Пища для души
Кравцова М. В.
Мы живем в довольно странное время, когда ни у кого не вызывающая сомнений истина «чтение для души – все равно, что пища для тела» практически уже и не вспоминается.
Пищей для души довольно часто объявляется что угодно, но только не книги.
И это весьма актуально звучит, когда речь идет о воспитании детей. Порой ту пищу для души, основу которой должно составлять духовно-полезное и просто хорошее чтение, заменяет что угодно, мультфильмы и компьютеры, но только не книги.
А между тем, ничего не имея против хороших мультфильмов и обучающих компьютерных игр, все-таки скажем, что книгу до сих пор не заменит ничто.
Тем более не заменят они родительскую беседу.
А что для малышей важнее всего? Конечно, родительское слово. Тут уже и книга порой подчиняется этому слову. Поначалу родители сами рассказывают детям истории и сказки, потом читают им простые книжечки и, если родители заинтересованы в своем чаде, то этому чтению сопутствуют разговоры. Разговоры обо всем. И в том числе – о самом главном.
Поэтому, начиная работу над книгой о современном детском чтении, автор этой статьи не могла не вспомнить о собственном детском ощущении – добрая детская книга – это любовь в семье, тепло и уют, это мама, читающая вслух или наблюдающая, как ты неумело еще водишь пальчикам по строчкам, это всегда повод к интересному разговору со взрослыми.
Но, может быть, в ваших семьях не так?
Наверное, книги маленьким детям взрослые читают до сих пор (хотя, увы, часто приходится слышать и о том, что даже двух-трехлетних малышей замотанные родители доверяют лишь экранным телепузикам и прочим покемонам).
Но что происходит, когда ребенок уже научился самостоятельно складывать буквы в слова, слова – в предложения? По-прежнему ли детская книга остается другом ребенка?
Так случается далеко не всегда.
Дети порой с пеленочного возраста попадают в тот ускоренный ритм жизни, в котором существуют их родители.
Почитать что-то с ребенком или, напротив, выслушать его рассказ о прочитанном, оценить, обсудить – на это зачастую не хватает времени.
Тем более времени нет на то, чтобы прежде самим просмотреть книгу, которую собирается прочитать ребенок.
Поэтому родители находят заменители – телевизор, компьютер, видеомагнитофон.
Но ведь эти заменители книгам далеко не равноценны!
Но, тем не менее, дети растут, не понимая, зачем нужно читать, в школе они пишут сочинения по готовым критическим статьям. Стало быть, эти ребята могут отказаться совершенно беззащитными перед агрессией современной культуры, им нечего противопоставить, собственный культурный багаж их оказывается очень скудным.
В то же время в некоторых христианских семьях, где уж тем более должны бы понимать, что «учение – свет…», довольно часто ситуация складывается на удивление похожая.
Бывают и крайние случаи, когда малышей принципиально просто-напросто не знакомят со светской культурой, и вырастают они к семи годам не только не знающие мультфильмов (ибо слово «телевизор» в таких семьях запрещено), но и даже светских сказок, детской классики. Давайте подумаем, что получится, если в семье руководствуются такими принципами: «Ну, назвали фею «крестной», а образ так и остался демоническим: бесплотное существо, волшебница, маг» (Педагог Е. Чучкалова)? Долой все сказки? Все книги, в которых присутствует фантазия – в печь?
Но бывает и иначе, когда книга отчего-то не рассматривается именно как источник христианских знаний. Впрочем, это, пожалуй, объяснимо – благоговение перед храмом, перед Таинствами и обрядами, перед мистикой православной духовной жизни, будучи само по себе благом, может обернуться в той или иной мере искушением для родителей, решивших изгнать «рациональное» восприятие христианства из жизни своих детей.
По их разумению, все можно прочувствовать только опытным путем, любое знание о Боге подается детской душе только в церковной жизни, только при соприкосновении с благодатью.
Но может быть и еще хуже – иные верующие родители просто с небрежением относятся к духовному воспитанию малышей, «в храм водим, причащаем, что еще нужно?»
А «авось» в данном случае может отозваться весьма печально.
