Игра «Микропоход»
«Микропоход» — очень короткая экспедиция вдоль шнура длиной 1 – 1,5 метра. «Путешественники», вооружившись лупами, проходят маршрут сантиметр за сантиметром, рассматривая такие природные чудеса, как травинки, жуков, паучков и др.
Начните игру с того, что попросите каждого ребенка положить свой шнур на самый интересный, с его точки зрения, участок земли. Раздайте детям «волшебные» увеличительные стекла, которые позволят им превратиться в муравьев, путешествующих по лесному миру в миниатюре. Чтобы стимулировать работу детской фантазии, можете задать такие вопросы: «Как выглядит мир, по которому вы сейчас путешествуете? Кто ваши ближайшие соседи? Вы дружите с ними? Много ли они трудятся? Что собирается сделать этот паук — съесть вас или прокатить на себе? Куда спешит этот жук в отливающем металлом одеянии?»
В самом начале скажите детям, чтобы они не поднимали лупы выше 30 см от земли.
Игра «Вода-почва»
Разделите детей на две группы и выстройте в две шеренги на расстоянии двух метров друг от друга. Одна шеренга — это «почва», другая — «капельки воды».
• Первая часть игры — почва песчаная: Дети, изображающие почву, встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По сигналу ведущего «капельки воды» должны пройти сквозь строй «почвы» и остановиться. Ведущий задает вопросы: «Легко ли капелькам воды просочиться сквозь песчаную почву? Успевают ли растения, растущие на такой почве, насытиться водой?»
• Вторая часть игры — почва глинистая: Дети, изображающие почву, встают, плотно прижавшись друг к другу. «Капельки воды» должны просочиться сквозь строй «почвы». Если дети, изображающие почву, стоят плотной стеной, сделать это удастся немногим. Ведущий снова задает те же вопросы
• Третья часть игры — почва садовая: Дети, изображающие почву, встают на расстоянии согнутого локтя. «Капельки воды» снова просачиваются через «почву». Затем дети отвечают на те же вопросы.
После игры поговорите о скорости проникновения воды сквозь разные типы почв.
Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»
Продемонстрируйте детям большую емкость с водой. Скажите, что в банке — вся вода, имеющаяся на Земле, — и пресная, и соленая. Попросите детей перечислить все водные объекты нашей планеты, содержащие как пресную, так и соленую воду. Отлейте часть воды в стакан объемом 200 мл, продемонстрируйте его и скажите, что в стакане — вся пресная вода, которая имеется на Земле (лед, снег, подземные воды, воды рек, озер, болот и т.д.) Отберите воду из стакана пипеткой, капните 2-3 капли и скажите, что вы пролили всю воду, находящуюся в реках, озерах и болотах всего мира.
Игра «Неприродная тропа»
Выберите тропу длиной 10 — 15 м и расположите в непосредственной близости от нее предметы искусственного происхождения (10-15 штук). Некоторые из них должны быть заметны сразу же (электрические лампочки, надувные шарики). Другие должны сливаться с окружающей средой, чтобы их было труднее обнаружить. Держите в секрете от детей количество предметов.
Дети проходят по тропе по одному, пытаясь обнаружить (не поднимая) как можно больше предметов. Когда каждый доходит до конца тропы, сообщает вам (на ухо), сколько предметов он заметил. Если никто не увидел всех предметов, то объявите, сколько было замечено, и скажите, что их было на самом деле больше. Предложите детям пройти тропу еще раз.
Закончите игру обсуждением того, как защитная окраска помогает животным спрятаться. Затем предложите детям поискать мелких животных с характерной защитной окраской (насекомых, пауков и т.д.).
Игра «Воронья охота»
Эта игра заключается в поиске различных природных предметов. Детям выдаются «охотничьи» списки, содержащие перечисление этих предметов. Их поиски потребуют от детей не только внимательности, но и творческого подхода. Здесь приведен пример такого списка, но вы можете сами включить в него те предметы, которые дети могут найти в вашей местности.
