С одной стороны, очень часто у родителей возникает уверенность в том, что взаимоотношения со сверстниками нужно отсечь, потому что они совсем ничему хорошему не научат. С другой стороны, попытка заменить ребенку дворовую жизнь кончается плачевными результатами, и я вижу примеры этого на диагностических приемах. Я веду диагностический прием непрерывно, как минимум раз в неделю, и результаты того, что ребенка лишили дворовой жизни, ужасающие. А ведь в совсем недавнем прошлом была одна проблема – загнать ребенка домой на обед, на ужин или чтоб он делал уроки, теперь дети не знают, что такое дворовая жизнь и дворовые игры. Как детский психолог я вам скажу точно: заменить это ничем невозможно. Сейчас модно говорить о разного рода тренингах общения. Настоящий тренинг общения, если уж на то пошло, – это жизнь во дворе. Ребенок попадает в такое количество разных связей во дворе, что это нельзя создать искусственно: он то прячется в игре, то водит, он то командует, то подчиняется, он то в одной команде, то в другой, то выигрывает, то проигрывает и так далее. Он учится сложному, настоящему общению, не такому, как на тренингах, где даже взрослые люди берутся за руки, как дети дошкольного возраста, и водят хороводы, и считается, что они так телесно ощущают друг друга и учатся общаться! Это чушь, и чушь совсем не безопасная! Это рассчитано не на наших людей, я знаю точно.
Надо возвращать детям возможность в свободное время жить во дворе, играть в казаки-разбойники, в салочки, в русских и фашистов… Это трусость и эгоизм – не выпускать ребенка во двор. Ну, поволнуйся за него, но пойми, что это ему необходимо. Ну, посмотри лишний раз в окно, в конце концов, потрать час – посиди с журналом или книжкой на лавочке и приглядывай одним глазом. Ну разве можно лишать детей двора только потому, что самим очень лень выйти и страшно выпустить их одних.
Ведь психика у детей в прискорбном состоянии не только потому, что они не учатся общаться в разных сложных системах связи, а потому, что у детей возникают патологические страхи от того, что взрослые так нависают над ними. Они про себя думают: «Какой же опасный, страшный, гадкий мир, в котором я живу, если меня все караулят, если меня никуда не выпускают, если за меня так боятся». Значит, уже закладывается мина, может произойти аутизация, потому что в таком мире жить не хочется, от него хочется отгородиться, его надо возненавидеть, и отсюда возможна ответная агрессия.
Как может нормально сформироваться человек, который не умеет самостоятельно сделать и шагу?! Очень важно уметь ориентироваться в пространстве, переходить дорогу, садиться в автобус, купить проездной билет и прочее, прочее – это важнейшие навыки, без которых человеку трудно жить. Мы уже имеем множество инфантильных мужчин, которые в тридцать лет не умеют того, что должен уметь десятилетний ребенок! ..
И еще одно соображение. Когда родители приходят в отчаяние от того, что ребенок все время пристает, а хочется отдохнуть, хочется посмотреть телевизор или заняться хозяйством, или пообщаться с друзьями по телефону, полежать на диване, в конце концов, после рабочего дня – они сами его сажают на компьютерную иглу. Это самый простой способ «заткнуть», «вырубить» своего ребенка – во двор никто не пускает своих детей! Я спрашиваю родителей: «Почему вы не пускаете своего ребенка во двор?» Они отвечают: «Да вы что, не знаете, сколько сейчас педофилов?!» У меня такое впечатление, что педофилов тут разводят как карпов в пруду, если это правда! Или делают вид, что их так много, для того чтобы у детей не было нормальной жизни.
А для чего это делается? Я понимаю для чего, недаром я возглавляю Общественный институт демографической безопасности: это очень хорошая антидемографическая мера. Если приходится носиться с одним ребенком, то какое там второй, тем более третий, четвертый и пятый ребенок! Сейчас речь идет о том, что у нас, как на Западе, ребенка дома нельзя будет оставлять одного ни на минуту до двенадцати лет, некоторые, впрочем, особо продвинутые правозащитники говорят, что лучше бы, как в Англии, до четырнадцати…
Педофилов сажают на четыре года, а потом через год дают амнистию, а вот родители вынуждены не выпускать во двор детей. Но следить за детьми день и ночь нельзя – им очень скучно, если их пасти как гусей. Самый простой выход – это компьютер!
Что касается компьютерных игр, мы с Т. Л. Шишовой выпустили сборник «Ребенок и компьютер» (изд-во «Христианская жизнь» г. Клин). Там есть исследования наших коллег – детских психологов, детских психиатров, есть наши интервью с двумя игуменами из Оптиной пустыни. Оба они очень точно, очень глубоко анализируют причины компьютерной зависимости, или, как по науке это называется, кибераддикции.
Можно сказать, что это «замечательная» антидемографическая мера, потому что дети, и в основном это мальчики, уже вряд ли станут нормальными мужчинами, мужьями, это люди с тотальной инвалидностью. Все – от кисти рук и предплечий до духовной сферы – поражено, и в центре этого поражения, конечно, психика.
