Второй год жизни преимущественно психоречевой.
Еще не достигшему полуторагодовалого возраста ребенку для накопления словарного запаса показывают предметы, людей и животных на картинке, называя их. Полуторагодовалый использует 30-40 слов, а двухлетний уже 300-400.
В полтора года ребенок задает вопросы «что?», «кто?»,
к двум годам — «что это?», «кто это?».
Чтобы сказать о чем-то, ребенок должен знать не только названия предметов, но и их признаки, должен уметь выразить с помощью слов, как предмет действует. И малыш осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы.
К полутора годам у девочек и к двум годам у мальчиков возникает фразовая речь.
Вначале это предложения из двух-трех слов. Очевидно, что фразовая речь возникает и используется прежде всего для вопросов. Фразы «хочу гулять», «хочу би-би» — выражение простых потребностей, просьб, желаний, а радует нас вопрос «что это?». И чем лучше развивается ребенок умственно, тем более доминирует познавательная сторона, тем больше он задает вопросов и слушает. Если фразовая речь возникла у девочки к полутора, у мальчика к двум годам, они умны.
Итак, к двум годам совершается чудо: ребенок начинает говорить. Вы показываете двухгодовалому картинку, одновременно рассказывая, что изображено на ней, и побуждаете говорить и его. Продолжая развивать психомоторные навыки, вы усаживаете двухгодовалого за столик, даете карандаш и бумагу. Зажав карандаш в кулачке, он заполняет лежащие перед ним листы клубками линий. Двухгодовалый складывает и башенку из пяти кубиков. В этом возрасте он сосредоточенно занимается одним делом до трети часа.
Третий год.
Качественный скачок в умственном развитии. Ребенок этого возраста набирает по 100 слов в месяц и к трем годам использует уже 1500 слов.
По мнению Л.С. Выготского, отечественного психолога, чьи труды признаны во всем мире, ребенок, не знающий названия вещи, как бы не видит ее.
Таким образом, чем больше слов знает ребенок, тем больше он понимает окружающее. И тут встает вопрос о роли семьи в психоречевом, а значит, и в умственном развитии на данном этапе. Ребенок охотнее и прочнее усваивает те слова, которые чаще и эмоциональнее произносятся в семье. Следовательно, чем богаче словарный запас родителей, тем богаче будет словарный запас ребенка, тем глубже, полнее и естественнее он начнет познавать окружающее. По словам малыша можно судить о том, что его интересует и насколько он целеустремлен.
Задержка умственного развития нередко выражается в задержке речи.
Умственное развитие всегда психоречевое развитие и протекает по закону количественного накопления и качественного скачка. Ребенок может долго набирать словарный запас; а потом в два-три дня перейти к фразовой речи.
Нередко дети с потенциально глубоким умом начинают говорить позднее. Подобно мудрецам, они молчат, пока им нечего сказать. Но если ребенок хочет выразить мысль и не может, это плохо.
Тогда он раздражается, нервничает, впадает в гнев или становится обидчивым, что может закрепится как черта характера. Стараясь успокоить малыша, вы показываете ему, что понимаете его, продолжая в то же время стимулировать появление фразовой речи.
Заподозрив задержку речи, следует незамедлительно обратиться к отоларингологу, чтобы исключить дефект слуха, и начать борьбу с задержкой, если она подтвердится. В том случае, если речь ребенка невнятна, многие звуки произносятся неверно, с трех лет необходима работа с логопедом. Это и постановки правильной речи, но одновременно и умственное развитие, и предупреждение нервности или трудности.
В первой половине третьего года жизни ребенок задает ориентировочные вопросы «где?», «куда?», «откуда?»
Во второй его половине он задает вопрос вопросов «почему?» До сир пор ребенок познавал по горизонтали и возникал вопрос «что это?». Теперь познание развивается в глубину, по вертикали, и возникает вопрос «почему?». Ранее он просто знакомился с миром, теперь он хочет его понять. Чем раньше ребенок задал вопрос «почему?», тем полноценнее его умственное развитие, чем позже — тем явственнее задержка. Возникновение вопроса «почему?» — принципиальный норматив!
Если ребенок задерживается с вопросом «почему?», родители сами задают его малышу и сами отвечают на него, побуждая и малыша задать упомянутый вопрос, т.е. задуматься над сутью предметов и явлений. До возникновения вопроса «почему?» ребенок «ползал» в умственном развитии. Теперь — «пошел».
