Факторы духовного возрастания детей. — Ерошка.ру

ПРАВОСЛАВИЕ

Факторы духовного возрастания детей. - Ерошка.ру0Таинства

«Пустите детей приходить ко Мне» (Мт. 19, 14).

По обычаю Церкви первый раз мы приносим их ко Христу на восьмой день по рождении. В этот день в таинстве Крещения Господь омывает их от первородного греха, снимая с них проклятие, тяготеющее над падшим человеческим родом. В таинстве Миропомазания следующим непосредственно за Крещением, Господь усыновляет ребенка Себе, даруя ему благодать, которая ставит его, по словам апостола Петра (1 Пет. 2, 9) в число «рода избранного, царственного священства, народа святого».

Духовная жизнь ребенка требует питания. «Господь дарует это питание в таинстве Причащения». «Причащать младенцев следует во время каждой литургии, на которой могут присутствовать родители, и по возможности не реже, как каждый «праздник и воскресение». «Частое причащение ребенка — залог его духовного и телесного здоровья». Даже закон плохой наследственности не имеет силы для часто причащающихся. Был случай, когда долго не говорящий ребенок заговорил во время причащения Святых Таин.

«В тот день, когда причащается дитя, оно бывает погружено в глубокий покой, без сильных движений… И иногда оно исполняется радостью и игранием духа, в котором готово всякого обнимать, как своего» (Еп. Феофан).

«Пор обычаю Церкви, начиная с четырех лет, младенец уже не должен с утра вкушать пищи или пития до Причащения».

«В возрасте семи лет младенец становится отроком и считается уже ответственным за свои поступки».

С этого времени духовная одежда его начинает покрываться греховными пятнами. Необходимо воспитать в нем духовную чистоплотность — потребность смывать каждый грех в таинстве покаяния — Исповеди, обычно предшествующей причащению. Как только ребенок научится писать, следует приучать его записывать свои грехи, чтобы исповедь была цельной и содержательной.

С 7 лет дети могут причащаться (и исповедоваться) реже чем один раз в месяц, а также по большим праздникам (норма для Дивеевских сестер преподобного Серафима).

Дети, приступающие к таинствам, должны понимать их сущность и передаваемую через них Благодать, и, по мере возрастания шире раскрывать в них понятия о значении таинств.

Таинства укрепляют нашу веру, согревают холод души и нечувствие сердец. Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царство Небесное».

Молитва

«Должно всегда молится» (Лк. 18, 1).

«Молитва — это дыхание духовной жизни».

В возрасте около 2 лет «надо прививать ребенку понятие о Боге, как Источнике жизни, всех благ и добра начать учить его молиться». «Пусть ребенок усвоит на всю жизнь, что первым движением его при пробуждении есть сложение перстов и крестное знамение; первые слова — хвала Творцу («Слава Тебе Господи, слава Тебе»); первая беседа — молитва; … первое вкушение в течение дня — это Причастие или принятие святой воды и освященного хлеба (просфоры, антидора, артоса). При возрастании ребенка первым чтением в течение дня должно быть Евангелие, и первым посещением в праздник — Божий храм

Три формы молитвы для ребенка:

Домашнее правило;

В посещении церковного Богослужения;

Краткие молитвы в течении всего дня.

Первые беседы его с Богом должны состоять из «Богородице», и затем из «Отче наш».

Одновременно следует приучить ребенка молиться за близких. Крестному знамению же надо учить еще прежде того, как ребенок сам в состоянии будет делать его (пока собственными руками на его челе). По мере роста ребенка его молитвенное правило должно расти.

Известный минимум — это правило Серафима Саровского для мирян (3 раза: утром, днем, вечером); 3 раза «Отче наш», 3 раза «Богородице», 1 раз «Верую». В увеличении правила нужна постепенность. Качество нашей молитвы низко, его надо восполнять количеством и через количество восходить к качеству (указание святых отцов). Значение молитв должно быть объяснено детям.

Если есть возможность, то правило для семьи надо сделать общим (хозяин дома читает, а все тих за ним повторяют). Можно и хорошо давать читать молитву детям по очереди и следить за внятностью и неторопливостью.

С 7 лет необходимо приучать детей к поклонам — поясным и земным. Усилиями тела дополняется слабость внимания и нечувствие сердца. На молитве нужно стоять прямо и смотреть на иконы, платье молящихся также должно быть в порядке.

Хорошо правило заканчивать общим пением («Заступнице Усердная», «Под Твою милость», тропари семейных Святых, «Все упование мое» и др.).

Чтобы оживить усердие детей к молитве им следует рассказать случаи, когда усердная детская молитва исполнялась Богом, сопровождалась иногда чудесами. Например, преп. Сергию Радонежскому в детстве не давалась грамота, по его слезной молитве он услышал голос: «Встань, ты получил, чего просил». С этого времени он стал понимать книжную мудрость.

Следует разъяснять детям о чем следует молиться и о чем нельзя.

Кроме того, детям следует заучить ряд молитв в течение дня (перед едой и после, перед всяким делом и после него, перед дорогой, благодарения за благодеяния Божии, тропарь своего Святого).

