Третий месяц жизни ребенка имеет свои выразительные черты и особенности. Что же нового происходит в развитии малютки?
У малыша появляется специфическая для раннего младенчества эмоциональная реакция, направленная на взрослого. Она наглядно показывает, насколько взрослый приятен и необходим ребенку. Малыш демонстрирует не только широкую улыбку и хаотическую двигательную активность, как это было в 2 месяца. Теперь он всем своим существом как бы отвечает на ваше приветствие: улыбается и вокализирует2 — вытягивает губки: «гу-гу-гу». Он замирает, а затем оживляется — выпрямляет ручки и ножки, своим видом подчеркивая, что стремится вам «навстречу». Эту совокупность эмоциональных, речевых, двигательных проявлений ученые называют «комплексом оживления».
Появление «комплекса оживления» — серьезное достижение, необходимая «веха» развития в младенчестве. Совокупность описанных выше реакций в 3 месяца сигнализирует взрослому, что дитя взрослеет и успешно развивается, усложняется его психическая жизнь. Мало того, появление «комплекса оживления» необходимо для дальнейшего успешного общего развития малыша.
«Комплекс оживления» получил такое название, во-первых, потому, что выглядит как синтез отдельных проявлений (комплекс); а во-вторых, малыш в самом деле демонстрирует взрослому свое оживление, желание общаться «в ответ» на его действия или слова. Налицо двусторонний контакт взрослого с ребенком. Самое главное, что этот контакт — результат вашего взаимодействия с крохой, и он никогда не возникает спонтанно, т.е. сам собой, без участия взрослого. Вот почему можно говорить о педагогике младенчества не только как о реальности, но и как о необходимости. В основе ее лежит формирование социальной потребности, свойственной только человеку, — потребности общения.
Другое абсолютное новшество третьего месяца жизни ребенка — появление движений руки в сторону предмета. Вначале это проходит как бы «случайно»: дитя пытается схватить «подвернувшуюся под руку» игрушку. В ближайшем будущем ребенок научится не только схватывать игрушку из удобного положения, но и целенаправленно притягивать ее. В вокализациях малыша все чаще будут слышаться четкие певучие гласные («а-а-а», «у-у-у»). Однако ?то пока тоже случайность, а не закономерность. Вы чувствуете, что ваше пение, речитатив пестушек и потешек вызывают у ребенка усиленное ориентировочное поведение. Ориентировочными реакциями называют «реакции на новизну». Они возникают у ребенка рефлекторно, потому что даны от природы как безусловные. Это значит, что, как только в поле зрения ребенка попадает что-то новое, необычное, непривычное, занимательное для малыша, он непроизвольно переключает свое внимание на этот объект. Аналогично дитя ведет себя, если рядом начинает звучать музыка, возникают какие-то звуки. Малыш затормаживает свои движения, начинает прислушиваться, затем искать источник звучания. Особую слуховую ориентировочную реакцию у малютки вызывает речь взрослого. Он ищет говорящего, поющего. У ребенка возникает потребность увидеть его лицо; как правило, в эти моменты и появляется «комплекс оживления». Это уже не отдельные зрительные или слуховые, тактильные и другие ориентировочные реакции на новизну, а ориентировочно-исследовательская активность, направленная на сбор информации об окружающем с помощью взрослого.
Лежа на животе и опираясь на предплечья (классическая поза грудного малыша 3 месяцев) малыш приподнимается, опирается на предплечья рук и в этом исходном положении уже хорошо держит головку.
Весьма показательны и его попытки овладения общими движениями. Малютка еще не умеет самостоятельно делать повороты на бок и на живот, но в системе массажа и ранней гимнастики для этого периода младенчества даются упражнения, подготавливающие ребенка к овладению ими. Это важно, потому что, как известно, движения необходимы малышу для укрепления мышц, улучшения дыхания и кровообращения. Но следует учитывать, что для ребенка двигательная активность — важнейшее условие психического развития, совершенствования органов чувств. Как только ребенок научился лежать на предплечьях с высоко поднятой головой, в поле его зрения попадает больше предметов. Следует помнить, что чем больше анализаторов участвуют в восприятии предмета, тем больше информации получает о нем ребенок.
Хорошо, когда многое удается крохе. Потому что удавшееся действие
обязательно вызывает его повторение. Ребенок повторяет не только движения, но и удавшиеся звуки речи. Кажется, что все это почти невероятно: неужели малыш сознательно себя «тренирует»? Конечно, нет. Пока что действуют первые условно-рефлекторные связи. Реагирование проходит без волевого усилия малютки. Данные от природы безусловные рефлексы в ситуациях вашего взаимодействия с ребенком (при кормлении, купании, в моменты «игрового» общения, занятий с игрушками ит.д.), повторяясь изо дня в день, формируют поведение малютки, создавая условные связи.
