Достижение подростком взрослой убежденности в вере. Проблема общения с родителями. Необходимость искренних отношений
Многие из проблем, которых будут обсуждаться ниже, никогда не достигают критической точки в тех домах, где дети уже с более раннего возраста имеют положительный опыт воцерковленной жизни и христианской семьи.
Подросток, верующий во Христа, посещающий церковь, намеревающийся хранить чистоту до вступления в брак, — уже большая редкость среди своих сверстников. Нужно понимать, как много даже это одно требует от человека, который много времени проводит с людьми, прямо или косвенно бросающими вызов Евангелию. В подростковом возрасте дети ведут борьбу за формирование своей собственной системы ценностей. Воспринятая ими в детстве вера должна постепенно становиться их собственным убеждением, и не всегда этот процесс проходит гладко. И здесь им потребуется понимание, любовь и молитва родителей.
Определенная мера ограничений хорошо ограждает подростка, особенно когда он уважает своих родителей и доверяет им. Проблемы возникает тогда, когда родители настолько строги, что дети начинают затаивать обиду на них; их сердца охладевают к родителям и ко всему, на чем те стоят, включая Церковь и Самого Господа. Царский путь между полной самостоятельностью детей и излишним их ограничением нужно постоянно искать, вновь и вновь, с молитвой и пониманием.
Даже когда родители знают, что придется ответить «нет» на просьбу подростка, им следует выслушивать просьбы своих детей, чтобы они чувствовали, что родители уступили бы, если бы не препятствовали этому действительно реальные причины. Иначе дети просто перестанут говорить родителям о своих желаниях и мыслях.
Обычно люди считают, что разговаривают со своими детьми, а в действительности часто только что-то говорят им. Слишком часто к пятнадцати годам взаимоотношения между родителями и детьми уже нарушены. Дети завидуют тем, у кого «понимающие родители».
Православные дети должны чувствовать, что они могут спокойно высказать все: вопросы, сомнения, критику, точки зрения. Они должны видеть искреннюю заинтересованность взрослых во всем, что они делают и думают. Не надо лезть им в душу, но все слова и поступки взрослых должны способствовать открытым взаимоотношениям. Если нет подлинного контакта, то даже совет, данный с любовью, будет воспринят как очередное внушение или проповедь.
Когда дети выпрашивают позволения пойти на танцы, или послушать рок-музыку, или сходить на вечеринку, православный родитель, помолившись и поразмыслив, может быть ответит:
«Танцуй, слушай, иди; но сохрани в сердце любовь ко Христу живою. Чтобы, когда вернешься домой и войдешь в свою комнату, ты мог предстать пред иконой Господа и поблагодарить Его – а не так, чтобы тебе было стыдно взглянуть на Его Лик».
Нередко желание делать то же, что и все сверстники, бывает просто временным недомоганием, которым подросткам нужно переболеть и забыть, подобно детским болезням вроде ветрянки.
Дети сильно различаются по степени их преданности Церкви. С Божией помощью мы должны говорить с ними на их действительном уровне. Наивно думать, что все православные подростки, даже посещающие церковные школы, — убежденные и твердые православные христиане. Наше дело – развивать, а иногда даже только поддерживать то, что в них есть, если мы хотим, чтобы наше общение с детьми было настоящим и плодотворным.
Основная разница между нашими православными детьми и средними современными подростками должна быть в том, что они молятся. Сильнейшим искушением для молодежи в наше время является почти полное забвение христианской веры всеми вокруг. Нужно помнить, что наши дети ищут свой путь, окруженные этим отступлением. Подросток заново открывает для себя христианство, и этот процесс иногда включает временное оставление второстепенных аспектов с тем, чтобы сконцентрироваться на главнейшем: вере, свободе, любви, правде.
Если наши дети будут слышать только лекции о том, что подобает носить, и ни слова о том, как стяжать благодать Божию, что удержит их в Православии? Нам нужно видеть сердца подростков, а не только их внешний вид, каким бы ужасающим он не предстал нашим взорам. Если подросток настойчиво просит носить что-либо вопреки нашему совету, иногда лучше уступить, чем делать одежду источником долговременных разногласий между родителями и чадом, и, таким образом, между чадом и Православием. Чтобы принять тот факт, что то, что мы носим, действует на нашу душу, нужно не чувство приличия, а духовная опытность и духовное чувство, которые не приходят сразу.
Для некоторых детей переход из детской веры во взрослую совершается естественно, без травмы. Но не надо приходить в ужас от того, что для многих их рост включает в себя глубокое вопрошание и переоценку своей детской веры.
Сестра МагдалинаМысли о детях в Православной Церкви сегодня / Пер. с англ. Н.В. Сахаровой. – Изд-е Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. М., 1993. С. 37-41.
