Лавры в кредит-2. — Ерошка.ру

ДЕТИ

Лавры в кредит-2. - Ерошка.ру0В своей работе мы уже не раз сталкивались с тем, что самые сложные дети внешне кажутся наиболее благополучными, и нам приходится долго гадать, где же собака зарыта. Такие дети, не дождавшись умной помощи от родителей, как правило, вырабатывают свою, патологическую форму защиты, и уже приросшую к их коже маску гораздо труднее заменить на другую — украшающую, а не деформирующую личность.

Поняв особенности психофизической конституции ребенка, подчеркивайте в нем его реальные достоинства!

А то иногда дело доходит до абсурда.

Мама Володи Т., мальчика, который все свободное время тратил на чтение (мечта стольких родителей!), интересовался историей, философией и даже богословием, говорила о его увлечениях с презрительной усмешкой, считая их чепухой.

И, напротив, требовала, чтобы мальчик все свободное время посвящал алгебре, которую он ненавидел. Мама была программистом, и у нее не укладывалось в голове, как это ее сын не в состоянии решить несложную алгебраическую задачу. В результате у мальчика развился целый комплекс невротических реакций.

Он, от природы добродушный и кроткий, страдал вспышками агрессии, грубил, ломал предметы, ненавидел окружающих, скандалил с домашними и даже поговаривал о самоубийстве. Алгебры он, естественно, так и не осилил.

На занятиях мы, конечно же, в первую очередь обратили внимание детей и родителей (прежде всего Володиной мамы) на его филологические способности. Мы восхищались его не по годам обширными философскими знаниями. Часто при всех спрашивали его мнение по тому или иному гуманитарному вопросу. И даже просили принести почитать книги, которые мы, без его помощи, якобы, достать не сможем.

Сначала он, привыкший, что его именно за это презирают, реагировал на наши похвалы подозрительно, настороженно, почти враждебно.
Постепенно нам удалось завоевать его доверие, и мальчик на глазах стал преображаться. А уж когда Володина мама, вняв нашим уговорам, заявила ему, что без алгебры вполне можно прожить и не стоит так напрягаться, реакция мальчика была на первый взгляд парадоксальной: он сел и самостоятельно решил задачу, над которой они с мамой бились два дня!
Снялось напряжение, исчез невротический страх неудачи, и выяснилось, что Володя хоть и не Лобачевский, но школьная алгебра ему вполне доступна.

И тут мы подходим к самому, пожалуй, сложному аспекту этого очерка. Дело в том, что ни Карамзиным, ни Кантом Володя тоже не был. Его безусловные гуманитарные интересы не носили яркого творческого характера. И наши похвалы были не просто преувеличенными, а крайне преувеличенными.
Мы совсем не уверены, что в будущем он станет филологом или историком.

Но мы убеждены, что человеку очень полезно «выдавать лавры в кредит».

Это все равно, как машину сначала надо хорошенько заправить бензином, а потом пускаться в путь. Так не жалейте «бензина», расточая ребенку похвалы! Без этого горючего он далеко не уедет.

Ну, хорошо, в случае с Володей еще было за что уцепиться. Но хвалить на пустом месте?! Это, казалось бы, сущий вздор.

Да, иногда вздор, а иногда остроумный педагогический прием.

Вот, например, ваш сын — трус. Больше всего он боится ходить по темным улицам. Сказать ему, что он храбрец? Уж больно неправдоподобно, не поверит. Но если мама идет со своим сыном по темной улице, крепко держа его за руку, и при этом говорит:

«Ты знаешь, когда я с тобой, я ничего не боюсь», есть надежда на благие перемены.

Конечно, это не единственное, что надо делать в таких случаях, но в том числе и это очень полезно!

Пожалуй, тут мы решимся напомнить не совсем приличный анекдот. Рассеянный космонавт забыл свои позывные и сигнализирует об этом в центр управления полетами.

—Земля! Земля! Кто я? Земля? Земля?Кто я?

А ему отвечают:

—!!!!! Ты — «Сокол»!

Наверное, лучше наш воспитательный принцип не сформулируешь.

Это не значит, что ребенка надо только хвалить и ни в коем случае не делать замечаний. Обязательно нужно, без этого тоже нет воспитания. Но важны дозировка и форма. Можно сказать:

—Ай-ай-ай, какой ты неряха! Опять разбросал игрушки!

А можно и по-другому:

—Какой же ты прекрасный дворец построил! Как настоящий архитектор! Вот если ты еще конструктор соберешь в коробку, я буду счастлива.

Помните: в слове заключается не только информативный и не только эмоциональный смысл.

Слово обладает магической силой. Оно творит ту или иную реальность. Общеизвестен пример: загипнотизированному говорят, что дотронутся сейчас до его спины раскаленным железом, а дотрагиваются пальцем — и на его коже выскакивает волдырь, как от сильного ожога.

Влияние родителей на ребенка вполне сопоставимо с властью гипнотизера. Ребенка же, в свою очередь, можно сравнить с домом, в котором много-много окон.

Какое свойство будешь выкликать — такое и выглянет.

Старайтесь почаще выкликать доброе и не будите лишними криками дурное! «Не буди лихо, пока оно тихо!»

Татьяна Шишова, » Книга для трудных родителей»

Оцените статью