ХРИСТИАНКА И ДЖИНСЫ: ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ИЛИ НЕТ?

В последнее время в публикациях на молодежные темы в церковной прессе можно проследить тенденцию к довольно странному подбору фотографий: православные девушки в джинсах или обтягивающих фигуру брюках. В тоже время, далеко не все верующие девушки позволяют себе носить такую одежду. Но других фотографий нет.

Другой момент. Официальные (!) православные молодежные мероприятия: тот же стиль unisex, при этом присутствие священника с крестом, на котором изображен распятый Христос, явно не гармонирует с тональностью обстановки.

Расхожий афоризм «Будь проще, и люди к тебе потянутся» — самое простое правило, которому нужно следовать, чтобы создать эффектную и памятную о себе рекламу, особенно в молодежной среде. Казалось бы, какое отношение это может иметь к Церкви? Никакого, ведь Церковь, наоборот, должна помогать верующей молодежи не пропитываться духом «мира сего». Но в реальности бывает так, что миссионерство как раз и подменяется саморекламой. И если речь идет об одежде, то на официальных встречах священников-миссионеров можно услышать, что «одеть всех в юбки можно, но зачем?» И далее — исторические экскурсы в историю разных экзотических народов, как они когда-то одевались или одеваются, а почему, спрашивается, нам так нельзя; или что национальная одежда мужчин-шотландцев – юбки, и т.д. Вывод: не стоит обращать на это внимания. А один высокопоставленный церковный чин по телевизору договорился до того, что, поскольку в наших приходах на Западе такой проблемы нет (там женщины и девушки на Литургию приходят в джинсах), и поскольку в сей высококультурной и цивилизованной части света женщины давно уже носят брючные костюмы, то те священники, которые не приветствуют это в России, недостаточно образованы и должны доучиваться в семинариях, поскольку они не следуют «официальной позиции Церкви, изложенной в ее документах». В каких документах — разумеется, не назвал. Остается выразить сожаление, что сей молодой архипастырь несколько поторопился посчитать свое личное мнение официальной позицией Церкви. Что же касается священников-недоучек, то в семинариях мы — темные попы — учились, и не только в них. Вот только не на Западе, где христианство сходит на нет, а в «отсталой» от Запада России — немытой, убогой, но все-таки в какой-то степени еще православной.

Остается еще напомнить, что у каждого народа свой многовековой культурный код, свои представления о красоте и безобразии, целомудренности и пошлости. Потому что колыбелью культуры является религия. Именно религия задает те базисные вектора – духовность, нравственность, эстетику — которые и составляют систему координат для развития культуры. И если говорить о Новом Завете, то непреходящим остается следующий образ христианки: «в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием», украшающей себя добрыми делами (1 Тим. 2, 9-10). Очевидно, что никакой архиерей с двумя западными докторскими дипломами никогда этого не отменит.

Мне хотелось бы, прежде всего, поддержать тех собратьев-священников, которые, понимая суть происходящего, не взирая на плевки и оскорбления, отстаивают нравственные принципы нашей веры на том месте, где они поставлены. А теперь подумаем о том, как это делать, что говорить молодежи, и чего следует избегать.

На первых порах на это нужно закрыть глаза

Любой адекватный священник всегда призывает пожилых прихожан не цепляться с замечаниями к молодежи, впервые переступающих порог храма. Они приходят такими, какие они есть. На данный момент одежда — это то, на что можно и нужно закрыть глаза, и поэтому все подобные вопросы на первых порах не обсуждаются, в том числе и на исповеди.

Но проходит время, молодые люди утверждаются в вере, ощущают действие благодати Божией, стремятся навести порядок в своей душе, и здесь духовник обращает их внимание на то, что они носят — не только в храм, но и вообще. Ведь великая правда заключается в том, что для души это вовсе небезразлично.

