Сказка для показа с куклами или разыгрывания с детьми «Зимовье зверей»

Крячко А. А.

Сказитель
Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран.

Бык
Куда, баран, идешь?

Баран

От зимы лета ищу.

Бык
Пойдем со мною!

Сказитель
Вот пошли вместе, а навстречу им свинья.

Звери

Куда, свинья, идешь?

Свинья
От зимы лета ищу.

Звери
Пойдем с нами!

Сказитель
Пошли втроем дальше, навстречу им гусь.

Звери
Куда, гусь, идешь?

Гусь
От зимы лета ищу.

Звери
Пойдем с нами!

Сказитель

Пошли дальше вчетвером. Идут, а навстречу им петух.

Звери
Куда, петух, идешь?

Петух
От зимы лета ищу.

Звери
Пойдем с нами!

Сказитель
Вот идут они путем-дорогою и разговаривают промеж себя.

Звери
Как же, братцы-товарищи, время подходит холодное, где тепла искать?

Бык

Ну давайте избу строить, как люди делают, а то, чего доброго, и впрямь зимой замерзнем!

Баран
У меня шуба тепла, и так перезимую.

Свинья
И по мне хоть какие морозы – я не боюсь: зароюсь в землю и без избы перезимую.

Гусь
А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмет; я и так прозимую.

Петух
А разве у меня нет своих крыльев? И я перезимую!

Сказитель

Бык видит: дело плохо, надо одному хлопотать.

Бык
Ну, вы как хотите, а я стану избу строить.

Сказитель
Выстроил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран просится у быка.

Баран
Пусти, брат, погреться!

Бык
Нет, баран, не пущу – у тебя шуба тепла; ты и так перезимуешь.

Баран

А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твоей избы бревно: тебе же будет холоднее.

Сказитель
Бык подумал-подумал.

Бык

Дай, пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит.

Сказитель
И пустил барана. Вот и свинья прозябла, пришла к быку.

Свинья
Пусти, брат, погреться!

Бык
Нет, не пущу! Ты в землю зароешься и так перезимуешь.

Свинья
А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу сворочу.

Сказитель
Делать нечего, надо пустить. Пустил бык и свинью. Тут пришли к быку гусь и петух.

Гусь и Петух
Пусти, брат, погреться!

Бык
Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелишь, другим оденешься; так и перезимуете!

Гусь
А не пустишь, так я весь мох из твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет.

Петух
Не пустишь, так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет.

Сказитель
Что делать быку? Пустил жить к себе и гуся с петухом. Вот живут они себе в избушке. Отогрелся в тепле петух, стал песни распевать.

Петух
Уж ты, курка, не пой,
Конопатка, не пой,
Реку-реку, ку-ка-реку,
Кукарекушки мои!

Уж ты пой, петушок,
Золотой гребешок,
Реку-реку, ку-ка-реку,
Кукарекушки мои!

Подавай голосок
На далекий дворок,
Реку-реку, ку-ка-реку,
Кукарекушки мои!

У далекого двора
Приукатана гора,
Реку-реку, ку-ка-реку,
Кукарекушки мои!

Мы салазочки возьмем,
На ту горушку пойдем,
Реку-реку, ку-ка-реку,
Кукарекушки мои!

Сказитель
Донеслись те песенки до дальней норы, а в норе лиса отощала, захотелось ей петушиным мясом полакомиться. Да как достать его? Вот лиса все проведала, все пронюхала, да и поднялась на хитрости. Отправилась она к медведю да волку и говорит.

Лиса
Ну, любезные куманьки! Я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, – быка; для тебя, волк, – барана; а для себя – петуха да гуся!

Сказитель
Обрадовались медведь с волком.

Медведь с Волком
Хорошо, кумушка! Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же, поймаем их и съедим!

Сказитель
Долго ли, коротко, привела их лиса к избушке. Медведь говорит волку.

Медведь
Иди ты вперед!

Волк
Нет, ты посильней меня, иди ты вперед!

Сказитель
Ладно, пошел медведь. Да только он в двери – бык наклонил голову и припер его рогами к стене. А баран разбежался да как баднет медведя в бок – и сшиб его с ног. А свинья ревет и мечет в клочья. А гусь подлетел, так и щиплет. А петух сидит на брусу и кричит.