Старец Амвросий Оптинский советует подросшим детям заучить Пс. 90 и Пс. 26.

Надо приучать детей к терпению на Богослужениях, т.к. «тесны врата и узок путь ведущие в жизнь» (Мф. 7, 14). Если Богослужения идут ночью, то и в том случае хорошо там быть ребенку. После службы следует спрашивать ребенка о том, что видел и слышал, контролировать.

Как сделать молитву ребенка (и нашу) непрерывной? Начал дело, говори: «Благослови Господи», кончил дело — говори: «Слава Тебе, Господи» и языком и чувством. Или просто часто говори: «Господи, помилуй», «Владычица, Богородица, помилуй мя», «Ангел Божий, хранителю мой святый, защити меня» или другим словом взывать.

Перед уходом из дома и перед отходом ко сну пусть дети подходят к родителям с просьбой перекрестить их. Это имеет великую охранительную силу.

Примечание: если у отрока есть склонность молиться, то под опытном руководством он может читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня грешного». Она помогает ему насаждению в нем Духа Святаго верным и добрым путем.

Пример благочестия родителей

Душа ребенка непроизвольно формируется в созданной для него духовной атмосфере: «Стяжите дух мирен и около вас спасутся тысячи» (Серафим Саровский).

Искусство воспитания состоит в постепенности и непрерывности. Тогда душа ребенка, как цветок расцветет «красотой христианских добродетелей под осияние Божьего Духа». «Плод же духа, — говорит ап. Павел, — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галл. 5, 22-23).

«Отзывчивым и чутким к чужому страданию сформируется сердце ребенка, если он будет постоянным свидетелем, а с летами и участником, дел милосердия, широкой благотворительности, щедрой милостыни, деятельного служения и сострадания ко всем несчастным со стороны его родителей». Нужны живые примеры.

Духовная среда

Где свет, под действием которого вырастут цветы добродетелей? Носителями света Христова являются прежде всего праведники: Пусть двери дома нашего будут широко открыты для всех Богомольцев, чтобы дети могли с детства познакомится со всеми видами духовной красоты, и узнать все разнообразие подвигов и крестов, носимых Христа ради. Необходимы и духовые отцы для детей для постоянного общения и решения важнейших вопросов в жизни детей. Так и в выборе крестных родителей, следует руководствоваться прежде всего возможностью их благодатного духовного влияния на крестных детей.

Счастливы дети, участвующие в праздниках Церкви, которые остаются в памяти их на всю жизнь. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами, и семья со своими праздничными обычаями — вот три элемента, озаряющие в памяти ребенка каждый праздник.

Духовное чтение

Духовное чтение — духовная пища для души, более важная, чем телесная.

Пусть душа ребенка, питается вместе с молитвою духовными рассказами и чтением. Вначале это будут повествования о Евангельских событиях, изложенное языком, понятным для детей. Это чтение удобно совмещать с объяснением предстоящих праздников. Вначале нужно говорить о главном, о сути, а затем уже постепенно о подробностях. Следует делать ударение на фактах, собственных именах, выражениях, составляющих сущность рассказов, спрашивать о них детей. Хорошо дополнять прочитанное иллюстрациями.

После изучения Священного Писания детей следует ознакомить с жизнеописанием наиболее великих святых, сообразуясь с возрастом и индивидуальными склонностями.

Блаженный Иероним советует каждый день прочитывать вместе с родителями несколько страниц из Евангелия и писаний Апостольских.

“Одновременно с чтением чисто духовной литературы дети должны читать и детскую и юношескую литературу – рассказы и повести, описывающие жизнь святых или благочестивых людей” (напр. “Святая юность” Поселянина, повести из жизни первых христиан Евгении Тур, “Камо грядеши”, “Хижина дяди Тома” и т.п.). Это должно читаться понемногу, но систематически, совместно (желательно) с родителями, например, вечером, сопровождая объяснениями, беседами о Боге, вере, подвигах ради Христа. Кроме Нового и Ветхого (вкратце) Заветов детям надо познакомиться с церковной историей, жизнеописанием великих святых и прежде всего тех, имена которых они носят.

Разбирая историю Нового и Ветхого Заветов, следует разбирать их применительно к жизни христиан. Обратим внимание детей на необходимость подготовки себя к нашей ежедневной жертве Богу – молитве, угодной Богу (пример с Авелем и Каином). Укажем детям на ключ к успеху во всех жизненных делах – непрерывно обращаться к Богу за помощью.

Со взрослыми детьми можно уже разбирать символ веры, заповеди Моисея и блаженства. Значения и содержания Таинств, Церковных Богослужений и монашества. Очень важно наставлять детей самим родителям: “Наставления других действуют на ум, а наставления матери – на сердце”.

Чтоб дети не тяготились вечерним чтением им можно заниматься, например, рисованием, вырезанием, вышиванием и т.п., лишь бы эти занятия не были суетливы и не мешали слушать.

Непонятные для детей места можно опускать.

Если нет живых духовных руководителей, то их заменяют книги, на которые не надо жалеть ни труда, ни средств. Св. Писание. Жития святых следует читать периодически, не оставляя, перечитывать.

Оцените статью