К. Львов
Обычай дарить яйца при христосовании
По вознесении Иисуса Христа на Небо Мария Магдалина пришла с проповедью Евангелия в Рим. Здесь она явилась к императору Тиберию, подарила ему красное яйцо и сказала: «Христос воскрес»!
Христиане, узнав о таком приношении, начали подражать этому. Обычай стал мало-помалу распространяться среди верующих и скоро сделался всеобщим.
В древности у евреев и язычников было обыкновение: являясь к важному лицу, особенно в первый раз, подносить ему что-либо в дар. Пример этого можно видеть, между прочим, и в поступке волхвов, пришедших поклониться рожденному Иисусу с подарками. Люди бедные приносили в подобных случаях плоды и яйца.
Такой обычай особенно приличен христианам во дни Святой Пасхи. Своей простотой он выражает взаимную любовь и дружбу христиан. Красный цвет яйца напоминает кровь Спасителя, пролитую за нас, а само яйцо служит знаком победы Христа над смертью или напоминанием о Его Воскресении.
Кроме того, яйцо — это знак и нашего возрождения в будущую жизнь. Из яйца рождается, разрушив скорлупу, цыпленок. Так и мы некогда возродимся и воскреснем для новой жизни.
Особенности пасхального богослужения
Наступает пасхальная полночь. Торжественный благовест возвещает наступление праздника. Сейчас начнется торжественное богослужение, но не в церкви, а перед ее закрытыми дверями, на паперти.
Священнослужители с крестом и иконами обойдут вокруг церкви, встанут перед дверями и, возгласив несколько раз славу Воскресшего, войдут с торжеством в церковь. В этом хождении утру глубоку вне храма нетрудно узнать хождение святых жен-мироносиц и Апостолов в вертоград Иосифов. Служение начато вне церкви, потому что Господь пострадал и погребен вне града, начато перед запертыми вратами, потому что гроб Его был запечатан и Он Сам, уже воскресший, явился Апостолам дверем затворенным.
Но поспешим за священнослужителями в церковь. Что это? Все поют, поют и ничего не прочтут? Куда девались чтения? Где шестопсалмие, Псалтирь? Ничего этого не будет в продолжение 7 дней. Одно пение. Почему? Потому что это торжество из торжеств. В воскресении Господа заложен неиссякаемый источник благодати, поэтому и пение непрерывное. Если Церковь земная приближается к Небесной, торжествующей, то наиболее всего в эти дни.
В конце утрени происходит так называемое христосование. «Простим вся воскресением» — поется во время этого обряда, поэтому в это время надо подойти не только к друзьям, но и к врагам и сказать им: «Христос воскрес!» — и, облобызав их, навсегда прекратить вражду.
На литургии Пасхи главная особенность — это чтение Евангелия. Его читает не только диакон, но и все священнослужители и, таким образом, повторяют несколько раз. Почему же? А потому, что повторяемое содержит великие тайны.
Это как будто несколько евангелистов объясняют одно и то же, в знак взаимного согласия. Кроме того, там, где можно, Евангелие читается не на одном, а на разных языках, в память того, что Апостолы, воодушевленные воскресением Господа, приняв дар языков, возвестили Божество воскресшего всему миру, и в предвестие, что Евангелие Царствия будет проповедано всему миру.
После литургии перед Царскими вратами ставится хлеб с изображением Воскресения, называемый артосом. Его освящают и блюдут в церкви целую седмицу, а потом раздают в субботу после литургии. Хлеб этот служит и в воспоминание Пасхи ветхозаветной, которая праздновалась в память исхода евреев из Египта и составляла трапезу, на которой предлагали священный хлеб, и в воспоминание Пасхи христианской и события в Эммаусе, где был узнан Христос в преломлении хлеба, вкушавший пред Апостолами рыбу печену и от пчел сот, дабы уверить их в действительности Своего явления.
Вечерня Пасхи также имеет отличие: на ней читается Евангелие, чего не бывает на обыкновенной вечерне. Евангелие повествует о явлении Господа Апостолам, когда не было Фомы, что и послужило для него поводом к неверию. Читается оно на пасхальной вечерне потому, что само явление Господа было в этот вечер.
Кроме этих отличий, всю пасхальную неделю Царские двери остаются открытыми и во время служения, и после него, так что предстоящие в церкви могут видеть все, что совершается в алтаре и на престоле. Это значит, что смертью Господа разорвана завеса, скрывавшая «святая святых», куда однажды в год входил только архиерей, что Крестом Господа отверст вход в рай и на Небеса и что воскресением Господа раскрыты тайны Будущего Века.
Во весь пасхальный период до Троицына Дня запрещаются земные поклоны. В другое время Церковь заповедует их, особенно во время поста, а теперь запрещает. Это для того, чтобы изобразить радость о воскресении и чтобы предызобразить будущее наше состояние на Небе где все печали и горе исчезнут.