Сохранение детей от пристрастий мира. — Ерошка.ру

ПРАВОСЛАВИЕ

Сохранение детей от пристрастий мира. - Ерошка.ру0Освящение обстановки

«Стан твой должен быть свят» (Втор. 23, 14)

Осквернение материи от действия тёмной силы, наговоры вещей, пищи, воды существовало и существует и поныне.

Противопоставим всему этому силу святости:

какая обстановка окружает детей?

освящены ли наши жилища?

вкушают ли дети освященный хлеб, воду? (просфоры, антидоры, артос)

Первые впечатления о предметов священных: икона и свет лампады – для глаз; священные песни – для слуха и проч. Пусть это окружает ребёнка с ранних лет. Пусть он научится владеть крестным знамением – оружием христианина. “Всякое дело начинайте крестным знамением” (Старец Варнава).

Первые христиане осеняли крестным знамением не только себя, но и одежду, постель, пищу, стаканы, утварь домашнюю и жилища, “они делали его, если выходили из дома или снова возвращались домой, если начинали одеваться, садились за стол, ложились в постель, умывались или брали баню”.

“Животворящим крестом пусть осеняются наши двери, наши очи, наши уста, наша грудь и се наши члены” (Св. Ефрем Сирин).

Если ли крест на груди у наших детей? “Есть ли он у их кроваток вместе с изображением Божией Матери и Святого, имя которого они носят?”

Насколько полезно окружение ребёнка священными предметами, настолько и опасно окружение нечистое и скверное – “богоборческих и безнравственных книг, соблазнительных рисунков, картин и скульптурных изображений”. “Известен рассказ про святого которого обошла Божия Матерь (в видении) только потому, что на его полке лежала еретическая книга”.

«Одного старца спросили, как воспитать в себе чувство всегдашнего присутствия Господа. Старец посоветовал поместить в комнате хорошее изображение Господа во весь рост в натуральную величину».

Примечание. Одна женщина хотела освятить наговоренную воду. Бутыль разлетелась. Святость и осквернение несовместимы.

Соблюдение детей от соблазнов мира.

Ограждение от людей мира.

«Выйдете из среды их» (Ис. 52, 11)

«Обращающийся с мудрыми, будет мудр, а кто дружится с глупыми — развратится» (Прит. 13, 20).

«Кто приходит к вам и не приносит сего учения (т.е. исповедания Христа), того не принимать в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Иосии 1, 10-11).

Двери нашего дома должны быть закрыты и для тех, кто называя себя христианином, не гнушается смертными грехами. Надо проводить резкую границу между вынужденными деловыми отношениями с людьми и добровольным тесным общением. Поэтому нужна осторожность в выборе товарищей для детей по играм и при приеме в семью домработников.

Оправданием общения с беззаконниками и атеистами не может служить и родственная связь. Единственным оправданием в этом случае может служить лишь исполнение заповедей любви и милосердия, но и такое общение должно быть по необходимости, не более.

«Итак, осмотрительность в выборе тесных знакомств и связей необходима как ради нас самих, так в еще большей степени ради наших детей».

Ограждение от книг мира

«Горе миру от соблазнов» (Мт. 18, 7)

Сказки. Не станем обманывать детей: бесы опасны и шутки о них не уместны, т.к. теряется бдительность к врагам. Не только читать шутливые рассказы о темных силах, но и произносить при чтении богопротивного имени неодобрительно, это может перейти в привычку. Вместе с тем, нельзя рисовать детям бесов в их истинном свете, чтобы не делать их пугливыми.

Для маленьких детей вообще не должно существовать темной стороны жизни. Когда дети подрастут и не будут пугливы, тогда и следует раскрыть им истинный характер темных сил и способы борьбы с ними из опыта святых.

Особенно надо оберегать детей (и себя) от чтения книг кощунственного характера, богоборческих, безнравственных. Не станем искушать Господа. «Известен рассказ про Антония Великого, который убежал от пришедшего к нему еретика» — т.е. даже святой великий не рисковал испытывать крепость своей веры.