Кроме того, в подростковый возраст уже сам по себе дает резкий поворот внимания к собственному внутреннему миру, интерес к зреющей изнутри собственной личности. Несбыточность мечтаний, нереальность планов, неблагоразумно избираемые пути вовсе не смущают подростка. Подросток как бы обретает в самом себе, в своих порывах и устремлениях, единственное руководящее начало, всякие авторитеты теряют в это время свое влияние, подросток начинает верить только своему личному опыту. Моральное развитие принимает характер критического отношения ко всему тому, что доныне освещало путь жизни.
Совершенно невозможно требовать в это время посещения храма, обязательной молитвы, но роль семьи, безмолвная, часто незаметная, тем более значительна в непрерывной ее любви, ее собственной религиозной жизни, ее уважении и доверии к подростку, ее молитвах за него. Если подросток чувствует, что семья горько переживает его религиозную халатность, не никогда не позволяет себе упрекнуть его, она этим достигает гораздо больше, чем прямым вмешательством. Сознание, что семья пребывает в верности своей религиозной жизни, светит подростку в дни и часы его духовных авантюр и блужданий.
А.Как избежать ошибок в религиозном воспитании детей? (По работам прот. В.В. Зеньковского) // Воскресная Школа №21
Замечено, что многие очень глубоко верующие взрослые достигли своей твердости в Православии после определенного периода охлаждения, а то и вовсе отхода от Церкви. Человек может вернуться с более глубоким пониманием, или, по крайней мере, с лучшей подготовкой к отражению нападок, скрытых и явных, на веру и на тот образ жизни, которого она требует.
Самая лучшая защита для детей – это испытать на себе теплую христианскую любовь дома и от других членов Церкви. Добрые отношения с духовником дадут ребенку еще и то, что он, не колеблясь, выскажет ему свои сомнения и вопросы.
Иногда сердце, отворачивающееся от Бога, проявляется не в сомнениях в метафизических вопросах, а в своеобразной холодности к религии: скучании в церкви, небрежении к молитве, внутреннем сопротивлении при упоминании хоть о чем-то духовном и т.д. Это гораздо серьезнее, чем состояние ребенка, который любит ходить в церковь и ездить по монастырям, требуя, однако, большей свободы в одежде и развлечениях. В этом последнем случае можно многое разрешить ребенку с немногим риском – с меньшим, обычно, риском, чем не разрешить.
Для первого случая готовых рецептов нет. Является ли решением – найти способы дать ребенку больше развлечений и больше свободы? Или – поговорить с ним более открыто и проявить к нему больше любви; или дать ему побольше объяснений о том, что происходит в Церкви? Или – поменьше объяснений? Или разрешить ему пореже ходить в храм? Или побудить его ходить туда чаще? Необходимо молиться Богу, Который знает сердца, и нужды, и судьбы каждого Своего чада.
Нужно научить детей молиться открыто и честно во время сомнения или недоумения: «Господи, открой мне истину!» Такая молитва действеннее христианских апологий, потому что, если кто не расположен искать истину, он не будет восприимчив и к апологиям. Однако, разумные доводы в пользу христианства от того, кому ребенок доверяет, могут иметь большую ценность.
Дети часто восстают против нравственных законов потому, что их духовный инстинкт заставляет их искать того, чтобы руководствоваться любовью в своем свободном личном отношении к истине. Обсуждая нравственные вопросы с детьми, мы должны говорить о нравственных нормах не в смысле спокойствия совести в этом мире или сохранения доброй репутации, а в смысле спасения.
Христианство – это не смирительная рубашка, а опыт божественной жизни, любви и истины. И подростки очень близки к Евангелию в своем неприятии лицемерия и самодовольства. Христос, Которого они любят, это Христос, сказавший фарисеям: «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21,31); и о жене-грешнице: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7,47). Они любят слушать о прощении апостола Павла, апостола Петра, преподобной Марии Египетской и других святых.
Многие из вопросов, которые задают о детях батюшкам и преподавателям, необходимо обсуждать с самими детьми. Если бы все эти проблемы естественным образом достаточно рано были обсуждены дома, подрастающий ребенок был бы подготовлен к тому, чтобы учиться самостоятельно принимать правильные решения. К сожалению, вопросы всплывают обычно тогда, когда между поколениями уже утвердилось непонимание. Еще до вступления в переходный возраст дети должны начать обсуждать с родителями искушения, которые встретятся им позже.
Сестра МагдалинаМысли о детях в Православной Церкви сегодня / Пер. с англ. Н.В. Сахаровой. – Изд-е Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. М., 1993. С. 37-41.