Это дети, у которых страдают даже витальные потребности, то есть они настолько отключаются от жизни, что перестают чувствовать потребность в еде, сне, свежем воздухе, они устраивают страшные скандалы, истерики, когда мамы зовут их поужинать, их невозможно оторвать от игры. Конечно, страдают высшие психические функции – эмоциональная сфера притупляется: если б они искусственно не окаменели в своем сердце, у них оно разорвалось бы от ужасов, которые они видят в игре. Это по-настоящему страшные вещи, тут даже сердце взрослого человека не выдержит, а детское – тем более! Поэтому сердце становится грубым, это патологическая реакция самозащиты. Дети эмоционально тупеют, общение с живыми сверстниками, с живым реальным миром становится ненужным, потому что компьютерный мир уже утягивает их в свои адские глубины…
Это тяжелейшая форма психической инвалидности, которую не знают пока что как лечить ни психологи, ни психиатры, ни терапевты. Мои знакомые наркологи говорят, что наркотическую зависимость легче преодолеть, чем киберзависимость. И главное, что это массовое явление, что это огромное число детей, посаженных родителями на компьютерную иглу…
Некоторые родители, педагоги и психологи часто говорят: «Ну, надо давать хорошие игры, например, развивающие». Это миф! В хорошие игры ребенок долго играть не будет, опять же, тогда его нужно караулить. Если уж надо караулить, то лучше поиграйте с ним в какую-то реальную игру, почитайте ему вслух!..
Если б мы понуждали его играть в те же шахматы с реальным противником – мы таким образом не только научили бы его играть, а учили бы общаться, что гораздо важнее умения играть в шахматы. Что касается игр со строительством, то гораздо полезнее конструирование реальное, потому что оно развивает моторику, развивает пространственное мышление, развивает ловкость: надо так поставить кубик на кубик, чтоб он не упал. Это развивает очень многое, как и вообще ручной труд, который детям совершенно необходим…
Надо сказать, что компьютер не так уж и нужен в большинстве семей, где люди не пишут. Это только предмет престижа. Мы как-то привыкаем к тому, что тот вред, то зло (хотя я не отрицаю полезности компьютера), которого мы не знали совсем недавно, лет двадцать назад, воспринимается нами как нечто от века существующее, и весь этот разговор иллюстрирует онтологизацию зла…
Очень многие родители меня спрашивают: «Как же быть, если ребенку запрещать одно, другое, пятое, десятое, он будет белой вороной!» Это действительно очень сложный и трагический вопрос, потому что ребенок не способен нести подвиг белой вороны, это не монах-пустынник, который сознательно уходит от мира и противостоит миру своим неучастием в его греховной жизни. Ребенку это очень трудно сделать!
Но если вот этот самый вопрос довести до какой-то парадоксальной ситуации, то хочется спросить: «А вот если завтра всех детей будут учить людоедству, вы тоже скажете, что ребенок не должен быть белой вороной?!» Ведь такая ситуация не так уж фантастична: пару лет назад общественность Германии абсолютно серьезно обсуждала проблему, стоит ли судить человека, разместившего объявление в Интернете с предложением людоедства, так как «имеющий быть съеденным» пришел добровольно!!!
Но вот что можно посоветовать родителям: сделать все, чтобы создать хотя бы одно такое маленькое сообщество таких белых ворон. Я считаю, что православные гимназии именно для этого и необходимы – не потому, что там лучше образование, а потому, что там не учат всяким гадостям, это очень существенно, что там нет валеологии, не будет секс-просвета, не будет педагогов, которые убеждены в том, что надо просвещать как можно раньше о том, что такое безопасный секс. И главное в том, что ребенок не будет себя чувствовать одиночкой – белое сообщество белых ворон…
Хочу особо отметить, что мы сейчас имеем дело с очень тяжелой формой войны – информационной, которая нам неведома, мы к ней не готовы и часто не распознаем ее как войну. Православным родителям, которых часто упрекают в том, что они держат своих детей в золотой клетке, мне особенно хочется сказать, что каждый день в этой золотой клетке дает хоть на каплю душевной крепости ребенку. Чем дольше мы его будем держать, пускай в искусственной среде, тем лучше, потому что за это время он окрепнет!
…Взрослые перестали делать самое простое, вы не увидите мужчину, сделавшего замечание подросткам, которые идут по улице и громко ругаются матом и вообще-то разговаривают так. Раньше были только деревенские пастухи, которые разговаривали со стадом матом. Сегодня речь пастуха освоили подростки. Надо сказать, что молодые люди только делают вид, что они независимы от взрослых. Я знаю, как надоели им взрослые, которые перестали их воспитывать. Несколько лет назад я дала себе слово: «Никогда не буду молчать, если старушке не уступают места или если ругаются матом».
По своей профессиональной наблюдательности я вижу в глубине глаз успокоение, когда тихонько, чтоб никто не слышал, чтоб его не позорить, делаю замечание или предлагаю скорее уступить место. Вот тот парень, который себя по-хамски ведет, понимает, что небо еще не упало на землю, что есть еще взрослые, которые заботятся об их воспитании.
Мы же знаем, что наше общество патерналистское и построено по типу семьи, где есть строгий и любящий отец. У детей это чувство совсем свежее, они действительно хотят отцовского отношения. Я выросла у Даниловского рынка, куда привозили свой товар деревенские люди. Я помню, какое у меня было чувство бесстрашия, – оно у меня осталось на всю жизнь, потому что меня называли «дочка»…
Обязательно надо детей охранять сколько можно и, с другой стороны, делать все, чтобы информационная помойка прекратила свое существование на нашей территории. Как можно всерьез говорить о возрождении России, зная, что сейчас направлено на детей! Как же можно находиться в таком прекраснодушии, когда каждого ребенка ежедневно погружают в зловонную информационную яму!
Православный образовательный журнал «Виноград» №5 2008г.
(Печатается в сокращении)
Ирина Медведева