Значит, все успехи вашего ребенка реальны только при вашей помощи и при вашем непосредственном участии в его жизни. Как же взаимодействовать с крохой? Каковы ведущие линии развития, программа и задачи 3-го месяца, осуществляемые родителями в воспитании и обеспечивающие психофизическое благополучие ребенка? На этот вопрос ответит приведенная ниже таблица.
Развитие и воспитание ребенка: 3-й месяц жизниЗанятие 1[/b]
Материал. Яркая звучащая погремушка или озвученная игрушка, например детский бубен (его надо повернуть яркой стороной к ребенку).
Ход занятия. Взрослый кладет ребенка на живот на расстоянии 30 — 40 см от игрушки. Встряхивая игрушку и извлекая звук, побуждает ребенка прислушаться, поднять голову, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того как ребенок 1— 2 раза поднимет голову, рассматривая звучащую игрушку, надо перевернуть его на спину, дать возможность рассмотреть звучащий предмет. Во время последующих 2 — 3 занятий повторять весь комплекс дважды, добиваясь устойчивого удерживания головы в течение примерно 30 — 40 сек. При следующих занятиях следует менять звучащие игрушки.
Занятие 2
Материал. Музыкальная игрушка (например, танцующий мишка, зайчик, бьющий в барабан, ит.п.) или другие звучащие игрушки (ярко-желтая «крякающая» уточка, звенящая матрешка-неваляшка) среднего размера (20 — 25 см).
Ход занятия. Взрослый берет ребенка на руки вертикально (но не сажает его!), давая опереться на свое плечо, другой рукой поддерживает его за спину. Подносит малыша к полочке, расположенной на уровне его глаз, где стоит игрушка. Взрослый так поворачивается к полочке, чтобы ребенок хорошо видел игрушку, и дает ему возможность проявить самостоятельность в зрительном поиске в течение 30 — 40 сек. Затем второй взрослый начинает заниматься с малышом: обращается к нему, акцентирует внимание на игрушке, встряхивает ее, заводит или включает, приводит в движение, извлекает звук. Делает паузу. Затем повторяет действия, удаляя и приближая к ребенку предмет, называя его, интонационно выделяя голосом, чуть замедляя свою речь, т.е. стремится вызвать у ребенка ориентировочно-исследовательскую (поисковую) деятельность, устойчивость реакции сосредоточения на предмете в течение 30 — 40 сек. и более.
Показатели развития ребенка к 2 месяцам:
Способен к зрительному сосредоточению на предмете в течение 25 сек. и более, находясь в горизонтальном положении (лежа на спине). В вертикальном положении — до 10 сек., находясь на руках у взрослого.
Проявляет интерес к игрушке, находясь в разных положениях: лежа на спине, затем — на животе и на боку, находясь на руках у взрослого.
Поднимаясь на предплечья, высоко удерживая головку, активно реагирует на взрослого, передвигающегося в пространстве. Недолгое время следит за его действиями.
Оживляется, выпрямляет руки в сторону зависшей игрушки, «наталкивается» на игрушки, низкоподвешенные над его грудкой.
Пытается приблизить руку к игрушке, разжать ладонь.
Вложенную в руку ленточку, тряпочку и т.п. удерживает в 2 месяца — в течение 2 — 3 сек., в 3 месяца — до 10 сек. и более.
Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым
Мини-программа:
Формировать двусторонний контакт на основе «комплекса оживления» в процессе эмоционально-личностного общения.
Побуждать ребенка к эмоциональным, речевым, двигательным проявлениям — элементам «комплекса оживления» — в ситуациях ухода за ребенком и занятий с ним.
1. Взрослый, наклонившись над лежащим на спине ребенком (на расстоянии примерно 30 — 40 см), улыбается, называет малыша по имени, ласково разговаривает с ним. Если малыш в начале инертен к действиям взрослого, следуетнеоднократно попытаться осуществить эмоциональный контакт. С целью активизации малыша можно погладить его по плечику, животику. Если дитя издает какие-либо вокализации, взрослый должен «поддержать» его. С этой целью взрослый подражает речевым проявлениям маленького, затем переходит вновь на эмоциональное общение. Ребенок, как правило, проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним: смотрит на лицо взрослого, широко улыбается, издает тихие и короткие звуки; сгибает и разгибает ручки и ножки, тянется как бы «навстречу» взрослому.
Показатели развития ребенка к 2 месяцам:
В периоды бодрствования малыш проявляет яркую сенсорную активность ко всему, что его окружает и попадает в поле его зрения. При этом эмоциональные состояния неустойчивы, импульсивны.
