Игры для формирования представлений об окружающем мире у детей
1. Найди цвет.
Игроки становятся в круг. Ведущий командует: «Коснитесь жёлтого, раз, два, три!» Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто последний — выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним.
2. Ищем клад.
Учимся ориентироваться в пространстве с помощью плана.
Сначала вместе с малышом нарисуйте план комнаты. Объясните ребенку все подробно: вместо стола, стула, дивана будут похожие на них фигуры. Проверьте с ребенком, не забыли ли что-нибудь. «Окно есть? А дверь? а телевизор? Какой фигурой мы изобразим?» Обязательно разъясните, что это вид комнаты сверху. А теперь — самое интересное. Берем игрушку или какое-нибудь лакомство, малыш выходит в другую комнату или отворачивается, а вы прячете «клад» где-либо в комнате. Ставите на плане яркий крестик и предлагаете ребенку найти клад. В начале поищите клад вместе, держа на виду план и повторяя, где что находится. Когда ребенку эта игра будет даваться легко — усложните её. Нарисуйте план квартиры, двора, а летом на даче — план участка.
3. Я знаю десять названий.
Играть можно вдвоём с ребёнком и небольшой компанией. В игре используют мяч. Садятся в круг. Игроки перекидывают друг другу мяч со словами:
— Я …
— Знаю…
— Десять (семь, пять…)
— Названий …деревьев! (птиц, цветов, профессий, фруктов, животных, рыб, городов…)
И далее, все по очереди должны называть названия того, что было задано:
— Липа — раз!
— Береза — два!
— Клён — три!…
Тот, кто не смог ответить в свою очередь — отдаёт фант.
Как правило в такой игре дети быстро запоминают все названия и со временем количество названий увеличивается.
4. Архитекторы и строители.
Наверное, у всех в доме есть какой-нибудь строительный конструктор. Как правило, дети быстро теряют интерес к кубикам. Можно вновь заинтересовать ребёнка конструированием, если предложить игру «Архитекторы». Сначала объясните малышу, кто такие архитекторы.
Затем сделайте вместе с ребёнком несколько чертежей построек. Конечно, нужно использовать те элементы конструктора, что есть у вас (можно просто обводить детали конструктора на бумаге). Когда чертежи будущих построек будут готовы, предложите ребёнку сделать постройку по чертежу.
Варианты:
1. Вы строите — ребёнок затем делает чертёж готовой постройки.
2. Ребёнок делает чертёж — вы строите.
3. Один делает несколько построек и делает чертёж одной из построек. Задача — найти постройку по чертежу.
4. Сделать чертёж и постройку по нему с ошибками. Предложить ребёнку найти ошибки.
Детям 3-4 лет на чертежах делаем «вид спереди» или «вид сверху».
Детям постарше можно давать чертежи в разных проекциях. Конечно, сначала нужно объяснить и показать, что это такое.
5. Чем пахнет?
Приготовьте предметы со специфическим запахом — мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др.
С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах — кислый, горький, сладкий, приятный — неприятный, съедобный — несъедобный.
Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.
Для смеха можно предложить понюхать какую-нибудь одежду. К примеру, папины носки.:-)
6. Ярмарка. (3-6 лет)
Дети стоят в кругу. Это — «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов — красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок.. Он — покупатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:
«Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!»
На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:
— Что угодно для души? Все товары хороши!
Ведущий «делает заказ»:
— Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок).
Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
— На тебе грушу, — говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.
Цель игры понятна — закрепляем знания овощей, фруктов, ягод, цветов. Развиваем мышление, внимание, быстроту реакции.
Ход игры может быть разным — смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ ( детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.
7. Времена года.
Игра требует времени на подготовку атрибутов, но она того стоит.
Подберите красочные картинки по временам года, очень хороши репродукции картин из старых журналов. Наклейте их на одну внутреннюю сторону картонной папки. На вторую сторону наклейте лист бархатной бумаги.
Ещё вам понадобится большое количество маленьких картинок, которые можно разделить по временам года. Картинки с дождем, снежинками, радугой, цветами, грибами, веточками без листьев, с почками, с листьями зелеными и желтыми; гнездо птицы с яйцами, птенцами, картинки разной одежды. В общем картинки всего, что можно четко разделить по временам года.
Конечно, малышу 2 лет картинки предлагаются более простые, чем пятилетнему.
Все эти картинки наклейте на бархатную бумагу(бархатом наружу).
Сначала просто раскладывайте картинки по сезонам, объясняя ребенку, почему эта или иная картинка подходит именно к этому времени года.
Со временем задания усложните — разложите картинки на бархат (бархатная бумага для того, чтобы картинки не скользили) заведомо сделав несколько ошибок. Например, к осеннему пейзажу положите картинку птичьего гнезда с яйцами и ягоды клубники. Предложите ребенку найти ошибки. Затем предложите ребенку загадать вам такую же задачу.