Капризы раннего возраста. — Ерошка.ру

ДЕТИ

Капризы раннего возраста. - Ерошка.ру0Детям раннего возраста иногда свойственны припадки ярости, во время которых они падают на пол, бьют по полу руками и ногами, кричат, колотят окружающих. Чаще всего такое поведение возникает в ответ на запрет взрослых (нельзя брать какую-нибудь вещь, нельзя играть в луже) или на отказ купить игрушку, шоколадку. Иногда подобная вспышка может стать следствием конфликта со сверстниками. Например, если кто-то из детей отбирает у ребенка игрушку, а он не знает, что сделать в этой ситуации, как привлечь внимание взрослых, как выразить свою обиду.
«Хочу, хочу, хочу!!!»

«Очень настырная девочка растет. От своего никогда не отступит. В последний раз уж всем неудобно было, а все равно сделала по-своему, осталась ночевать у бабушки, хотя утром рано надо было на занятия в школу. Пришлось отцу в 5 утра бежать в гараж: за машиной, заезжать за ней и отвозить на уроки. И все потому, что вечером по телевизору была какая-то музыкальная передача, а в дороге бы она ее пропустила».

Взрослые порой становятся заложниками своей неуемной любви к детям. Чаще это случается в семьях, где растет один ребенок, порой это бывает с поздними детьми или «последышами», которым родители предназначили роль утешения в старости. Толчком к возникновению своеобразной формы тирании может стать и продолжительная болезнь любимого чада. Но легче всего под пресс детских вымогательств попадают бабушки.
В народе говорят, что внуков любят и жалеют больше, чем родных детей, им уделяют больше времени и внимания, ради них оставляют перспективную работу, меняют место жительства и привычный образ жизни.

Дети, привыкшие к демонстрации жертвенного отношения со стороны близких, порой не могут удержаться от подсознательного желания испытать силу их любви, продемонстрировать окружающим собственное всевластие. Желание скоро входит в привычку, ведь попроси они луну с неба, и в том, наверное, не получат отказа. Детское «хочу!» гипнотическим образом действует на психику их родных.

Стоит прелестной капризнице или плотному карапузу только выразить свое пожелание, как бабушки, мамы и папы со всех ног пускаются их выполнять. Только и слышится: «Не хочу макарон, дайте лучше рыбы», «Не надо сладкого чая, налейте мне компота», «Хочу вот такую большую-пребольшую куклу с чемоданчиком», «Не такие, хочу с пряжками на боку», «Подарите мне лучше альбом группы «Ш-П» и альбом Славы Медяника», «Купите мне лазерный фонарик, я такой у ребят видел», «Хочу вратарские перчатки, щитки и маску». Приказы и пожелания сыплются как из рога изобилия. Порой бабушки, дедушки, дяди, тети, мамы и папы обегают полгорода в поисках нужной вещи, месяцами копят деньги, лишь бы угодить любимому чаду.

Со временем запросы детей становятся все выше. Они требуют, чтобы им уступали всегда и во всем. Что смотреть по телевизору или слушать по радио, определяется их интересами. Дети не терпят указаний по поводу того, что и когда надевать, даже если это дошкольники. Став постарше, они заявляются с прогулки, когда им удобно, требуют, чтобы взрослые появлялись, лишь только в них возникнет нужда, и исчезали сразу, как она отпадет.

Капризы ребенка-эгоиста и себялюба неприятны тем, что ставят окружающих людей в неловкое положение: заставляют на ходу менять свои планы, приводят к необходимости оправдываться перед другими из-за своей необязательности, становятся причиной многих нечаянных обид и крайне опасных ситуаций.

Осознание родителями того, что в других семьях дети растут и ведут себя несколько иначе, бывает сопряжено с глубокой ломкой собственных представлений о роли хорошего родителя. «Хорошим» оказывается не тот, кто «хорошо ведет себя», то есть делает все для своего отпрыска, а тот, кто не забывает и о своей жизни, у кого дети умеют считаться с интересами других людей.

Момент, когда любимый внук пихает бабушку ногами из-под одеяла только потому, что она будит его не вовремя, когда он еще не выспался, заставляет задуматься о многом. Изменить тактику своего поведения здесь уже не достаточно. Менять нужно стратегию. Следует в корне пересмотреть свои взгляды на сложившиеся взаимоотношения, иначе это обернется слезами не только для бабушки, но и неудавшейся судьбой, не сложившейся карьерой для подросшего ребенка.