Мода как один из основных условных сексуальных стимулов

Наталия Ефимовна Маркова, руководитель научно-практического центра исследований социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии Наук, в своей монографии «Культур-интервенция» (М., 2001), посвященной экспансии современной секс-нарко-культуры, пишет, что современная мода стала одним из основных условных сексуальных стимулов. Два мотива движут модой. Первый — подражание с целью перенять опыт, второй — страх оказаться вне общества, быть осмеянным (боязнь изоляции). Согласно психологическим законам, действующим в больших группах, коллективная психика здесь становится примитивным подобием психики животного с повышенным ощущением жизни. При этом, большой массе людей легко прививаются разные психические состояния: «Это даже может быть приятным — одна овца среди тысячи себе подобных!»

Творцы поведенческо-маркетинговой революция 50-х годов на Западе сознательно использовали психологию масс для прививания нужных идей и чувств. Продюсеры планомерно выстраивали сексуальный ореол звезды. Искусство стало воздействовать на рефлексы. Стиль рок-звезды разрушает общепринятые коды одежды. Сотни тысяч женщин копировали одежду, прическу, макияж, движения, смех и высказывания кумира, ставшие условными стимулами. Сотни тысяч мужчин выбирали в партнерши мечту, составленную из кинематографического набора сексуальных сигналов. Мода, скопированная с кумиров, — сексуальный сигнал-стимул для окружающих, вопиющий о желании нравиться, быть значительным. Содомиты и феминистки развили тему, добившись того, что мужчины отступили с главенствующих позиций в семье. Идеал деятельной женщины 80-х — стиль businesswoman (деловая женщина). Она отбирает у мужчины привычные детали «офисного стиля» — деловые костюмы. Во многом это связано с изменениями в психологии современной женщины: актуальны новые качества — деловитость, работоспособность, активность, стрессоустойчивость, лидерство. Обратная сторона новой психологии — добрачные половые сожительства, аборты, контрацепция, разводы, атрофирование потребности быть мамой, хранительницей очага.

Мысли и мнения верующей молодежи

Процитирую несколько высказываний с Интернет-форума «Православной молодежи Уфимской епархии» -??????-

Юлия: «Знаете, зачем такая мода? Вы не вдумывались, к чему эти сниженные талии на джинсах? Рубленные фигуры, если смотреть на силуэт джинсов в целом? Почему везде реклама этих джинсов и всего остального? Из нас пытаются сделать стадо, которым можно легко манипулировать! Которое должно само себя истребить!»

Андрей: «Лично я никогда не был в восторге от девушки в джинсах, т.к. это одежда рабочая. И ничего красивого в этом нет».

Ф.: «Мода – ослепляет человека: он уже не понимает, какая форма свойственна его содержанию. Хочется верить в эту слепоту, иначе пришлось бы верить, что у верующих девушек и юношей соответствующее содержание. Если судить по языку одежды, то в мире становится все меньше мужественных мужчин и женственных женщин. В стремлении к соблазну, в вульгарности нет никакой женственности. В обтянутых формах и обнаженных частях тела, равно как и в «боевой раскраске» (косметике) меньше всего женственности. Брюки – признак воина-мужчины — говорят об инициативности в вопросе пола, короткие юбки говорят о том же (инициатива исходит от меня), ясно обозначенные формы – нападение. Образ девушки как нежного ожидания, как чистоты, и в то же время, многообещающей тайны — потерян. Но если девушка потеряет тайну, если будет видно, что здесь не целина, а уже все распахано, тогда…»

Марина: «Мама посоветовала мне купить длинную юбку, хоть немного сковывающую движения, для того чтобы я на работе была сдержанной, спокойной, скромной. Смешно?.. Но мне кажется, что правда в этом есть. Поделюсь. До недавнего времени моя одежда разграничивалась. Вот в этой я хожу в храм, в этой — во все другие места. Но ведь «христианином нужно быть не только на пару часов в неделю»… На призывы мамы одеть «ту юбку», я отвечала: «нет, я в этом в церковь хожу, мне будет неудобно, как-то не так». Это потому что «церковная одежда» скромная, немодная. Когда я в ней, я автоматически становлюсь другой, более сдержанной, чуткой, кроткой, я чувствую себя… христианкой».

Двойная жизнь

Таким образом, тему одежды невозможно сводить исключительно к посещению храма. Ведь это не что иное, как лицемерие перед Богом – на два часа в неделю облечься в скромные целомудренные одежды, а все остальное время следовать тому, чему следует весь «прелюбодейный и грешный» мир (Мк. 8, 38), следовать моде, выражающий дух блуда и тщеславия (относится это, разумеется, не только к девушкам).

