Сценарий беседы, посвященной преподобному Роману Сладкопевцеву — Ерошка.ру

ПРАВОСЛАВИЕ

Сценарий беседы, посвященной преподобному Роману Сладкопевцеву   - Ерошка.ру0СЛАВЫ БОЖИЕЙ ПЕВЕЦ

Сценарий беседы, посвященной преподобному Роману Сладкопевцеву

Действующие лица

Бабушка.
Внук Анатолий, 15 лет.
Внучка Аня, 14 лет.
Внучка Ира, 12 лет.

На сцене стоит стол, накрытый нарядной скатертью. На столе – икона Богородицы, перед ней горит свеча. За столом видят бабушка с внучками. Они беседуют.

Бабушка. Дорогие внуки! Вспомним сегодня с вами святого Романа Сладкопевца, творца канонов. Он жил в V веке во времена императора Анастасия и служил клириком Софийского храма в Константинополе. Юноша отличался чистой христианской жизнью. Сам патриарх, блаженный Евфимий, любил его и нередко ставил в пример другим клирикам его скромность, ревность по вере и терпение.

Однако те возражали Евфимию, говоря, что, может быть, Роман и ведет жизнь праведную, но не умеет ни читать на клиросе, ни сладкозвучно петь. В ответ им патриарх говорил: «Не все обладают многими талантами, одному дано много, другому мало, но часто имеющий малое становится обладателем большого. Все во власти милости Божией!»

Звучит музыка.

Анатолий (читает стихотворение)

Бывает, мало нам Господь дает,
И мы косноязычны, неумелы.
Не знаем, как и подступиться к делу,
И мысль бескрылая не просится в полет.

Но те, кто воле Господа покорны
И просят просветить и научить,
Чтоб истине духовной послужить,
Кто обращается к Нему с мольбой упорно,
Тому Господь дарует вдохновенье,
Чтоб созидать великие творенья!

Звучит музыка.

Бабушка. Роман очень печалился, что не дано ему ни правильно читать, ни сладкозвучно петь на клиросе, и просил помощи Божией.

Однажды в навечерие Рождества Христова на службе в Софийском храме собралось очень много народу. Был и император Анастасий. Служил сам патриарх Евфимий.

Когда дошла очередь до Романа читать, то он не смог даже окончить первой кафизмы. Словно не видел строк Псалтири и читал не то, что положено, пропуская целые стихи. Со слезами и стыдом передал он чтение другому чтецу и убежал с клироса.

После окончания богослужения Роман упал на колени перед образом Богоматери и горячо просил просветить и научить его правильно читать Священное Писание.

Ира (читает стихотворение)

Владычица милосердная!
Обращаюсь к Тебе с усердием:
Укажи к служенью пути!
Вразуми Ты меня, просвети!

Озари Ты меня светом знаний,
Не оставь Ты меня, Божья Мать!
Чтобы мог я Святого Писания
Вдохновенные строки читать!

Царица небес прекрасная,
Ниспошли мне Свою благодать,
Чтобы пением сладкогласным
Мог я Господа прославлять!

Звучит музыка.

Бабушка. Всю ночь молился Роман перед иконой Пресвятой Богородицы, а под утро вернулся в свою келлию и уснул. Дивное видение посетило благочестивого юношу.

Лена (читает стихотворение)

Посетило юношу
Дивное видение:
Ангелов услышал он
Сладостное пение.
Светом озаренная,
Словно день светла,
Дева Богородица
В келлию вошла.

Подала Пречистая
Свиток золотой,
И сказала юноше:
«Ты уста открой,
От небесной мудрости,
Юноша, вкуси!
И тогда рассеются
Горести твои.
Будешь звучным пением
Бога славить ты
И создашь творения
Вечной красоты!»

Звучит негромкая музыка.

Роман проснулся и ощутил великую радость в сердце: он понял, что его молитвы услышаны и Пречистая исполнила его желание. Со слезами благодарности юноша припал к иконе Приснодевы.

Анатолий (читает стихотворение)

О Матерь Божия! Тебя благодарю,
Что Ты мольбу услышала мою,
Что удостоила небесным посещеньем,
Ко мне явившись в дивном сновиденье,
И даровала радость утешенья.

Бабушка. Утром на Рождество Роман поспешил в храм, и когда пришло время пения праздничного кондака, он запел сильным и чистым голосом: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, ангелы с пастырьми славословят, волхвы же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог».

После богослужения патриарх спросил Романа: «Откуда узнал ты эту божественную песнь и кто научил тебя так сладостно петь?» Тогда юноша рассказал патриарху о своем дивном видении.

Роман еще долго служил в Софийском храме в сане диакона и создал Божией милостью и другие духовные песнопения.

Православной церковью Роман Сладкопевец причислен к лику святых. Его помнят христиане и чтут 1/14 октября.

Звучит духовное песнопение, созданное Романом Сладкопевцем.

Текст и стихи Татьяны Шорыгиной

Бог есть любовь

Первое, что присуще только христианству, а не другим религиям, – это утверждение, что Бог есть любовь. В других религиях то высшее, чего достигло религиозное сознание в естественном порядке, есть представление о Боге как о праведном, милостивом Судии, справедливом, но не более. Христианство утверждает нечто особенное: что Бог есть любовь, и только любовь.

К сожалению, это христианское понимание Бога с трудом находит себе путь к сознанию и сердцу человека. Бог-Любовь никак не воспринимается «ветхим» человеческим сознанием. Тем более что образ Бога-Судии встречается и в Евангелии, и в посланиях апостольких, и в святоотеческих творениях. Но какова специфика употребления этого образа?

Он имеет исключительно назидательно-пастырский характер и относится, по слову святителя Иоанна Златоуста, «к разумению людей более грубых». Но как только вопрос касается изложения существа понимания Бога, мы видим совершенно иную картину. Утверждается с полной определенностью: Бог есть любовь, и только любовь. Он неподвластен никаким чувствам – гневу, страданию, наказанию, мести и т.д. Эта мысль присуща всему преданию нашей Церкви. Вот хотя бы авторитетное высказывание преподобного Антония Великого: «Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако, как Он, будучи таков, о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, – то на сие надо сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит. Вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым.

А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него. А сие значит не то, что Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили или переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся способными вкушать Божию благость. Так что сказать: «Бог отвращается от злых» есть то же, что сказать: «Солнце скрывается от лишенных зрения».

Таких цитат можно привести сколько угодно. Все они говорят о том же, что и апостол Иаков: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1, 13, 14).

Это совершенно новое, уникальное в истории человечества понимание Бога. Поистине, только Откровение Божие могло дать такое учение о Боге, ибо нигде в естественных религиях мы не находим такого. В естественных религиях это было немыслимо. И хотя две тысячи лет существует христианство, даже среди христиан это малоприемлемо. Ветхий, страстный человек, господствующий в нашей душе, ищет земной правды, карающей злодеев и награждающей праведников, и потому величайшее Откровение Божие о том, что Бог есть любовь, и только любовь, никак не принимается человеческим сознанием.

Профессор А. ОСИПОВ

http://vos.1september.ru

Оцените статью