Иконография Крещения Господня. — Ерошка.ру

ПРАВОСЛАВИЕ

Иконография Крещения Господня. - Ерошка.ру0Иконография Крещения Господня:

Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: “Спас наг… правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела… наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.

Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу;
и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы.

На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая).

С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная;
ангели стоят, поклонившись Господу;
един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.

Ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя.

Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет:

Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца.

Цвет “лазоревый с белилы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.

В иконографии Богоявления нет видимого присутствия Пресвятой Богородицы.

Но о Ней напоминает та багряница – царская порфира! – которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь Мира (ср.: Евр. 7:2).

Божественная порфира Царя (т.е. плоть Богочеловека Иисуса), говорит преп. Андрей Критский, соткана Пресвятой Девой.

О Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая ангелом, – это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его прободенных ребр (Ин. 19:34).

Река Иордан, в которой крещается Господь, изображена между двух высоких горок. Изображение горок на иконах – это символ молитвенного восхождения человека к Богу. Но у этого изображения есть еще одно значение: так иконописец показывает нам, что действие совершается не в помещении, а на открытом воздухе.

Давайте рассмотрим верхнюю часть иконы. Небо изображается полукругом. Оттуда спускается Святой Дух в виде голубя.

А теперь прочтем надписание иконы: Бого-явле-ние Господне. Это второе название сегодняшнего праздника. Именно в этот день людям открылась великая тайна: Бог явился людям как Пресвятая Троица, ведь Бог Отец говорил «Сей есть Сын Мой возлюбленный», Бог Сын принимал Крещение, Бог Дух Святый сходил в виде голубя.

Но почему же тогда на иконе мы видим только Двух Лиц Пресвятой Троицы? Это потому, что Бога Отца никто из людей никогда не видел, а потому Его нельзя изобразить.

А в своих песнопениях – словесной иконе Праздника – в этот день Православная Церковь прославляет все Три Лица Пресвятой Троицы.

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя. И Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, Слава Тебе».

Оцените статью