Псалтырь. Методическая разработка урока. — Ерошка.ру

ПРАВОСЛАВИЕ

Псалтырь. Методическая разработка урока. - Ерошка.ру0ПСАЛТИРЬ КАК УЧЕБНАЯ КНИГА

Первый русский учебник
(методическая разработка урока)

Учитель: Тема нашего урока сегодня — первый русский учебник.

Вы помните свой первый учебник? А как вы думаете, были ли школы в Древней Руси? По каким учебникам учились ваши сверстники, жившие во времена Древней Руси?

Дети делают свои предположения.

В «Повести временных лет» после описания Крещения Руси под 988 г. мы читаем: «Посылал он (Владимир) собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…». Так на Руси появились первые школы и, конечно, первые учебники. Тогда их еще не печатали в типографиях, а переписывали от руки в специальных мастерских — скрипториях. Материалом для письма служила не бумага, а пергамен — особым образом выделанная телячья кожа. Пергамен был очень дорогим, и далеко не каждый человек мог иметь такую книгу. Писать на пергамене доверяли только очень грамотным и внимательным писцам. А как же дети? Как вы думаете, на чем они учились писать?

Дети могут вспомнить о берестяных грамотах, а также могут высказать другие предположения. Выслушав ответы, учитель рассказывает о «новгородской находке».

Учитель: 13 июля 2000 года в Великом Новгороде археологической экспедицией, возглавляемой академиком В.Л. Яниным, были найдены три деревянных дощечки. Эти дощечки размером 19×15 сантиметров и толщиной в один сантиметр оказались древней рукописной книжечкой. Две внешние дощечки служили обложками. Первая, с изображением креста и орнаментом, имела на внутренней стороне заполненное воском углубление величиной почти во всю страницу. На нем красивейшим мелким почерком были написаны 23 строки какого-то текста. Вторая дощечка содержала тексты с обеих сторон. На третьей дощечке текст также располагался на внутренней навощенной стороне, внешнюю же украшал крест. Таким образом, в книге было четыре исписанных страницы. При дальнейшем исследовании уникальной находки ученые установили, что эта книжечка оказалась приспособлена для многократного использования: на ней, как на школьной доске, стирался один текст и писался новый. Значит, эта книжечка служила пособием для обучения грамоте!

Находка была извлечена из слоя, достоверно датированного концом X – самым началом XI века. Между тем, древнейшая датированная книга, написанная кириллическим письмом, — знаменитое Остромирово Евангелие — относится к 1056–1057 годам. Таким образом, к ученым попала рукопись, возраст которой на полстолетие превышает возраст Остромирова Евангелия, а со времени крещения новгородцев прошло всего 20–25 лет! Поскольку в славянском мире не существует более ранней датированной рукописи, чем Остромирово Евангелие, эта находка — великое событие не только в истории русской, но и славянской культуры в целом!

Дети! Как вы думаете, что же было написано в этой книжечке?

Ученики делятся своими версиями.

Учитель: А написаны там были слова из Псалтири — одной из книг Библии, в которой собраны особые стихотворные молитвы — псалмы. Действительно, когда ученые стали читать текст новгородской находки, то определили, что она является маленькой рукописной Псалтирью. На кусочках воска археологи прочли слова 75-го псалма: «От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони» (Пс. 75, 7) и др. Занимаясь расшифровкой этой древнейшей русской книги, ученые также прочли следующие слова: «Сия книга Псалтирь — сиротам и вдовицам утешение мирное, странникам недвижимое море» (т.е. тихий, безопасный путь). Конечно, вся Псалтирь сразу не могла войти в такую деревянную «тетрадь», да и изучали ее постепенно. На воске деревянных дощечек, как на школьной доске, можно было стирать один текст и писать новый. Но всегда это был текст из Псалтири.

Использование Псалтири для обучения грамоте в русской культуре хорошо известно. «Псалтирь на протяжении столетий служила своеобразным „учебником“ нашим далеким предкам», — писал знаменитый археолог, академик В.Л. Янин.

Вплоть до начала XX века были широко распространены учебные Псалтири, т.е. издания Псалтири, приспособленные для обучения чтению и письму. Такие учебные Псалтири могли начинаться с алфавита, далее шли упражнения для чтения по слогам, затем правила чтения сокращенных слов, древняя цифирь (числа записанные славянскими буквами). Затем шла сама Псалтирь с указаниями, в каких случаях жизни и на каком богослужении следует читать тот или иной псалом.

Были в учебной Псалтири и методические указания для учителя. Вот как звучат первые строки такого указания: «Подобает убо вам, о учителие, ведети, како вам младых детей учити божественным письменем. Первее убо в начале буквам, сиречь азбуце. Потом же Часовники и Псалтири и прочия божественныя книги. И паче убо всего, еже бы вам наказати и изучити учеником азбуку чисто и прямо и по существу, како которое слово речию зовется, и неспешно». В переложении на современный язык это наставление звучит так: «Следует вам, учителя, знать, как вам детей учить божественным письменам. Во-первых, сначала буквам, то есть азбуке. Потом же чтению Часослова и Псалтири и прочих божественных книг. А затем особенно основательно следует вам назидать и учить учеников азбуке чисто, прямо и по существу, соответственно тому как какое слово какой частью речи называется».