Всякая книга, написанная безбожником носит отпечаток безбожного миросозерцания ее автора и в какой-то мере побуждает читателей смотреть на мир его глазами. Так сочинения детского классика Марка Твена нося лишь личину благочестия, в них безбожие и обман. А все это возводится автором в какую-то доблесть. Родители должны сами подбирать литературу для детей, хотя бы (за неимение другой) близкую по духу к христианству (напр. Дикенс) ибо Господь сказал: «Кто не против вас, тот за вас» (Лк. 9, 50). Вместе с тем нужно раскрывать детям истинное лицо порочных авторов книг и их героев. Занятия в школе будем контролировать дома, но если сложно укрепить веру наших детей, то «и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Марк 16, 18).

Сохранение от пристрастий мира

«Не сотвори себе кумира» (Втор. 5, 9)

Собрание материальных ценностей под каким-либо предлогом — это недоверие к Богу, это нарушение заповедей Господних. Копление — это ограбление тех бедных и нуждающихся, которые могли бы изжить свою нужду при помощи скопленных ценностей. Это прямое нарушения повеления Спасителя «продавайте имения ваши» (Лк. 12, 33).

Но не только богатство, пристрастие к роскоши и комфорту страшно для души, «для многих таким кумиром, заменяющим Бога, стали достижения науки и прогресс техники», которыми часто обольщается молодежь. Даже если достижения науки служат не сатане, а Богу, то все равно не в светской науке лежит кратчайший путь к цели жизни христианской, а в стяжании Духа Святого (см. рассказ «О цели жизни христианской» — беседа Серафима Саровского и Мотовилова).

Воскресные и праздничные дни пусть будут посвящены Богу с обязательным посещением Богослужения, также время утренней и вечерней молитв будут ненарушимы. Чрезмерные умственные занятия вредны для здоровья детей, в противодействие этому надо гулять на воздухе и заниматься подвижными играми там, в раннем возрасте, а физическим трудом — в более старшем.

Особенно осторожно надо загружать учением детей, склонных к духовной жизни (уединению, молитве).

Счастье, если талант ребенка употребляет с пользой для духовной жизни, но горе, если он служит угождению низменного вкуса и прихотям толпы. «Только дела совершаемые ради Христа, приносят пользу душе христианина» (преп. Серафим Саровский).

Тренировка физических способностей детей также мало полезна. Это не относится к детским подвижным играм на воздухе, катанию на коньках, лодке, плаванию и т.п., которые укрепляют тело детей.

«К чему привязано сердце человека, и к чему влечет его пожелание, то и бывает для него богом» (Св. Макарий Великий).

«Чем бы не занимались дети — наукой, техникой, искусством — родители должны внимательно следить за тем, какое место занимает в сердце детей эти занятия». Если что-то стало для детей кумиром, то это признак духовной болезни, с которой надо бороться, прося помощи у Бога (нездоровая атмосфера, недостатки духовного воспитания). Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ни что не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12).

Ограничение развлечений

«Чтобы жить тихо» (1 Фес. 4, 11)

«Общение Бога и человеческой души совершается лишь в условиях тишины, мира, глубокого спокойствия и сосредоточенности».

«Горе вам смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6, 25).

Если есть выбор где жить в деревне или в городе, то надо выбирать деревню, однако везде следует избегать шумных, суетливых занятий.

«Рассеянный сделал душу свою большою дорогою, по которой через воображение, как тени, проходят соблазнительные предметы и манят за собою душу» (Еп. Феофан «Пути ко спасению»).

Но не запрещениями надо бороться с желаниями развлечений у детей, следует только следить за нечастым посещением пьес, кино, за несовпадением с каникулами праздников, постами и, конечно, выбирать по содержанию наиболее подходящие фильмы, спектакли и т.п.

Со своей же стороны не надо навязывать их посещение вообще.

Станем внимательно следить за радио и телевизором (если нет возможности договориться с детьми о их изъятии). Не должны они мешать при занятии уроками и чтением — раздвоение внимания вредно для нервной системы.

Оцените статью