КАК ВЫБРАТЬ СКАЗКУ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ?
Ребенок начинает интересоваться сказкой к двум годам.
До достижения этого возраста родители на Руси испокон веков обращались к своему чаду сначала с колыбельными, пестушками и прибаутками.
Прибаутки, по сути, являются тем мостиком, по которому и проходит малыш к сказке.
Как по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
Наша Маня подрастет, подрастет,
Влоль по улице лебедушкой пойдет,
Наберет волы в кринице,
Подаст матушке напиться.
Не правда ли, чем-то похоже на маленькую сказочку?
Прибаутки, подобно сказкам, мелодичны, ритмичны, образны и познавательны.
Именно эти признаки должны помочь родителям и воспитателям найти в сборниках сказок сюжеты, адресованные самым маленьким слушателям.
Одним из характерных приемов, с помощью которого часто выстраивается действие в сказке, является кумуляция — цепочка повторов.
Этот прием хорошо известен нам по таким сказкам, как «Репка» и «Теремок».
Подобная организация речи сказителя помогает маленькому ребенку прочнее освоиться в сказочном повествовании.
Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение.
Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий.
Такими опорами могут быть как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.
Важно помнить о том, что своим обликом рисованные или кукольные персонажи должны походить на своих реальных героев, а не изображаться карикатурно или гротескно.
Если для детей младшего и среднего возраста важен принцип наглядности для лучшего восприятия сказки, то для старших особенно значимо развитие внимания к слову, способности понимать и сопереживать словесно выражаемому действию.
Анастасия Крячко, центр поддержки семьи » Рождество».