Работа над словом. — Ерошка.ру

ПРАВОСЛАВИЕ

Работа над словом. - Ерошка.ру0Работа над словом.

«Слово здравое, не укоризненное» (Тит. 2, 8 )

«От избытка сердца говорят уста» (Мф. 13, 33), — указывает Господь, потому «слово человека есть показатель состояния его сердца» (духовное).

Подобно тому, как садовник обрезает у дерева бесплодные ветви и прививает к ним плодоносные, мы должны обрезать и искоренять недолжные слова и порывы, и прививать добродетели научением доброму слову:

Учить детей серьезности отношения к словам: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 3-7). Значит на страшном суде будут взешиваться вместе с делами и наши слова. Потому ап. Иаков говорит: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова» и «кто не обуздывает своего языка, у того пустое благочестие» (Иак. 1, 19, 26).

Учить детей скудости в словах, Господь предупреждает нас: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Поэтому ап. Петр считает молчаливость за одну из добродетелей христианина, а премудрый Соломон говорит: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою» (Пр. 13, 3). Один старец говорил также: «Много раз в жалел я о том, что сказал, и ни разу тогда, когда промолчал».

Достижение у детей абсолютной правдивости в словах. Нужен и личный пример. «Ложь отвратительна для чистой души, как отвратительна физическая грязь и вонь». Есть ложь тонкая: манера приукрашивания в разговоре, преувеличения, неточность изложения фактов, преднамеренное одностороннее изложение дела и т.п. Нужно уличать.

Обещание и данное слово должно выполняться точно: уклонение от них или просрочка (напр. времени возвращения домой, начало времени домашних учебных занятий и т.п.) должны рассматриваться как обман. Сначала — замечание, потом — наказание до тех пор, пока не приучится к аккуратности.

Нелегко победить порок осуждения, но за победу Господь обещал великую милость — прощение всех грехов: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1).

Следует рассказать истории, как Господь наказывает за осуждение. Вот один: «Один старец мысленно осудил согрешившего брата. Ночью слетает к нему ангел, неся душу осужденного. — Брат, которого ты осудил, мертв, — говорит ангел. — Господь спрашивает тебя, куда низвергнуть его душу за тот грех, за который ты его осудил вчера? — Тогда понял старец свое жесткосердие».

Нельзя позволять детям делать друг другу замечания, если они не умеют это делать с любовью и кротостью. «Смотри на себя и будет у тебя» (Феодосий, игумен Оптиной пустыни).

Особенно строго надо следить за тем, чтобы дети не осуждали самих родителей. Для предохранения от этого родители должны следить за осуждением, укоров, споров между собой при детях.

Дразниться, обзываться — тяжкий грех против любви, наказывать здесь нужно строго.

Споры не приветствовать, следить за вежливостью (не перебивать) в разговоре детей.

Хвастовство или неумеренные рассказы детей о себе (или о детях) способствует развитию гордости и тщеславия.

Лучшие слова: «прости», «пожалуйста» и «спасибо» надо прививать с раннего детства.

Ссоры должны заканчиваться полным примирением.

Будем следить, чтобы имя Господа, Божией Матери, святых были произносимы с благоговением, а не напрасно, как например бывает у взрослых: “ради бога”, “О, Господи!”, “Матерь Божия”.

“Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно” (Втор 5,11)

“Спасибо” — это “Спаси тебя Бог”.

Имена врагов человека — сатаны и бесов, кроме необходимости в том в серьёзном разговоре, детьми не должны произносится. Они должны быть ненавистны христианину.

Счастливы все те семьи, где родители могли бы дерзновенно сказать детям вместе с Апостолом Павлом: «подражайте мне, как я Христу.»(1 Кор. 4,16).

Оцените статью