В основе методики преподавания любого предмета (в том числе и Закона Божия)лежит осознание взаимосвязанных и взаимовлияющих положений: зачем, кого, чему, как и в каких условиях учить.
Изменение любого положения может повлиять на методику преподавания в целом.
Проиллюстрируем это на примерах.
Посмотрим, как связаны положения
В каких условиях учить?
Как учить?
В современном мире существует много других, кроме школы, источников информации: компьютерные сети (самая большая из которых — Интернет), телевидение, радио, видео…
Эти источники —нравится нам это или нет — более информативные, зрелищные и яркие.
Значит, школа (особенно Воскресная школа) должна предложить не просто информацию, а ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
При этом серьезные базовые знания обязательны, но деятельность нельзя заменить механической передачей, запоминанием и воспроизведением информации.
Кто требует от школы лишь знаний и при этом не ставит на первый план духовное,
нравственное и умственное развитие ребенка, тот пытается, по сути, поставить телегу впереди коня.
На первом месте должно быть умение учиться, воспитание способности к самоизменению, саморазвитию, ощущение ребенком своего роста.
Таким образом, ребенок вместо объекта обучения (того, кого учат) становится субъектом обучения (тем, кто сам учится).
Как же это осуществить на практике?
На такой вопрос отвечает теория учебной деятельности. Некоторые ее положения мы попытались применить в данной разработке.
Например, начало каждого урока является мотивационно-полагающим этапом к изучению темы урока, то есть создает желание и мотив узнать нечто новое. Так как наши ученики — дети младшего школьного возраста, то используются учебно-игровые ситуации, а мотив становится эмоционально окрашенным (радость, удивление.
Теперь обратимся к взаимосвязи положений
Кого учить?
Как и чему учить?
Мы идем к детям 6-8-летнего возраста, у которых преобладающим является наглядно-образное мышление (то есть мышление наглядно представляемыми образами).
Только после семи лет начинает формироваться мышление в форме отвлеченных понятий и рассуждений — абстрактное.
Поэтому мы сознательно избегали многих, естественных и ясных взрослому человеку, абстрактных понятий, отталкиваясь от наглядно-представляемых образов.
Например, на уроке, посвященном молитве «Отче наш», для объяснения молитвы было выбрано только три
положения .
Учтены возрастные особенности детей и в последовательности
построения урока: время для активного слушания — 8 минут, для беседы — 10 минут.
Как бы ни было велико желание подробнее и шире осветить тему, приходится многое отложить на последующие годы обучения.
И оставить только самое важное, то, что отвечает логике изложения, выбранной учителем в конкретном случае.
Константин Дмитриевич Ушинский просто и ясно сформулировал две самые актуальные для детей этого возраста темы: вокруг да около.
Это жизнь, которая окружает ребенка: родные люди и друзья, предметы, а еще времена года. На уроки Закона Божия, которые посещает ребенок, влияет церковный календарь, поэтому именно его мы заложили как
основу календарно-тематического планирования. Конечно, возможны
и другие варианты, например следовать последовательности изучаемых событий.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил на открытии Десятых образовательных Рождественских чтений о важности дать почувствовать и понять, что вера — это не сумма абстрактных знаний, а жизнь, наполненная любовью к Богу и людям.
Почти на каждом уроке мы обращались к темам «вокруг да около», чтобы у детей не возникло представления об отдаленности и оторванности предмета Закона Божия от их детской жизни, а ощущение теснейшей с ним связи. Поэтому в беседы вставлены логически связанные с темой урока небольшие произведения (рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. А. Осеевой)
о жизни детей-сверстников с реальными, актуальными для учеников и нравственно окрашенными историями.
А теперь немного о рисовании на наших уроках Закона Божия. Детские рисунки необходимы для нас: в них отражается не только бытовая, но и духовная жизнь.
Рисунки детей должны быть красивыми, содержащими смысл, а сам процесс выполнения работы должен иметь нравственный характер —
воспитывать трудолюбие, взаимоуважение, умение доводить начатое
до конца, стремление создавать прекрасное, доброе. Нужно стараться,чтобы ребенок передавал состояние своей души.
Практически каждое занятие построено на основе обучения навыкам: передачи детям знаний, развития восприятия цвета, формы, композиции, формирования технических навыков и творческих способностей.
Детям необходимо предоставлять возможность проявить свои индивидуальные способности.
Если говорить о тематике, то в течение учебного года можно провести несколько занятий на свободные темы бытового плана.
Также нужны уроки, на которых дети могут проявить свою творческую
самостоятельность и почувствовать определенную целесообразность создания работ: праздничной открытки, подарка, книжечки (Молитвы, Десять заповедей, Жития святого и так далее).
Конечно, работы детей — это не столько технически грамотно сделанные рисунки, сколько поделки, выполненные с помощью различных средств: красок, чернил, мелков, ваты, готовых форм, ткани, природного материала и так далее. Однако эти средства помогают расширять восприятие и возможности детей, вызывают ощущение успешности и уверенности.
Педагогам, занимающимся с детьми 6-8 лет изобразительной деятельностью, мы рекомендуем отобрать самое необходимое из данной разработки в соответствии с особенностями детей, их уровнем, посещаемостью, а также возможностями Воскресной школы. качестве наглядного материала детям предлагается несколько видов (небольшой спектр) одного и того же явления, предмета.
Например. небо — голубое, синее, розоватое, безоблачное, покрытое облаками и так далее; деревья — высокие, низкие, с прямыми, извилистыми стволами
Нежелательно использовать образцы готовых работ, чтобы не закреплять в детях шаблонное восприятие, а развивать в них собственные представления.
Применение разнообразных средств на занятиях вызывает особый интерес со стороны детей, но может представлять определенные трудности в организации занятий, поэтому предполагается привлечение родителей для оказания помощи, тем более, что это объединяет детей, педагогов и родителей, создает дружную семью-коллектив.
Акцентируем внимание на добром правиле: каждый урок начинать
с молитвы «Царю Небесный» и заканчивать «Достойно есть».
Главное в нашей работе, чтобы дети полюбили Церковь, Воскресную школу, с радостью занимались различными видами деятельности, стремились жить по-христиански, дарили людям тепло, свет, праздник.