КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В УЧЕНИИ
«Умственный труд едва ли не самый тяжелый для человека».
К.Д. Ушинский
Обучение детей в школе всегда сопряжено со многими переживаниями родителей. Как ребенок будет учиться? Будет ли нравиться ему в школе? Все ли у него получится? Как и любой другой труд, учение должно быть правильно организовано. Здесь можно выделить ряд необходимых для этого условий.
Внешние условия успешного обучения
1. Правильный режим дня. Он должен выстраиваться в зависимости от темпа работы ребенка, его интересов и особенностей семьи. Тем не менее, существуют общие для всех правила организации умственного труда.
Так, например, не рекомендуется приступать к длительной подготовке уроков сразу после школы, иначе материал будет усваиваться дольше. Лучше в это время организовать для ребенка какой-либо доступный труд по дому или игру. Обучение, проводимое с детьми не в свое время, способствует их быстрому утомлению, поэтому надо понаблюдать за ребенком – когда ему работается лучше. Умственным трудом нельзя заниматься непосредственно перед сном – мозг в этом случае во время сна не отдыхает должным образом, и на следующий день работоспособность оказывается сниженной. Вот почему занятие следует оканчивать не позднее, чем за 30 минут до сна. Во время каникул домашние задания лучше готовить в самые первые дни.
Составляя план занятий ребенка нужно ориентироваться не только на то, каким бы мы хотели его видеть, но прежде всего на то, каков он есть, чтобы поставить перед ним реальные цели. Полезно использовать и творческое настроение ребенка: если он расположен к занятию каким-либо определенным предметом, то с него и следует начинать домашний урок.
Умственная работа выполняется успешнее, если человек сидит не в мягком кресле или на диване, а на стуле – то есть находится в некотором физическом напряжении. Очень полезна смена видов деятельности – чередование умственного и физического труда. Лучше всего мы отдыхаем тогда, когда делаем противоположное тому, чем занимались какое-то длительное время. Но это только в том случае, если уровень усталости не высок. При сильной усталости даже смена труда не является отдыхом – им может быть только сон. Ни в коем случае нельзя считать отдыхом слушание радио, какой-либо музыки и тем более просмотр видеофильмов и телепередач. Здесь человеку только кажется, что он отдыхает – его мозг работает, получая много впечатлений. Есть нормы для младших школьников в отношении просмотра телевизора: не более 2 раз в неделю по 1-1,5 ч.
2. Правильная организация рабочего места.
Необходимо приучить ребенка к тому, чтобы каждый предмет на его рабочем столе имел свое определенное и легкодоступное место. Поиск предметов рассеивает внимание, и работа выполняется медленнее. Детям следует объяснять, что тишина – это одно из необходимых условий успешного обучения. Ни в коем случае нельзя заниматься «под музыку»! Это снижает усвояемость материала и способствует еще большему утомлению человека.
Безусловно, что ребенок может заниматься только при достаточном освещении и в хорошо проветренной комнате.
3. Помощь родителей.
Прежде всего родитель должен желать помогать своему ребенку: мы учимся вместе – таков должен быть настрой. Со стороны родителей необходим постоянный интерес к учебе ребенка, семья должна принимать в ней активное участие, а не просто ожидать результата. На жизненном примере родителей дети должны видеть значимость учебной деятельности, только тогда у них будет зарождаться действительный интерес к познанию. В противном случае, если у ребенка не сформируется такая познавательная потребность, учебные действия будут совершаться им лишь под влиянием требований педагогов и родителей.
Не следует требовать слишком быстрого выполнения заданий или слишком многого. Повышенная требовательность со стороны родителей становится причиной высокой тревожности ребенка, невротических проявлений в сочетании с негативным отношением к обучению. Основные усилия должны быть направлены на повышение сосредоточенности внимания, развитие его произвольности, когда для концентрации внимания затрачивается определенное усилие. Просмотр же телевизионных передач, кинофильмов, компьютерные игры задействуют лишь непроизвольное внимание ребенка. Вот почему чем больше ребенок смотрит телевизор или занят электронными и компьютерными играми, тем меньше он желает делать усилие над собой для сосредоточения внимания. С самого раннего детства детям необходимо петь колыбельные, читать стихи, рассказывать сказки – ребенок учится слушать и запоминать, а значит – и быть внимательным.
Благословение родителей созидает дома детей – то есть весь их жизненный путь. А в детстве и юности он сопряжен с учением. Святая Церковь призывает родителей к постоянной молитве за своих чад, показывая ее силу на многочисленных примерах жизнеописаний святых угодников и благочестивых христиан. Всем известны святые, сподобившиеся особой благодати от Господа помогать в учении: преподобный Сергий Радонежский, праведный Иоанн Кронштадтский, пророк Наум, равноапостольные Кирилл и Мефодий, святитель Иоанн Златоуст. Перед началом учебного года в храмах совершается молебное пение — Святая Церковь возносит ко Господу молитвы за обучающихся отроков. Все, что имеем мы, незримо ниспосылается нам любвеобильным Богом, Он – податель всех наших благ и благ наших детей, так не будем забывать об этом! Именно эта истина должна быть осознана нашими детьми в первую очередь: все от Бога, и поэтому главное – не отойти от Него. Добрый совет родителя своему чаду — не забывать просить у Господа помощи в любом благом деле — никогда не будет безполезным, тот или иной плод он даст, хотя может быть для нас он так и останется незримым.
4. Окружение ребенка.