Особенно, когда о детских вопросов о Боге отмахиваются, по нерадению или собственному невежеству.
Вплоть до того, что даже рассказам о Христе не уделяется достаточно внимания.
А между тем священник Алексий Грачев считал, что может быть даже чуть раньше семи лет детям вслух можно читать канонический текст Евангелия «чтобы дитя приучалось к полноценной духовной пище.
Не искусственным питанием его вскармливать, а грудным молоком».
От себя добавим, что (и об этом речь шла в предыдущей статье) читать отрывки из Евангелия надо выборочно, приноровляясь к восприятию маленького ребенка в целом, и, в частности, к его индивидуальным способностям.
Много читать не следует. Ребенок не должен утомляться, не должен скучать, слушая Божие слово. Это не тот случай, когда малыша надо вынуждать фактически на подвиг ради благочестия.
Читая с малышом Евангелие, необходимо приучать его к благоговейному отношению к книге, несущей в себе жизнь человечеству.
Он должен понимать, что это книга непростая, что она хранится на почетном месте, на нее никогда, даже в случае какой-то крайней надобности, не ставят чашки с чаем, не бросают ее на столе, стирают с нее пыль.
Перед началом чтения нужно помолиться с ребенком понятными ему молитвами.
Лучше всего, если они будут исходить из сердца самого ребенка, если он будет понимать, о чем он сейчас попросил вместе с родителями «Боженьку».
То же самое надо делать и перед чтением «Детской Библии».
Конечно, надо просить Господа о том, чтобы Он вразумил читающих, чтобы чтение пошло на пользу душе и уму, чтобы маленький слушатель хорошо усвоил прочитанное. Но для этого и самим родителям необходимо приложить старания.
Тут мы подошли к весьма важному моменту. Если ребенку читать вслух сам текст Нового Завета, то без толкования его ребенку родителями не обойтись.
Так же не обойтись без пересказов его сюжетов до того момента, как ребенок повзрослеет для прослушивания именно канонического текста. А стало быть – родители хорошо сами должны знать Священную историю, знать Новый Завет, иметь представление о толкование его святыми отцами.
Необходимо говорить с ребенком о Христе, о событиях Его земной жизни, показывать иллюстрации к Евангелию (выполненные в духе Православия), которые он сможет легко и радостно воспринять. Беседуя с ребенком, очень важно давать высказываться ему самому, побуждать его задавать вопросы. Необходим не монолог, а диалог.
Как мы уже отмечали в прошлой статье, при пересказе маленьким детям Житий святых нужно воздерживаться от яркого, подробного описания страданий святых мучеников.
Конечно, дети бывают разные, но вообще-то детская психика неподготовлена для этого, и маленький ребенок может сильно испугаться, а то, как мы опять же приводили пример в прошлой статье, даже отказаться быть христианином.
Разговоры о Боге – дело очень серьезное, но, однако же, это не школьные уроки, на которые нужно выделять какое-то определенное количество времени.
Такие разговоры, не терпящие менторства и занудства, должны происходить постоянно, возникать как реакция на какие-нибудь события, не обязательно важные.
Кроме того, ребенок должен видеть родителей, постоянно благодарящими Господа за все Его дары.
Научить благодарить с помощью наставлений – невозможно.
Только ощущая любовь к Господу самых дорогих для себя людей, которые воспитывают ребенка и являются ему примером для подражания, малыш сможет сам воспринять в душу чувство к Творцу.
Так мы вновь возвращаемся к тому, что главная школа для ребенка во всем – пример старших.
Очень естественно и органично связать разговоры о Боге с наблюдением окружающей природы, в красоте которой маленький человек может научиться видеть чудесность и премудрость творческого замысла Господа.
Наблюдения за сменой времен года можно приурочить к рассказу о празднике Пасхи – Торжестве Вечной Жизни, который бывает весной, когда оживает вся природа, и о том, что предшествует этому празднику.
Может быть, сравнение времени постов, предшествующего большим праздникам, с зимним периодом, когда природа как бы замирает, но тоже готовится к празднику весны, поможет малышу лучше осознать духовную сущность христианских постов.