Петух
Подайте сюда, подайте сюда!

Сказитель
Услыхали волк с лисой крик – да бежать! Вот медведь рвался, рвался, насилу вырвался, догнал волка и рассказывает.

Медведь
Ну, что мне было!

Волк
Что же было?

Медведь
Такого страху отродясь не видывал! Только что вошел я в избу, а в потемках-то, откуда ни возьмись, баба, да с ухватом, да прямо на меня!..

Волк

С ухватом?! Да на тебя?!..

Медведь
С ухватом! Да на меня! Так к стене и прижала! А затем набежало народу – пропасть: кто бьет, кто рвет, кто шилом колет! А еще один наверху сидел да все кричал: «Подайте сюда, подайте сюда!»

Волк
Ой, верно, кричал, страсть, как кричал!

Медведь
Ну, если б подали к нему, кажись бы, точно смерть бы мне была!

Сказитель
Пустились медведь, да волк, да лиса дальше бежать без оглядки.

Куклы:

Бык
Баран
Свинья
Гусь
Петух
Лиса
Медведь
Волк

Зверей к этой сказке можно сшить или вылепить вместе с детьми, предварительно внимательно рассмотрев иллюстрированные детские энциклопедии в разделах «Домашние и дикие животные». Напомним, что, прилепив к пластилиновым зверям и птицам подходящие по цвету кусочки «шерстки», пряжи, мелко нарезанных нитей мулине, кусочков ваты, перышек или пуха, можно добиться особой выразительности и привлекательности поделок.

Необходимый реквизит
– «Лес» (веточки, укрепленные на картонных подставках с помощью белого пластилина и слегка окрашенные белой гуашью; различные коряжки).
– Стол покрыт белым полотном ткани или синтепона.
– «Избушка» (картонная коробочка без одной стороны, вместо крыши – белая ткань; внутри – деревянные чурочки вместо стола и стульев; на «полу» – сухая трава).
– «Лисья нора» (соответствующим образом, с углублением посередине укладываем пушистый синтепон или белое полотно).

Слова «от автора» произносит Сказитель, он же управляет куклами.

Также эту сказку можно разыграть с детьми. При таком виде показа сказки понадобятся одна–две репетиции, а приведенную в тексте песенку Петуха лучше заменить на такую, которая позволит включить в игровое действие и других персонажей.

Вот пример игровой песенки, в ходе которой участники имитируют называемые действия:

Летал, летал воробей,
Летал, летал, молодой.
По-за синю морю, по-за синю морю.
По-за синю морю, по-за синю морю.
По-за чисту полю, по-за чисту полю.

Видел, видел воробей, видел, видел воробей,
Как девицы ходят, как девицы ходят,
А девицы ходят эдак, а девицы ходят эдак,
Вот так и вот эдак!

Видел, видел воробей, видел, видел, молодой,
Как молодцы ходят, как молодцы ходят,
А молодцы ходят эдак, а молодцы ходят эдак,
Вот так и вот эдак!

Видел, видел воробей, видел, видел, молодой,
Как медведи ходят, как медведи ходят,
А медведи ходят эдак, а медведи ходят эдак,
Вот так и вот эдак!

Видел, видел воробей, видел, видел, молодой,
Как волчищи ходят, как волчищи бродят,
А волчищи ходят эдак, а волчищи ходят эдак,
Вот так и вот эдак!

Видел, видел воробей, видел, видел, молодой,
Как лисицы ходят, как лисицы ходят,
А лисицы ходят эдак, а лисицы ходят эдак,
Вот так и вот эдак!

В ходе лепки с детьми или перед показом сказки гостям можно предложить и познавательные задания на умения различать диких и домашних животных. Сделав три условные «площадки»: «лес», «скотный двор», «птичий двор» и предложив детям карточки с изображением, а может быть, вылепленные или иные фигурки диких и домашних птиц и зверей, попросите детей помочь заблудившимся зверям найти свой дом: кому – лес, кому – скотный или птичий двор.

Более старших детей можно проверить на знание элементов зоогеографии, добавив еще две «площадки»: «жаркие страны», «холодные страны» и, соответственно, расширив состав животных и птиц, дополнив его, помимо «обитателей» наших лесов, «обитателями» южных и северных широт.

Оцените статью