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему именно Псалтирь стала на Руси первой учебной книгой?

Учитель обобщает варианты ответов, сводя версии к двум основным причинам:

Псалтирь — одна из главных церковных книг. Она очень часто читалась и в храме, и во время домашних молитв. Церковные книги читались вслух. Таким образом, Псалтирь была на слуху, а значит, легко было учиться читать по книге, которую ученик уже хорошо знал на слух, местами наизусть. Как пишет академик Янин, «многие псалмы, звучавшие ежедневно во время церковной службы, христиане знали наизусть. Существовало немало людей, наизусть помнивших все тексты этой книги».

И, наверное, главная причина того, что именно Псалтирь на столетия стала учебной книгой, — это ее содержание.

Чему же учился русский человек по Псалтири, что он постигал, изучая буквы и слоги? Какие еще правила он усваивал при чтении этой книги, кроме правил письма и чтения?

Псалтирь можно назвать начальным «учебником жизни» для русского человека. В Псалтири многие строки начинаются со слов «Блажен, кто…» («блаженный» здесь — тот, кто обладает благом), т.е. Псалтирь указывает на путь к истинному благу, учит человека тому, как достичь этого блага, каким человеку нужно для этого стать.

Чему научила Псалтирь русского человека и русскую культуру?

Главный урок Псалтири состоял в том, что она учила нравственному выбору — выбору жизненного пути. Слово «путь», наверное, ключевое в книге псалмов. Правильный выбор пути — вот тема многих псалмов. Каков же этот правильный путь, согласно Псалтири? Это тот путь, который «знаком Богу», путь «известный Господу», т.е. путь добра, путь милости, путь жизни — в отличие от другого пути, пути тех, кто чужд или, говоря словами Псалтири, «незнаком Богу». И молитвенная поэзия псалмов утверждала, что к благу приводит путь, который «известен Богу», что и человек, и его страна благоденствуют, живут в благополучии, если следуют этому пути.

Такой взгляд был внове для тех, кто изучал грамоту по Новгородской Псалтири. Уже в XI и XII веках, в летописном «Сказании о Борисе и Глебе» и в «Поучении» Владимира Мономаха, обильно цитируется Псалтирь. Однако те, кто крестился в 988 г. в Днепре, те, кто жил в это время в Новгороде, предки Бориса и Глеба, да и Мономаха — все они до этого поклонялись природным явлениям и стихиям и считали правильным для себя то, что наблюдали в жизни природы, а единственным жизненным путем представляли тот образ действий, к которому располагали их природные наклонности. Природные силы, стихии управляют человеком и его жизнью — таков был взгляд древнего славянина-язычника на свою судьбу.

Современному человеку не так уж трудно понять своих предков-язычников — и сегодня многие учения, как в древние времена, предлагают или полностью вверять себя влиянию звезд и других космических сил, или «быть собой», т.е. прислушиваться исключительно к собственным инстинктам. Псалтирь же говорила, что человек сам выбирает свой путь, учила быть личностью, которая знает различие между добром и злом и несет ответственность за свой нравственный выбор.

Лучше всего иллюстрирует все эти идеи 1-й псалом. Ученые считают его своеобразным вступлением к Псалтири, в котором коротко и емко резюмировано все ее содержание.

Послушаем, как излагает этот урок русский поэт современник А.С. Пушкина, священник Гавриил Пакатский.

Псалом 1 (переложение протоиерея Гавриила Пакатского)

Блажен, кто мыслей нечестивых
Не уклоняется вослед,
Не ходит по пути строптивых,
Не любит пагубных бесед;
Но ум и волю покоряет
Закону Господа его,
И днем и ночью повторяет
Урок Владыки своего.

Послушаем этот псалом полностью на русском языке.

Псалом 1 (по синодальному переводу)

1. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей,

2. но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3. И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4. Не так — нечестивые, [не так]: но они — как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

5. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.

6. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Учитель: А заканчивается этот псалом словами о том, что «знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет».

Вот чему, если говорить кратко, учил первый русский учебник — Псалтирь.

______________________

Завершая урок, повторим сказанное выше: первой учебной книгой для русского человека с самого начала письменности и на протяжении многих веков служила Псалтирь; и даже древнейшим письменным памятником, известным науке, сегодня является учебная Псалтирь конца X – начала XI веков, так называемая Новгородская Псалтирь. Так Псалтирь оказывается у истоков не только русской школы, но и у истоков всей русской письменности, у истоков всей русской культуры.

Преподаватель
Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского
А.Б. Пивоваров.

Оцените статью