Печальная реальность нашей современной христианской жизни состоит в том, что значительная часть верующей молодежи ведет именно двойную жизнь, о чем красноречиво свидетельствует одна из участниц форума:

Марина: «Возьмусь говорить от лица многих моих подруг. Почти все мы ведем двойную жизнь. Одна жизнь в храме, с православными друзьями, другая среди друзей старых, на работе, в институте. Во втором случае мы одеваемся как привычно, как удобно, как диктует мода (к великому сожалению)… Именно во втором случае мы часто слышим множество комплиментов: «такая стройная в этих брюках», «эта помада тебе к лицу». И мы, воодушевленные, с радостью катимся по накатанной… Мы верим, что одеться красиво можно только таким образом. Одеться благочестиво? Такой мысли вообще не возникает, потому что зудит другая мысль: какая разница – Богу важно сердце. Сколько обмана в этих мыслях и ситуации – очевидно. Но как сложно противостоять миру и самим себе».

Одежда – это очень серьёзно

Это только актёры и депутаты парламента виртуозно владеют искусством скрывать за костюмом своё истинное лицо. Мы же можем не открывать рта, а одежда выдаст всё наше настроение и даже планы на будущее. «Мне нравится фасон ваших мыслей», – говорил герой популярного фильма. Одежда соткана из намёков, и наш гардероб – это визитная карточка, интимное откровение и медицинская справка одновременно. Выбор одежды – хотим мы этого или нет – подчиняется нашему внутреннему образу.

Когда благодатью Христовой обновляется душа, изменяется собственный взгляд на вещи. Обретенная внутренняя красота предъявит свои требования и к одежде. Каждому в своё время.

Красота – это то, что от Бога

Красота – это то, что от Бога. И молодым верующим людям необходимо стремиться к тому, чтобы быть красивыми во всех отношениях: душа, мысли, лицо, одежда…

Подлинная красота души – это чуткость к духовной жизни; это чистые мысли и чистый взор; это душа, бескорыстно идущая навстречу другому. И потому кротость прекрасна, а дерзость отвратительна; смирение красиво, а гордость безобразна; милосердие привлекает, а жестокость отталкивает. И все это – добродетели или пороки – отпечатывается на внешнем виде человека, на его лице, соответственно либо украшая, либо обезображивая его.

Красив тот, кто молится, потому что в молитве человек вступает в теснейшее соединение с Богом – источником подлинной красоты. И преподобный Силуан Афонский говорил, что благодать Божия преображает и делает прекрасным даже некрасивое от природы лицо.

Что же касается одежды, то юбку-метлу, кроссовки и старушечий платок – невозможно назвать красивыми. Во всем должен присутствовать вкус. Как копирование монашеских одежд, так и мода попсовых журналов — для девушки-христианки все это совершенно нелепо. Для верующей девушки естественно найти свой стиль: она не должна соблазнять и намеренно привлекать к себе внимание, провоцируя взгляды на то, что должно быть тайной. Но вот аккуратной, милой и естественной ей быть совершенно необходимо. В конце концов, девушке нужно быть просто девушкой: спокойной, нежной, с открытым и добрым взглядом.

Верующие юноши и девушки своим образом – нравственностью, культурой поведения и внешним видом – могут служить проповедью христианства даже без всяких особых слов. Верующая девушка должна быть воплощением чистоты, и что может быть выше этого? Чистота – это всегда удивительная свобода, легкость, это устремленность к Небу, отражение Небесного света и потому — красота.

Возможно, девушкам трудно отделаться от чувства, что их воспринимают как товар, который должен призывно блестеть упаковкой. Но на блестящую призывную упаковку, как правило, обращают внимание именно те люди, с которыми вообще не стоит дружить и общаться.

Вывод прост и очевиден: если в человеке есть стремление к внутренней чистоте сердца, это стремление естественно выразится и в его одежде. Если этого не происходит, то налицо повод задуматься о подлинности своей христианской жизни.

Протоиерей Вадим Гупало, кандидат богословия.

Оцените статью