Границы родительского терпения, или Когда ребенок начинает понимать слово «Нет!»
В свои первые несколько лет жизни ребенок познает возможности своего тела, а также насколько опасен мир вокруг него. Но ему еще не хватает зрелости, понимания возможных результатов своих действий и способности контролировать их. Когда малыш лезет пальцами в розетку, то это не от смелости и не от непослушания, а от неспособности предвидеть последующие результаты. Именно поэтому мы постоянно и неотлучно должны наблюдать за малышами.
То, что обычно кажется непослушанием и капризами, в большинстве случаев является попытками малыша стать более независимым. К концу первого года жизни дети начинают пытаться познать границы своих возможностей («Смогу я удержать чашку или уроню?»), вашего, родительского терпения («Можно ли бросить бутылочку на пол, или мама рассердится?»), и даже границы терпения других людей («Заплачет ли Ваня, если я сломаю его песочный замок?»). Именно посредством этих ужасных для родителей ежедневных баталий ребенок самоутверждается и развивает в себе чувство собственной значимости, уверенность в себе, целеустремленность, решительность, настойчивость – все то, что зачастую ошибочно принимается за упрямство.
Как родитель, вы должны определить, насколько можно поддерживать это настойчивое стремление ребенка к риску и опасностям, без того, чтобы поощрять нездоровое упрямство. И конечно, методы воспитания и установление ограничений зависят от возраста ребенка.
К 7-8 месяцам малыш уже может понять некоторые устанавливаемые вами правила поведения. Например, слово «Нет!». Но хотя ребенок в этом возрасте и может понять, что вы недовольны или встревожены, совсем не обязательно, что он вас послушается. Его способности следовать указаниям или контролировать свое поведение еще слишком ограничены.
Правило № 1: Вы не можете воспитывать ребенка, сидя в кресле. Нельзя ожидать от годовалого ребенка того, что он будет следовать только словесным приказам. В большинстве случаев вам придется отвлекать его внимание или просто оттаскивать его от опасного места. Скажите строго «Нельзя!», если ситуация действительно опасна (например, ребенок лезет в электрические провода), добавьте лицу испуганное выражение. А затем возьмите ребенка и уведите его от опасного места. Внимание самых маленьких детей может отвлечь любое яркое цветовое пятно или громкая музыка.
Для маленького ребенка риск – это игра. Он направляется к балконной двери. Вы кричите «Нет!». Он берется за ручку балконной двери. Вы бросаетесь к нему и оттаскиваете от балкона. Он вопит и дрыгает ногами. Вы отпускаете его, он опять бежит к балкону. Что может быть веселее этой игры? Малыши обожают подобные игры. Но почему-то мама играет в них с ним только рядом с опасными объектами.
Правило № 2. Почаще играйте с ребенком в подобные «догонялки», но с безопасными предметами и с другим, не сердитым, а веселым настроением. Очень скоро малыш поймет разницу и будет улавливать нюансы выражения вашего лица.
К тому времени, когда ребенок достигает возраста 1,5-2,5 лет, то есть когда начинает ходить и говорить, эти два достижения навсегда меняют его и ваш мир. Это возраст, когда малыш «лезет во все». Это означает, что в это время он максимально тестирует «на прочность» границы своего мира, а значит, от родителей требуется окончательное установление границ разрешенного и неразрешенного. Только помните, что большинство поступков вашего ребенка в этом возрасте мотивируется интеллектуальным любопытством, а отнюдь не желанием свести вас с ума, не упрямством и не капризами. Даже тогда, когда он рисует вашей помадой «картины» на стене!
Отношение к поведению ребенка во многом определяется настроением в данную минуту его родителей. Одно и то же поведение может расцениваться как смелое и независимое, когда мы в хорошем настроении («Давай, сынок, попробуй съехать с горки сам!»), и как упрямое или агрессивное, когда мы сами не в духе («Куда ты забрался? Ты что, хочешь упасть?!»). Постарайтесь воспринимать любую ситуацию с ребенком младше трех лет с терпением и чувством юмора, независимо от собственного настроения. Не следует повышать голоса. Тем более не стоит прибегать к физическому наказанию.
Правило № 3. Любые правила поведения и ограничения надо доводить до ребенка без гнева и обязательно предлагать приемлемую альтернативу запрещаемым действиям («На обоях рисовать нельзя – давай порисуем в альбоме»).
Постепенно, в возрасте от 3 до 5 лет, малыш начнет осознавать опасность некоторых вещей и сможет частично контролировать свое любопытство. Начиная с этого возраста он испытывает родительское терпение уже не столько стремлением к риску, сколько капризами «Купи!», обычно на публике. Что же делать, когда в каком-нибудь торговом центре наш ребенок становится центром внимания ужасающихся и жалеющих нас покупателей? Как справиться с орущим, падающим на пол и дрыгающим ногами нашим драгоценным чадом?
Быстро и хладнокровно разберитесь в причинах. Почему ребенок вдруг закапризничал? Понравившаяся игрушка – лишь повод. В чем же главная причина каприза? Может быть, потому что малышу жарко, он хочет пить или слишком устал, причем усталость может быть как физическая, так и эмоциональная. Ребенку, даже и не самому маленькому, трудно долго находиться среди толпы.
Постарайтесь сменить обстановку, если ребенок долго не успокаивается. Лучше всего увести его в малолюдное тихое место. Перемена обстановки, как правило, очень хорошо отвлекает внимание ребенка. Если вам пришлось отложить при этом свои покупки, ну что ж поделать, в жизни случаются вещи и похуже, в конце концов, ребенок важнее.
Дайте понять ребенку, что вы его любите, но его поведение неприемлемо. Ребенок должен понять, что существует «правильное» и «неправильное» поведение. Плохое поведение всегда приводит к неприятным последствиям. Например, вам придется уйти из парка или с чьего-либо Дня рождения. Если ребенок осознает, что плохое поведение так или иначе наказуемо, он будет стараться удерживать себя в определенных рамках.
Автор: Марина Аль-Рабаки