Проявляет яркий и полный «комплекс оживления» — эмоции, вокализации, двигательную активность — «в ответ» на эмоциональное общение с близкими.
К 3 месяцам «комплекс оживления» возникает не только при виде близкого человека, но и при звуках его голоса.
«Комплекс оживления» возникает на показ яркой игрушки, пение или звучание музыки.
«Комплекс оживления» возникает в моменты комфорта и удовольствия.
Ребенок «делает попытки» использовать эмоциональные реакции (улыбка, повороты головы, вокализации, слежения за действиями взрослого, прислушивание к звукам и голосам), чтобы привлечь к себе внимание близкого человека.
Речевое развитие.
Расширять ассортимент игрушек для показа и общения с ребенком. Подбирать их по принципам общего и различного (например, ленточки и шнурочки; шарики и валики и т.п.).
Способствовать речевой реакции «гукания» и появлению элементарного «гуления».
Активизировать «речевой» контакт с ребенком всеми доступными средствами.
Широко использовать фольклорные произведения для маленьких — пестушки, песенки, потешки. Включать их в разговорную речь и общение с ребенком.
Взрослый, положив малыша на спину, вызывает у ребенка «комплекс оживления», прислушивается к вокализациям ребенка, давая ему возможность проявить себя.
Взрослый поддерживает речевую активность малыша: в речевом общении старается употреблять больше отчетливых вокальных гласных звуков, например «а-а», «о-о», «у-у». Использует пестушки, потешки, песенки, включающие вокальные образцы, близкие к гулению ребенка. Ребенок вслушивается в речевые звуки и рефлекторно повторяет артикуляцию губ взрослого при утрированном произнесении последним гласных звуков«а», «о», «у» и др. В начале это получается как бы случайно, затем все чаще и ближе к образцу.
Занятие
Материал. В процессе общения с ребенком используются фольклорные тексты, включающие звуки, произношение которых взрослый хочет закрепить у малыша.
Ход занятия. Чтение потешек на занятии следует сочетать с разговорной речью, обращениями к ребенку. Для появления гласных звуков «о», «а», согласных «г, к, х» можно использовать, например, следующие тексты:
Петуш-о-ок, петуш-о-ок, Или: Наши уточки с утра-а-а:
Золот-о-о-й гребешок-о-о-к, Кря-а-а, кря-а-а, кря-а-а.
Ты подай голос-о-ок, Наши гуси у пруда-а-а-а:
Через т-е-е-мный лес-о-о-к! Га-га! Га-га! Га-га!
Наши курочки в окно-о-о: К-ко, к-ко, к-ко!
Каждое очередное двустишие потешки читается отдельно, между ними необходимо делать паузу, добиваясь отклика, потом повторять все произведения сначала.
Показатели развития ребенка к 2 месяцам:
Замирает, услышав речь взрослого. Одинаково реагирует улыбкой как на ласковое, так и на «строгое» обращение к нему — как на отрицательные, так и положительные интонации речи взрослого.
К 3 месяцам делает попытки «гулить» в «ответ» на произносимые взрослым протяжные гласные звуки.
В вокализациях и речевых реакциях все чаще начинает проявляться интонационная выразительность голоса в зависимости от глубины и яркости эмоционального контакта со взрослым.
Моторное развитие.
Развивать общую двигательную активность (появление поворотов с живота на бок к 4 — 5 месяцам).
Способствовать активизации движений рук.
Способствовать развитию устойчивого удерживания головки в горизонтальной плоскости из положения «лежа на животе».
В процессе проведения гимнастики и массажа с малышом подготавливать ребенка ко владению поворотами со спины на бок,
Ввести подъем ребенка в вертикальное положение (на руках у взрослого): учить удерживать несколько секунд головку в этом положении.
Развивать активность действий руки, побуждая к самостоятельному притягиванию предметов.
Реализация программы и задач воспитания:
Взрослый применяет только поглаживающий массаж и упражнения, которые активизируют проявление врожденных рефлексов (подошвенного, спинного, ножного), способствуют снятию гипертонуса мышц и запуску в действие природных сил, помогающих ребенку научиться владеть своим телом.
Занятие
Материал. Твердые, мягкие, пружинящие поролоновые шарики и валики, обшитые различной тканью (шарики диаметром 2,5 см, валики длиной 7—8 см, толщиной сечения 1,5 см), «грибок», «куколка», колечко диаметром не менее 5 см, «морковка»ит.п.
Примечание: размеры этих пособий должны соответствовать руке малыша.