Охотничий список:
1. Перышко
2. Семечко растения, принесенное ветром
3. 100 штук чего-нибудь
4. Кленовый лист
5. Колючка
6. Косточка
7. Три различных семечка
8. Что-нибудь круглое
9. Скорлупка от яйца
10. Что-нибудь ворсистое или пушистое
11. Что-нибудь острое
12. Кусочек шерсти
13.Что-нибудь совершенно прямое
14. Что-нибудь красивое
15. Что-нибудь совершенно бесполезное для природы. (Не забывайте, что в природе ВСЕ имеет свое предназначение!)
16. Что-то, что может шуметь
17. Что-нибудь белое
18. Что-нибудь очень важное для природы. (В природе ВСЕ важно — даже ядовитые растения!)
19. Что-нибудь мягкое
20. Солнечная ловушка. (Это все, что ловит солнечное тепло — вода, камни, растения, животные.)
Игра «В некотором Царстве…»
В разных углах игровой площадки разложите карточки со стилизованными изображениями трех Царств живой природы – растений, животных и грибов. Раздайте детям картинки с изображением различных живых существ и скажите, что с помощью волшебной фразы они будут превращаться в «жителей» разных Царств живой природы. После ваших слов «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были замечательные существа!» каждый ребенок «превращается» в то живое существо, которое изображено на его картинке: грибы – садятся на корточки и сцепленные ладони кладут на голову; растения – стоят на месте, покачиваясь из стороны в сторону; животные – передвигаются, издавая характерные звуки (чик-чирик, и-го-го, ква-ква и т.д.). Затем, после фразы «Раз, два, три — в свое Царство беги!», все разбегаются по соответствующим Царствам. Обязательно проверьте правильность выбора Царства каждым ребенком и обсудите ошибки.
Игра «Кто я?»
Прикрепите картинку с изображением какого-нибудь животного к спине одного из детей. (Ребенок не должен знать, что на ней изображено!) Попросите его повернуться спиной к остальным детям, чтобы они могли увидеть картинку. Задача ребенка – выяснить, в какое животное он «превратился». Для этого он должен задавать остальным детям вопросы, на которые те могут отвечать только «да», «нет», «может быть».
Игра «Определение предмета»
Придя на место проведения игры, соберите образцы листьев, цветов и семян деревьев и кустарников — всего 7-10 предметов. Разбейте группу на две равные команды. Выстройте их лицом друг к другу в 10 метрах друг от друга. Разложите предметы на земле в ряд между командами. Команды должны рассчитаться так, чтобы у каждого игрока в каждой команде был свой номер — №1, №2, №3 и т.д.
Когда команды будут готовы, произнесите название дерева или кустарника, частью которого является один из лежащих на земле предметов, а затем назовите номер игрока. (Чтобы внести элемент неожиданности, называйте номера не по порядку.) Например, «Следующее растение — дуб, а номер — 3!».
Как только игроки под номером 3 услышат свой номер, они должны подбежать к образцам на земле и, стараясь опередить друг друга, найти дубовую веточку (лист, кусочек коры, желудь). Победивший игрок приносит своей команде два очка. В случае ошибки команда теряет 2 очка.
«Собери свой корм»
Оборудование: простейший вариант — бумажки с подписями или карточки с рисунками, как самих животных, так и их корма. По возможности это могут быть костюмы животных и объемный «корм» из природных материалов или пластилина.
Продолжительность: 30-40 минут
Цель: развитие представлений о взаимосвязях в природе на примере «меню» некоторых животных.
Ход игры: Участники получают значок (карточку на веревочке) с изображением животного и мысленно идентифицируют себя с ним. Выйдя на охоту, они должны за фиксированное время (1-3 минуты) набрать наибольшее разнообразие подходящего для них корма — иначе говоря, выжить. Вариантом игры является отдельный сбор летнего и зимнего корма. Затем группа собирается вместе с ведущим в круг, чтобы выслушать каждого участника и решить — выжил ли он. Как правило, многие участники набирают много лишнего корма «на всякий случай» — тогда они должны доказать, что же в их рационе основное, а что — случайное лакомство.