В психологии давно установлена закономерность: рост потребностей всегда опережает рост возможностей человека. Это означает, что запросы ребенка всегда будут превосходить его собственные возможности и возможности его семьи. Чем больше родители и родственники станут потакать желаниям детей, тем скорее эти желания превратятся в неразумные, чисто эгоистические капризы.

Для выражения своей любви к ребенку существует множество способов.
Это не только предупреждение желания, терпимость к капризам и неуважительному отношению к себе.
Подтверждением любви являются стремление к совместному проведению досуга, разумные наставления и ограничения, предусмотрительность и требовательность. Все это столь же необходимо, как и ласки, похвала, подарки, нежное обращение.

Именно семья должна поддержать ребенка в трудном деле формирования у него навыков саморегуляции и самоограничения. Дети должны познать радости не только эгоистические, но и социальные, альтруистические. Научить их этому — задача близких людей. Ведь, только считаясь с желаниями и интересами окружающих, дети научатся быть хорошими друзьями, любящими сыновьями и дочерями, желанными членами любой компании.

Личный пример близких взрослых играет в этом не последнюю роль. Дети бессознательно подражают родителям, идентифицируют себя с ними, в общении с людьми посторонними выбирают такую же линию поведения. Поэтому постарайтесь создать условия для того, чтобы они смогли преодолеть свои эгоистические установки, не дожидаясь появления на свет собственных детей. Не только родители должны заботиться о детях, но и дети о родителях. Не только малышам позволено иметь желания.
Не стоит думать, что высказывать свои желания в адрес детей бессмысленно, что у них нет средств (умений, времени, наконец, денег) к их осуществлению. Принести чай, приготовить несложный ужин, своими руками изготовить поздравительную открытку или праздничную газету, на сэкономленные карманные деньги приобрести что-нибудь милое и полезное вполне по силам даже дошкольникам и младшим школьникам.

Но если мы закрываем глаза на эгоистические замашки своих отпрысков, позволяем им помыкать собой, делать лозунг «Хочу! Хочу! Хочу!» основополагающим жизненным девизом, то детские капризы скоро станут недетскими, а милые беспомощные создания превратятся в законченных сумасбродов и эгоистов, живущих исключительно за чужой счет, неспособных сделать хоть что-нибудь хорошее для других людей безвозмездно.
«Успокойся, деточка!»

«Врачи говорят, что у Насти неустойчивая психика. Стоит ей услышать, как мы с мужем ругаемся или я просто повышаю голос, дочь начинает плакать. Я, естественно, бросаюсь к ней, стараюсь успокоить, но это мало что дает. Она плачет до тех пор, пока не начнет икать и заикаться. Мне уже начинает казаться, что таким способом Настя пытается воздействовать на нас».

«После развода Митя и Валера остались со мной. Мите два с половиной, он пока мало что понимает, а Валера поначалу сильно переживал. Я все пыталась его успокоить, объяснить, но чем больше я старалась, тем сильнее он начинал биться, кричать на меня, плакать, оскорблять нас с отцом. Я ему: «Успокойся, деточка!», а он: «Уйди, уйди, отстань!» Сейчас истерики стали повторяться чуть ли не каждый вечер. Поводы для них самые разнообразные. Говорю о помощи по дому — истерика, говорю про школьные отметки — опять истерика, напоминаю о необходимости ухаживать за щенком — он появился у нас три месяца назад, — и снова истерика. Как мне вести себя с сыном ? Не могу же я на все просто закрывать глаза!»

Слезы и истерики — это испытанный способ привлечь внимание. Ребенок осваивает его с раннего детства. К нему прибегают, когда ситуация вызывает страх или неудовольствие, когда она выходит из-под контроля и становится неуправляемой. Если к этому добавляется психическая личностная предрасположенность со стороны малышей или происходят события, способные нанести психическую травму, то истерические капризы становятся типичными повторяющимися формами поведения.

Вид кричащих, истошно рыдающих детей производит сильное впечатление на окружающих. Взрослые начинают метаться в тщетных попытках утешить, успокоить своих ненаглядных отпрысков, хоть как-то облегчить их состояние. В ход идут водичка, объятия, уговоры и обещания, бром с валерьянкой и более сильные лекарственные препараты. Однако вмешательство членов семьи и других родственников лишь усиливает непроизвольную реакцию детей.

