Апостольский пост. — Ерошка.ру

ПРАВОСЛАВИЕ

Апостольский пост. - Ерошка.ру0

Апостольский пост
27 июня начинается Петров пост, один из четырех многодневных постов, соблюдаемых православными христианами и оканчиваемый на праздник святых апостолов Петра и Павла — 12 июля (29 июня по ст.ст.), если этот день не приходится на среду или пятницу.
В прежние времена Петров пост называли также апостольским или постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе, совершив пост и молитву (Деян. 13, 3). По словам святителя Иоанна Златоуста «пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных… Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».

На пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов. Сойдя на апостолов, Дух Святой, Дух истины, Дух Утешитель, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Отныне не исполнение Ветхого закона, а благодать Святого Духа стала законополагающей — благодать как видимое проявление в нас невидимой любви и силы Божией.

Установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста. Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа… мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви».

Апостолы, ближайшие ученики Господа нашего Иисуса Христа, занимают особое место в Церкви. Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих, — говорит апостол Павел (1 Кор. 4, 1). Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Спасителя (Мф. 19, 28). Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и Предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным или превосходящим честью остальных. Но, так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными. Церковь прославляет апостола Петра как первого среди апостолов исповедавшего Иисуса Христа Сыном Божиим; Павла же как более других потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (см. 2 Кор. 11, 5). Одного — за твердость, другого — за светлую мудрость.
Но, называя этих апостолов первоверховными, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, тогда как все апостолы — лишь служители Его.

Оцените статью