Ведущий по ходу ответов «животных» может давать много интересных сведений об особенностях питания и выживания рассматриваемых видов.
ЖИВОТНОЕ
КОРМ ЛЕТОМ
КОРМ ЗИМОЙ
БЕЛКА
Семена ели и сосны из шишек (3), лесные орехи (2), желуди (1), грибы (1), ягоды (1), птичьи яйца (1)
Семена ели и сосны (5) и летние запасы (3), если найдет: орехи, желуди, грибы
ЛЕСНАЯ МЫШЬ
Семена растений (5), травинки (5), грибы (3), насекомые (2) и их личинки (2), дождевые черви (1)
Семена ели (5), зеленые части растений (2), кора лиственных (1)
ЗАЯЦ
Травянистые растения (5), кора лиственых деревьев и кустарников (2)
Кора (5), почки лиственных деревьев и кустарников (2)
ЛОСЬ
Травянистые растения (5) водная растительность (3) грибы (1)
Кора и ветки деревьев (5): ива, осина, рябина; редко- ель и молодые сосенки, сухая трава (1)
БОБР
Ветки и кора деревьев (5):ива, осина, реже береза, рябина); корневища водных растений (4); до 300 видов травянистых околоводных растений (3)
Ветки и кора деревьев (5): ива, осина, реже береза, рябина; корневища водных растений (1-3)
ЕЖ
Насекомые (5), дождевые черви (4) лягушки (2), мышевидные грызуны (1), ящерицы (1),
УЖ
Лягушки (5), головастики (4), рыба (4), мыши (2), ящерицы (2), тритоны (3) яйца птиц (2), птенцы (2)
ЛЯГУШКА
насекомые (5) и их личинки (2), головастики (3), дождевые черви (3)
ЗЕМЛЕРОЙКА
Насекомые (5), пауки (1), многоножки (1), дождевые черви (4)
Зимующие насекомые и их личинки (5)
КУНИЦА
Мыши (5), белки (2-3), мелкие птицы (3), ягоды (2)орехи (2), насекомые (3), яйца птиц (2), мед (1)
Мыши (5), белки (2), птицы (3)падаль (2)
ЛИСА
Мыши (4), зайцы (3), птицы (2-3), лягушки (1), насекомые (2), падаль (2), ягоды (1)
Мыши (5), зайцы (3), птицы (2), падаль (3)
КАБАН
Всеядный : корневища растений, желуди (5), зеленые части растений (4) дождевые черви (3); насекомые (2) и их личинки, грызуны (1), падаль (2)
Всеядный (5): корневища растений, желуди, падаль (2)
P.S. В графах «корм летом и зимой» в скобках указаны цифры — это доля данного вида корма в общем рационе животного, приблизительно оцененная нами по 5 бальной шкале. Реальное «меню» зависит от местных условий обитания животного.
«Лесные детективы»
Самый простой вариант, когда в начале маршрута каждый участник получает маленькие карточки с заданиями такого типа:
— найти во время экскурсии самый приятный или резкий, неожиданный, незнакомый, вкусный и т.п. запах;
— самый громкий или мелодичный, странный, удивительный и т.п. звук ;
— самую гладкую или шершавую, мягкую, бугорчатую и т.п. поверхность какого-нибудь природного объекта.
Конечно, брать с собой этот объект совсем не обязательно, можно зарисовать, записать.
Результаты поисков «детективов» по окончании экскурсии выслушивает вся группа, и наиболее оригинальные находки мы оставляем в коллекцию.
Если конечной целью этой игры ставится поиск «лесного клада», то обычная экскурсия превращается в настоящее приключение. Цепочка сенсорных загадок и ключевых подсказок приведет настойчивых следопытов к загадочному кладу.