Почему же это происходит? Все довольно просто. Раз человека успокаивают, жалеют, значит, ему очень плохо, значит, есть основание для того, чтобы плакать и кричать, требуя к себе особого внимания. Вот дети и плачут. И чем больше их успокаивают, тем большую жалость они испытывают к себе, тем более продолжительными будут их капризы и истерики.

Однако нельзя просто игнорировать эти слезы. Нельзя просто взять и уйти в другую комнату, плотно закрыв дверь. Нельзя взять и перешагнуть через рыдающего или громко скандалящего ребенка. Выше уже отмечалось, что это бессознательный призыв о помощи, демонстрация своего эмоционального неблагополучия, а не обычная манипуляция, как хныканье или притворство. Манипулятор прекрасно осознает, что ему надо, и с этой целью воздействует на окружающих, добиваясь их содействия и сочувствия. Данный случай иной.
Определенные слова, интонации и выражения, созерцание некоторых житейских сцен стимулируют возникновение и сохранение у детей специфических душевных состояний, тягостных для их психики, и одновременно запускают непроизвольные реакции протеста. Дети не могут повлиять на свое поведение, оно не зависит от их воли и сознания. Но если взрослые никак не отвечают на их действия, то протестные реакции усиливаются до тех пор, пока не приобретут форму истерических.

Значит, реагировать надо. Но как? В самых тяжелых случаях показана помощь специалистов — психологов, психотерапевтов, детских психоневрологов. Часто одной консультации бывает недостаточно и требуется целый ряд встреч, чтобы произошли положительные сдвиги.

Родителям и членам семей можно порекомендовать проведение профилактических мероприятий. Их задача — предупредить появление нежелательных форм поведения.
Житейская мудрость гласит: «В доме повешенного не говорят о веревке».
В нашем случае это означает, что не стоит провоцировать детей с неустойчивой психикой, склонных к острому реагированию и неконтролируемым поступкам. Особенно это касается семейных сцен, выяснения отношений в присутствии детей, а также расспросов и выражения сочувствия, если в доме произошла или назревает какая-либо драма.

Если срыв, так или иначе, произошел, то сократить его время можно, взяв ребенка на руки, прижав его к себе, слегка поглаживая или покачивая его. Это хорошо помогает, когда малышу 3—6, даже 7 лет. Если ребенок старше по возрасту, то желательно взять его за руку, сесть рядом и молча посидеть вместе с ним. Пока дети кричат, плачут, лучше ничего не говорить. Сочувствие и понимание можно выразить жестами, мимикой лица.

Не стоит проявлять чрезмерную суетливость, впадать в панику, звать на помощь посторонних. Даже если истерика продолжается 30—50 минут, длится более часа, рано или поздно ей наступит конец. Дайте ребенку возможность выплакаться и выкричаться. Невыплаканные слезы отразятся на работе внутренних органов (сердца, желудка) в виде боли, общего недомогания, расстройства функционирования.

Обычно за сильным напряжением следует реакция расслабления. Многие дети после истерик засыпают или впадают в некое подобие ступора. Это естественная реакция, ее появление не должно тревожить родных и близких. Главное — не тревожить их в это время. Все разговоры следует перенести на потом.

О том, как вести себя в промежутках между подобными сценами, следует посоветоваться со специалистами или лечащим врачом. Только они смогут определить необходимость применения поддерживающих процедур, посоветуют, как лучше организовать режим детей.

Но всегда следует помнить, что проблемы представителей младшего поколения во многом создают представители поколения старшего.
Детские капризы — это лишь реакция на невозможность изменить свою жизнь в нужном, желанном для ребенка направлении (помирить родителей, вернуть то, что уходит безвозвратно, задержать наступление чего-то страшного, порой неотвратимого). Невротизация детской психики происходит под влиянием психотравмирующих ситуаций. Несдержанность же, слезливость, крикливость и даже агрессивность есть лишь проявления ее на уровне поведения. И нет смысла бороться с ними раньше, чем будет устранена причина их появления.

По материалам книг:

Галина Монина, Елена Лютова «Проблемы маленького ребенка»
Олеся Жукова рекомендует «Не хочу идти в детский сад»
Мишель Борба «Нет плохому поведению»
Е.Н. Корнеева «Детские капризы»

Оцените статью