БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
Главное христианское богослужение — Литургия.
Ее установил Сам Спаситель на Тайной вечере.
За Литургией мы приносим Господу в жертву хлеб и вино, которые силою Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и мы Ими духовно питаемся.
Литургия разделяется на три части:
1) проскомидия,
2) литургия оглашенных и
3) литургия верных.
Во время проскомидии священник, стоя у жертвенника, приготовляет хлеб и вино для Таинства.
В это время псаломщик читает часы, то есть молитвы, составленные из псалмов.
Для совершения Литургии нужны пять маленьких хлебцев, которые называются просфорами, и вино.
Из одной просфоры священник вырезает внутреннюю часть в воспоминание Спасителя Иисуса Христа.
Она называется Агнец.
Только эта частица станет Телом Спасителя.
Из других просфор вынимаются небольшие частицы в память Божией Матери, святых, живых и умерших людей.
Люди, которые приходят в церковь, могут подавать свои просфоры, чтобы священник помянул их близких: живых и умерших.
Вино берется красное, виноградное и смешивается с водой.
Вторая часть Литургии, литургия оглашенных, приготовляет нас к Таинству Причащения. Она так называется потому, что в древнее время на ней позволяли присутствовать тем, которые готовились ко крещению, но еще не были крещены.
Такие люди назывались оглашенными.
Литургия оглашенных начинается с нескольких ектений.
Ектений — это молитвы, которые часто повторяют за разными богослужениями.
Они состоят из ряда коротких прошений, которые говорит священник или диакон, а хор поет после каждого прошения: Господи, помилуй или: Подай, Господи.
После нескольких ектений и молитв священник торжественно выносит святое Евангелие из северных дверей и вносит его в алтарь через Царские врата.
Малый вход (таково его название) напоминает нам, как Иисус Христос вышел на проповедь.
После Малого входа читается отрывок из Посланий святых апостолов, а затем священник или диакон выносит из Царских врат Евангелие и читает отрывок из него.
Литургия оглашенных кончается ектенией, в которой молятся за оглашенных, а потом просят их выйти из храма, так как на последней части Литургии они, как некрещеные, присутствовать не могли.
Литургия верных тоже начинается с ектений, после которых поется песнь, называемая «Херувимская».
Во время этой молитвы священник и диакон торжественно переносят хлеб и вино, приготовленные для совершения Таинства, с жертвенника — через Царские врата — на престол.
Это — Великий вход — в воспоминание Входа Господня в Иерусалим.
После Херувимской опять читаются и поются ектений, затем поется Символ веры, молитва, которая начинается словом «Верую» и в которой мы исповедуем нашу христианскую, православную веру. В некоторых церквах Символ веры поется всеми молящимися.
После «Верую» начинается само освящение Даров.
Священник возглашает: Благодарим Господа! и, пока хор поет, начинает про себя читать молитву, в которой благодарит Бога за все Его благодеяния: что Он нас создал, все нам дал, заботится о нас и принимает наши молитвы и хваления, когда Его все время на Небе хвалят ангелы.
После этого священник вспоминает пришествие Спасителя и все, что Он для нас сделал и претерпел. Вспоминая Тайную вечерю, священник громко повторяет слова Спасителя, что хлеб будет Его Телом, а вино — Его Кровью.
Во время этой части Литургии мы должны стоять в церкви с особенным благоговением, потому что наступает самый великий момент Литургии. Вознося кверху Святые Дары, священник возглашает:
Твоя̀ от Твоѝх Тебѐ принося̀ще о всѐх и за вся̀! — и просит Господа послать Святого Духа, чтобы хлеб и вино стали Телом и Кровью Спасителя.
Хор в это время поет: Тебѐ поѐм, Тебѐ благословѝм, Тебѐ благодарѝм, Го̀споди, и мо̀лим Ти ся, Бо̀же наш.
В это время Святой Дух освящает Дары и мы все должны с трепетом положить земной поклон.
Затем, после возгласа священника, поется песнь в честь Божией Матери и поминаются умершие и живые.
После ектений поется молитва «Отче наш». Потом, при задернутой завесе, священнослужители причащаются Тела и Крови Христовых внутри алтаря и вслед за этим, при открытых Царских вратах, священник причащает лжицей верующих.
Перед окончанием Литургии Святые Дары относятся обратно на жертвенник и священник посреди храма громко читает молитву, которая называется заамвонной.
Литургия кончается.
Священник выносит крест, все молящиеся подходят и прикладываются к нему и получают по кусочку просфоры, называемой «антидором», то есть «вместо Святых Даров».
Принимая антидор, мы должны просить Господа дать нам частицу той благодати, которой удостаиваются причастники.