Со второй половины третьего года, вгрызаясь в суть, он начинает спрашивать: «А как сделал?», «А что будет?», «А что внутри?»
Трехгодовалый пересказывает услышанное и рассказывает об увиденном и пережитом, особенно если взрослые помогут ему наводящими вопросами.
Он использует уже сложносочиненные и даже сложноподчиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления, о нормативности его умственного развития.
По мнению Л.С. Выготского, трехгодовалый должен в основном освоить родной язык, и в этом состоит чудо третьего года жизни.
С двух до трех лет ребенок нуждается в постоянном речевом контакте со взрослыми. Говорите с ним, говорите умно, серьезно, и он будет умным.
В три года малыш понимает, что такое один, мало и много, различает правую и левую стороны.
Трехлетний уже настолько умен, что по одной характерной детали узнает целое: по ушам — зайца, по бивням — слона.
Со второй половины удивительного третьего года он начинает осваивать конструктивную игру, строя с выдумкой, овладевая первыми элементами планирования.
Ребенок выходит и на сюжетно-ролевую игру, но пока играет преимущественно с предметами: вот он доктор для куклы, вот шофер, а машиной ему служит перевернутый табурет.
Однако постепенно он переходит и на игру со сверстниками.
Трехгодовалый сосредоточенно занимается одним делом до 30 минут.
Трехлетний воспринимает насмешку, самолюбив, обижается, радуется, печалится, тоскует, любит, испытывает чувства доброжелательности, враждебности и зависти, способен к сочувствию.
Эмоции врожденны, но, как все врожденные потенции, нуждаются в развитии.
Эмоциональное развитие тесно связано с интеллектуальным, и в данном аспекте уместно говорить об эмоционально-умственном воспитании, как и об эмоционально-умственном уровне развития ребенка. При задержке умственного становления возможна задержка эмоционального развития, и тогда трехлетний будет испытывать лишь примитивные эмоции — удовольствие и неудовольствие — и грубо выражать их. Тонкая эмоциональность развивается неразрывно с тонким умом.
Решающим условием воспитания эмоциональности ребенка является многокрасочная и богатая эмоциональность матери.
Сколько бы ни твердили малышу о любви, она ему будет неведома, если он не испытал ее во взаимной любви с матерью.
Сколько бы ни говорили ему о нежности, печали, доброжелательности и сочувствии, если это не присуще матери, жестокосердным будет и ребенок.
Чем одарила мать, тем ребенок и владеет.
Ребенок развивает ум, но, если мать не одарила эмоциональностью, то ум ребенка холодный, односторонний, более того — ущербный. Ведь бывает эмоциональность без ума — и она не тонка, нередко нелепа. Она оторвана от ориентации и понимания. Малыш радуется, кода другим грустно, и печалится, когда уместна радость. Его ум не согрет эмоциональностью, а эмоциональность не облагорожена умом.
В двух строках стихотворения «Пожелание друзьям» С. Маршак так сказал об этом:
Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце умным будет.
Вторая грань воспитания эмоциональности, не менее важная, — культура эмоциональной экспрессии.
Воспитанный ребенок сдержан в выражении отрицательных эмоций. Он не подавляет их, но и не истеричен.
При неудовольствии он сердит, но не беснуется. Гнев его — во взгляде, он даже может топнуть в сердцах, заплакать и сказать, как он обижен, но это не агрессия и не двигательная буря.
Радость такой ребенок выражает улыбкой, взволнованной речью, тем, что обнимает и целует маму.
Если он недоволен, то насупливается, красноречиво молчит, а не вопит истошно и не жестикулирует неистово.
Этому учат и этого требуют. Тогда перед нами интеллигентный, культурный ребенок. И, конечно, он умен.
В три года малыш уже мыслящий человек, но к умению думать его следует привести. Упустив для воспитания третий год жизни, упустили многое.
Три года назад ребенок родился с потенциальными возможностями.
Теперь они во многом реализовались.
Извечное женское дело тех девяти месяцев, от зачатия до родов, доступно всем здоровым;
подвиг умственного, эмоционального, нравственного «вынашивания», воспитания — родительский подвиг матери и отца.
И доступен он только истинно любящим, только личностям — Матери и Отцу.
-??????-