики вкладываются в момент раскрытия ладошки поперек ее, так, что­бы их можно было схватить четырьмя сложенными пальцами (большой палец отводит­ся). В первый момент взрослый придерживает предмет в ладони ребенка, побуждая к бо­лее сильному рефлекторному схватыванию и удерживанию руками (в 2 мес. — 2 — 3 сек., в 3 мес. — до 10 сек.). Вкладывание предметов повторяется 3 — 5 раз в каждую руку, что­бы ребенок мог ощутить их свойство (гладкость, шероховатость, твердость, мягкость, легкость, тяжесть и т.п.).

Показатели развития ребенка к 2 месяцам:

Лежит на животе, опираясь на пред­плечья, способен высоко поднять голо­ву. Сохраняет это положение до 1 мин. и более.
При поддержке подмышки крепко упирается о твердую опору ногами, со­гнутыми в тазобедренном суставе. При прикосновении к опоре выпрямляет но­ги в коленном суставе и упирается обе­ими ступнями.
Удерживает голову прямо в верти­кальном положении (на руках у взрос­лого) до 1 мин.
Способен до 10 сек, и более удер­живать в руке «случайно» подведен­ную к руке игрушку-вкладыш.

Массаж

Массаж рук

Исходное положение (И.п.): положите ребенка на спину, ногами к ближнему краю стола.

Выполнение (Вып.): делая поглаживаю­щие движения ладонью, массируйте руку малыша по направлению от кисти к пле­чу, по внутренней поверхности предпле­чья и плеча. Повторите 4 — 6 раз.

Массаж живота

И.п.:тоже.

Вып.: ладонью одной или обеих рук про­водите круговое поглаживание живота (по ходу часовой стрелки, минуя область печени — правое подреберье). Повтори­те 6 — 8 раз.

Массаж ног

И.п.: тоже.

Вып.: легко придерживая одной рукой стопу ребенка, другой рукой поглаживайте ногу по наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к паху (внут­реннюю сторону бедра не массируют).

Массаж спины

И.п.: положите ребенка на живот.

Вып.: поглаживая спину тыльной поверх­ностью обеих ладоней, двигайтесь по на­правлению от ягодиц к шее, на обратном пути — от шеи к ягодицам.

Гимнастика3

Разгибание позвоночника (спинной рефлекс)
И.п.: положите ребенка на бок.

Вып.: проведите двумя пальцами по обе­им сторонам позвоночника в направлении от ягодиц к плечевому поясу (это вы­зывает рефлекторное разгибание спи­ны). Повторите упражнение, положив малыша на другой бок. Это упражнение укрепляет мышцы спи­ны. Его сочетают с массажем спины, ко­торый выполняется с 2 месяцев.

Разгибание позвоночника (рефлекс положения)
И.п.: малыша, лежащего на животе, под­хватите руками снизу, под грудь и вы­прямленные ноги.

Вып.: приподнимите ребенка над столом (при этом он рефлекторно разгибает спину и поднимает голову). Повторите 1 — 2 раза. Это упражнение способствует укреплению мышц спины, затылка и позвоночника.

Разгибание позвоночника и ног
И.п.: положите ребенка на спину.

Вып.:

Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятую стопу ребенка, большими пальцами произ­водите поглаживание подошвы в направле­нии от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. Повторите 4 — 6 раз.
Ладонями обеих рук растирайте пальцы на ногах ребенка. Повторите 4 — 6 раз. Эти упражнения способствуют укрепле­нию голеностопного сустава, мышц таза и пальцев ног.
Сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс)
И.п.: ногу лежащего на спине ребенка слегка приподнимите одной рукой, захва­тив выше голеностопного сустава.

Вып.: указательным пальцем другой ру­ки несильно надавите на подошву у основания пальцев (это вызывает ре­флекторное сгибание пальцев); затем проведите пальцем по наружному краю стопы до пятки (произойдет рефлектор­ное разгибание пальцев ноги). Повто­рите 3 — 4 раза.

Это упражнение способствует укрепле­нию мышц стопы.

«Потанцовывание» (ножной рефлекс)
И.п.: поддерживая малыша под мышки, поставьте его на стол лицом к себе.

Вып.: от прикосновения к плотной поверх­ности стола ноги ребенка рефлекторно вы­прямляются в коленных и тазобедренных суставах. Повторите 4 — 6 раз. Это упражнение способствует укрепле­нию мышц ног.

Ребенок выполняет все описанные уп­ражнения легко, потому что двигатель­ная активность малютки связана с непро­извольными действиями (т.е. не требует волевого усилия).

Примечание: Общая продолжительность за­нятий — 5 — 6 минут. Массаж, также как и гим­настику, надо проводить ежедневно в опреде­ленные часы, лучше всего через 30 — 40 минут после еды или за 20 — 30 минут до приема пищи, если малыш проснулся и находится в эмоцио­нально благоприятном состоянии, Так как массажу и гимнастике отводится зна­чительное место в жизни ребенка, маме не­обходимо ознакомиться с техникой его при­менения, используя консультативную службу в поликлинике по местужительства, а также соответствующую литературу.

Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, к.психол.н.
Журнал «9 месяцев»
№12 2003

Оцените статью