Однако надо помнить, что до семи-девяти лет ребенок мыслит конкретно, а не отвлеченно. Поначалу он воспринимает рассказы о чудесных событиях как нечто естественное, его впечатляют чудеса не сами по себе, а проявления в них Божьей любви, добра, которое Господь делал людям, радости, которую Он им приносил.
«Умение отделять события чудесные от событий, совершающихся по законам природы, у ребенка проявляется примерно в шесть-семь лет.
И тогда ему нужно будет объяснить, что Божии чудеса – не сказки, сочиненные людьми, что Господь сам создал законы, по которым происходит развитие жизни, но Он же, как высший Хозяин, в любую минуту может изменить их для какого-нибудь конкретного случая по Своему произволению.
К восьми-девяти годам можно уже растолковывать ребенку духовное значение Евангельских сюжетов — теперь ему доступно не только конкретное, но и абстрактное мышление». (В. Зоберн, М. Кравцова, «Здоровье ребенка», изд-во «Русская миссия», 2000).
Повторим, что ребенок есть ребенок, и стараться насытить его только духовной пищей, забывая о душевной, было бы большой ошибкой.
Очень хорошо, если первыми книгами малыша, которые он прочтет самостоятельно, станут книги духовного содержания.
Однако они не должны ограничивать круг его чтения. Хорошие сказки, рассказы о животных, о природе, об отношениях людей, стихи и прочее так же могут послужить темой для духовной беседы. Для примера приведем один случай, весьма показательный (хотя речь здесь пойдет о детях старше дошкольного возраста, однако пример весьма поучительный, и жаль было бы обойти его в этой статье). Рассказывает друг одного священника:
«Речь пойдет об одном уроке в Воскресной школе, который провел священник из Царицынской церкви. Было это в классе, где учились дети возраста 9-12 лет. Отец пришел к ним не в начале года, а, где-то, зимой, или даже — весной. То есть, с ребятами уже успели основательно поработать наши православные преподаватели и научить их, как правильно отвечать — как правильно жить.
Батюшка начал с вопроса:
— Что вы больше всего любите делать?
На первой парте поднимает руку аккуратный мальчик в очках и, встав, говорит:
— Я больше всего в жизни люблю молиться.
— Ну, я тебе не верю, — говорит священник.
Тогда поднимает руку его соседка по парте (девочка-пятерошница) и елейным голоском:
— А я больше всего люблю читать Евангелие.
— Да ну, — говорит недоверчивый батюшка, — тебе я тоже не верю.
Тут тянет руку с последней парты осмелевший пацан вида «оторви да брось»:
— А я, — говорит, — больше всего люблю смотреть мультики!
— Вот тебе я верю, — отвечает о. Алексий, — А какие мультики ты любишь?
— Ну, я люблю такие, где погони там, знаете?, стреляют: дж, пгбррджпгбшш, джиу-джиу (звуки могу передать только приблизительно)!
— Хорошо, а о чем они, можешь рассказать?
Парень озабочено заковырял в носу, как будто задумался, улыбнулся и говорит:
— Не, не помню:
— Ну, а раз не помнишь даже о чем там, значит все это для тебя и неважно, — махнув рукой, вынес приговор священник.
Тут поднимает руку еще одна девочка и говорит:
— А я тоже очень люблю смотреть мультфильмы. Про зверей, лесные. Недавно показывали, рассказать?
И стала рассказывать.
Другие подхватили, включились, стали делиться, дополнять, спорить, удивляться. А так как, в наших нормальных сказках добро всегда не только борется, но и побеждает зло, то и вышел серьезный, небанальный разговор.
И о дружбе, и о добре и прощении, и о помощи, и о верности, и, даже, о любви. Это в «Сказке о Царевне-лягушке». Ведь «добрым молодцам урок».
Хочешь во мне Царевну увидеть, так, сначала меня вот такой лягушечкой прими!
Этот вывод о. Алексия, мне кажется, очень глубоким и очень христианским. Одинаково понятным и взрослым и детям. И выходящим далеко за рамки, собственно, сказки. Непреложно работающий в реальной жизни.
Вот такой случай».
Сделаем из него выводы и мы.