Ход занятия. Взрослый вкладывает один шарик в ладонь сначала левой, затем правой руки ребенка. Валики вкладываются в момент раскрытия ладошки поперек ее, так, чтобы их можно было схватить четырьмя сложенными пальцами (большой палец отводится). В первый момент взрослый придерживает предмет в ладони ребенка, побуждая к более сильному рефлекторному схватыванию и удерживанию руками (в 2 мес. — 2 — 3 сек., в 3 мес. — до 10 сек.). Вкладывание предметов повторяется 3 — 5 раз в каждую руку, чтобы ребенок мог ощутить их свойство (гладкость, шероховатость, твердость, мягкость, легкость, тяжесть и т.п.).
Показатели развития ребенка к 2 месяцам:
Лежит на животе, опираясь на предплечья, способен высоко поднять голову. Сохраняет это положение до 1 мин. и более.
При поддержке подмышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. При прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.
Удерживает голову прямо в вертикальном положении (на руках у взрослого) до 1 мин.
Способен до 10 сек, и более удерживать в руке «случайно» подведенную к руке игрушку-вкладыш.
Массаж
Массаж рук
Исходное положение (И.п.): положите ребенка на спину, ногами к ближнему краю стола.
Выполнение (Вып.): делая поглаживающие движения ладонью, массируйте руку малыша по направлению от кисти к плечу, по внутренней поверхности предплечья и плеча. Повторите 4 — 6 раз.
Массаж живота
И.п.:тоже.
Вып.: ладонью одной или обеих рук проводите круговое поглаживание живота (по ходу часовой стрелки, минуя область печени — правое подреберье). Повторите 6 — 8 раз.
Массаж ног
И.п.: тоже.
Вып.: легко придерживая одной рукой стопу ребенка, другой рукой поглаживайте ногу по наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к паху (внутреннюю сторону бедра не массируют).
Массаж спины
И.п.: положите ребенка на живот.
Вып.: поглаживая спину тыльной поверхностью обеих ладоней, двигайтесь по направлению от ягодиц к шее, на обратном пути — от шеи к ягодицам.
Гимнастика3
Разгибание позвоночника (спинной рефлекс)
И.п.: положите ребенка на бок.
Вып.: проведите двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника в направлении от ягодиц к плечевому поясу (это вызывает рефлекторное разгибание спины). Повторите упражнение, положив малыша на другой бок. Это упражнение укрепляет мышцы спины. Его сочетают с массажем спины, который выполняется с 2 месяцев.
Разгибание позвоночника (рефлекс положения)
И.п.: малыша, лежащего на животе, подхватите руками снизу, под грудь и выпрямленные ноги.
Вып.: приподнимите ребенка над столом (при этом он рефлекторно разгибает спину и поднимает голову). Повторите 1 — 2 раза. Это упражнение способствует укреплению мышц спины, затылка и позвоночника.
Разгибание позвоночника и ног
И.п.: положите ребенка на спину.
Вып.:
Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятую стопу ребенка, большими пальцами производите поглаживание подошвы в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. Повторите 4 — 6 раз.
Ладонями обеих рук растирайте пальцы на ногах ребенка. Повторите 4 — 6 раз. Эти упражнения способствуют укреплению голеностопного сустава, мышц таза и пальцев ног.
Сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс)
И.п.: ногу лежащего на спине ребенка слегка приподнимите одной рукой, захватив выше голеностопного сустава.
Вып.: указательным пальцем другой руки несильно надавите на подошву у основания пальцев (это вызывает рефлекторное сгибание пальцев); затем проведите пальцем по наружному краю стопы до пятки (произойдет рефлекторное разгибание пальцев ноги). Повторите 3 — 4 раза.
Это упражнение способствует укреплению мышц стопы.
«Потанцовывание» (ножной рефлекс)
И.п.: поддерживая малыша под мышки, поставьте его на стол лицом к себе.
Вып.: от прикосновения к плотной поверхности стола ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. Повторите 4 — 6 раз. Это упражнение способствует укреплению мышц ног.
Ребенок выполняет все описанные упражнения легко, потому что двигательная активность малютки связана с непроизвольными действиями (т.е. не требует волевого усилия).
Примечание: Общая продолжительность занятий — 5 — 6 минут. Массаж, также как и гимнастику, надо проводить ежедневно в определенные часы, лучше всего через 30 — 40 минут после еды или за 20 — 30 минут до приема пищи, если малыш проснулся и находится в эмоционально благоприятном состоянии, Так как массажу и гимнастике отводится значительное место в жизни ребенка, маме необходимо ознакомиться с техникой его применения, используя консультативную службу в поликлинике по местужительства, а также соответствующую литературу.
Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, к.психол.н.
Журнал «9 месяцев»
№12 2003