“Журавлики летят”
Программное содержание:
Воспитание у детей любви к родине и родной природе,
развитие умения замечать красивое, соотносить душевные переживания человека с природными изменениями,
обозначение в детском сознании отдельных моментов, связанных с духовной реальностью,
развитие способности создавать выразительный художественный образ с помощью аппликации из природных материалов, стремления порадовать результатами своего творчества близких.
Материал к занятию:
Осенняя фотография или репродукция, на которой отчетливо виден клин улетающих журавлей; большие листы серого (или оборотные стороны цветного) картона; образец аппликации “Над пожелтевшим садом журавлики летят”; засушенные осенние листья; бумажные фигурки журавлей, заранее вырезанные по шаблону взрослым (5-7 штук для каждого ребенка); клей ПВА; кисточки для клея; подкладные клеенки; салфетки.
Ход занятия:
Провести это занятие можно в середине октября. Именно на это время, в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, приходился последний срок отлета в теплые края журавлей, птиц, ставших для русского народа символом Родины, любви к России.
В начале занятия побеседуйте с детьми о приметах наступившей осени, об осенних изменениях в живой и неживой природе. После того, как дети среди прочих признаков осени назовут отлет птиц, можно рассмотреть с ними иллюстрацию и предложить послушать стихотворение:
Небесные паломники
Повеяло прохладой,
Начался листопад;
Над опустевшим садом
Журавлики летят.
Летят, и все сильнее
Слышна в их кликах грусть:
Да есть ли где роднее
Для них земля, чем Русь?
Уж их не видно в тучах,
Закрывших небосвод…
Паломников летучих
Кто за морями ждет?
Быть может, им готовы
Прекрасные сады,
До сей поры Христовы
Хранящие следы.
Не высказать словами,
Что на сердце лежит…
Журавлики, за вами
Душа моя летит!
( Виктор Афанасьев)
Темой для последующей беседы может стать обсуждение названия стихотворения. Воспитатель сам решит, готовы ли дети поразмышлять, почему автор называет журавликов “небесными паломниками”?
Поэт сравнивает журавликов с путешественниками, отправляющимися поклониться святым местам. Можно обратить внимание ребят на четвертое четверостишие, немного рассказать о тех теплых странах, которые связаны с земной жизнью Господа Иисуса Христа или святых угодников Божиих.
После разговора воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации: осенний пейзаж с журавлиным клином в небе и заранее выполненную аппликацию, стараясь вдохновить малышей на выполнение самостоятельной работы.
Во время практической, рукодельной части занятия перед каждым ребенком на столе – горизонтально положен лист серого картона. Отметим: взрослый не просто сам раздает детям листы, он в процессе общего размышления вслух подводит ребят к тому, что эту аппликацию лучше выполнять не на цветном фоне (и даже не на синем или голубом, похожем на фон ясного неба), но на сером – по цвету напоминающем пасмурное небо осени.
Дети выполняют в нижней части листа из засушенных листьев аппликацию полоски “осеннего сада или леса”, над которым полетят журавлики. Сначала лес из листочков раскладывается на картоне, затем берут по одному листику и аккуратно, пользуясь кисточкой, на подкладной клеенке намазываются их оборотные стороны клеем ПВА, после чего приклеивают, слегка прижимая салфеткой. После этого наклеиваются летящие журавлики. Для журавлиного клина каждому ребенку понадобится 5-7 птиц из белой бумаги. Помогая детям, взрослый размышляет вслух, почему журавлиная стая называется клином.
На занятии можно дать послушать детям аудиозапись одной из известных песен о журавлях.
Попробуйте выполнить со своими воспитанниками эту работу и вы увидите, какие удивительные композиции у них получатся.