Семья должна быть действительным приютом для ребенка. За замечаниями и требованиями всегда должна быть видна причина, по которой они предъявляются к ребенку – родительская любовь и желание ему блага. Строгая любовь – вот основной принцип правильного воспитания. Долг родителя делать замечания, указывать на ошибки, помогать их исправлять, а что-либо и запрещать; но не выходить из себя, теряя самообладание и человеческое достоинство, проявляя раздражительность, вспыльчивость, обидчивость, грубость и тем более жестокость. Подобные методы не посеют в сердцах детей уважения и любви к родителям, а будут только разрушать семейный очаг. Не случайно говорится, что злоба и гнев утомляют человека больше, чем тяжелая работа. И как трудно жить в той семье, где они стали привычным способом общения!
С самого раннего детства необходимо ориентировать ребенка на внутренние духовно-нравственные ценности, а не на мнение окружающей среды. Только тогда у него сформируется правильная система ценностей, что будет залогом его личностной устойчивости.
Внутренние условия успешного обучения
Если при физической работе сразу видно того, кто использует так называемые малопроизводительные методы, то при умственной – почти все происходит «внутри». Вот почему важно выяснить, правильным ли способом решает, читает и считает ребенок.
1. Познавательный интерес – одно из важнейших условий успешности учебного процесса, так как он повышает работоспособность, улучшает внимание и запоминание. Материал, изучаемый на таком эмоциональном фоне, становится не мертвым грузом, а базой для духовно-нравственного развития личности и активного использования этих знаний. Даже самая пятерочная учеба, не наполненная интересом, а вымученная из чувства долга причиняет немалый ущерб становлению личности, затрудняя выход человека в самостоятельную жизнь.
Формирование познавательного интереса у ребенка происходит задолго до начала обучения в школе, что, к сожалению, часто упускается из вида. С самых ранних лет необходимо привлекать внимание к предметам и явлениям окружающего нас мира – небу, цветам, животным, дождю и т.п. Рассказ взрослого об этом должен быть ярким, интересным и кратким. Очень большое значение для развития познавательного интереса имеют детские вопросы «Почему?». Родителю необходимо отвечать на них, а не пресекать по причине собственной усталости. Проявляя равнодушие к этой первой любознательности наших детей, мы притупляем их познавательный интерес. Нередко, задавая вопрос «Почему?», ребенок уже имеет на него какой-то свой ответ. Поэтому полезно спросить у малыша: «А ты сам как думаешь?». Следует обращать внимание и на то, внимательно ли выслушивает ребенок ответы взрослого. Отсутствие интереса к нашему рассказу может свидетельствовать о том, что причиной вопросов ребенка является не познавательный интерес, а желание привлечь к себе внимание. Если по какой-либо причине ребенок совсем не прибегает к вопросам об окружающем, родитель должен сам стимулировать у него интерес, сам задавать вопросы («Как ты думаешь, почему…»).
Уровень познавательного интереса определяется не столько учебными навыками (счет, письмо, знание цветов и т.п.), сколько умением думать, обобщать, сравнивать, отвечать на вопросы. Учить ребенка думать – это главное. А для этого необходимо при разговоре с ребенком постоянно возвращаться к его личному опыту, уже накопленному им, к тому, что он может вспомнить.
Конечно же, когда познавательный интерес не сформировался у ребенка в свое время, родителям приходится затрачивать гораздо больше усилий для правильной организации его учебной деятельности. Здесь необходимо и убеждение, и личный пример, и большая помощь, и особый молитвенный подвиг. При подготовке уроков полезно в этом случае начинать с того, что больше всего интересует ребенка и легче дается ему. Это будет повышать его учебный настрой. Что-либо сложное и нелюбимое следует разбирать на интересном материале. Так, если у ребенка есть трудности с чтением, можно предлагать ему дома для чтения вслух его любимые произведения. Важно не запускать какой-либо материал, а сразу догонять упущенное.
2. Правильная организация ответа на уроке.
Следует объяснять детям, что для успешного обучения на уроке недопустимо быть невнимательным. Даже если трудно слушать объяснение учителя и кажется, что ничего непонятно, наш ум постепенно привыкает к данному учебному материалу и дома будет легче разобрать его.
Важно научить ребенка правильно отвечать на уроке. Краткая молитва перед ответом утешит волнующееся детское сердце — Господь явит свою помощь. Полезно воспользоваться и педагогическими рекомендациями. Во-первых, необходима добросовестная подготовка. Для этого полезно дома рассказывать вслух какой-либо урок, представляя себя отвечающим в классе. Во-вторых, при ответе на уроке все свое внимание следует сосредотачивать именно на излагаемом материале. Помыслы, типа «Что мне поставят?», «Какой зададут дополнительный вопрос?», «Что обо мне думают?» и т.п., только рассеют внимание, от чего явно пострадает ответ. Привычка прислушиваться к подсказкам также губительна для мыслительной деятельности, так как наш ум в такой момент перестает работать самостоятельно. И, в-третьих, ребенку не следует по причине страха избегать ответов на уроке. Да, сначала будет далеко не все гладко, но с каждым разом (пусть и с малым продвижением) ответы будут улучшаться. Необходимо больше читать вслух – медленно и выразительно, тогда отвечать станет легче.
3. Способности ребенка.
Нередко при трудностях в учении основная вина перекладывается именно на отсутствие способностей у ребенка. Однако чаще всего они есть, только ребенок не желает учиться. А как можно научить человека, если он не хочет? Вот почему так необходимо с раннего детства, когда для этого есть все предпосылки, взращивать познавательный интерес ребенка. Да, безусловно, существуют определенные задатки – природные предпосылки способностей. Но это лишь предпосылки, проявления которых определяются образом жизни и условиями воспитания ребенка.
Мы перечислили лишь некоторые условия, необходимые для успешного обучения ребенка. Но важно понять, что отдельные приемы педагогического мастерства без правильного духовно-нравственного устроения семьи не решат главную задачу воспитания – приближение человека к совершенству, которое возможно только в единении с Богом