О таинстве святого покаяния
О грехе
Зная и любя Бога, мы должны помнить и о том, что Бог указал нам, какими мы должны быть и как мы должны жить. Об этом говорит нам и совесть наша, говорит нам Евангелие.
Но как часто мы совсем не заботимся о том, чтобы наша жизнь была согласна с волею Божьей, и живем совсем не так, как того требует от нас Господь. Мы сознаем, что это нехорошо, но есть какая-то сила внутри нас, которая отталкивает нас от Бога и влечет нас нарушать Его заповеди. Сила эта — грех.
В нашей душе как бы борются два существа: одно — доброе, а другое — злое. Доброе существо говорит нам: помни о Боге, люби Бога, исполняй Его заповеди, молись, охотно ходи в храм, будь добрым, кротким, чистым, правдивым, гнушайся сквернословия, а тем более скверных дел, о которых и упоминать стыдно. А злое существо говорит нам: забудь о Боге, охота ходить в храм — там скучно, заботься только о своих прихотях и удовольствиях, какое тебе дело до других и т. д. Когда мы слушаемся первого голоса и боремся со вторым, то хотя это бывает иногда и трудно, но зато в душе нашей от этого становится отрадно и спокойно, а когда мы увлекаемся внушениями второго голоса, то хотя временно и испытываем некоторое удовольствие, но затем в душе нашей появляется горькое чувство, недовольство собою и печаль. Откуда же в нас эти греховные, дурные влечения? Неужели Бог создал нас такими нехорошими? Нет, Бог создал людей хорошими и хотел, чтобы люди и оставались хорошими, но только Бог не хотел принуждать людей к добру. Поэтому Он дал им свободную волю, чтобы они свободно, добровольно избирали добро, потому что только добро, которое делается добровольно, и есть настоящее добро. Человек же, созданный добрым и свободным, употребил свою свободу во зло. Отсюда и явился грех, который и пустил глубокие корни сначала в первых людях, а потом и во всем их потомстве. Для того, чтобы приучить людей повиноваться Богу, Бог дал людям самую простую и легкую заповедь — о не вкушении плода только с одного древа! (Быт. 2, 16-17). Но они и в этом маленьком деле не захотели Его слушаться.
С малых дел надо приучать себя слушаться Бога. Спаситель сказал: Верный в малом, и во многом верен, а неверный в малом, неверен и во многом (Лк. 16, 10).
Нельзя считать маловажным маленькое нарушение нашего долга, маленькое упущение в чем-либо добром! В маленьких делах сказывается человек! В маленьких делах надо господствовать над собою, чтобы постепенно привыкнуть повелевать собою и в делах важных. Нетрудное, например, дело со вниманием прослушать или прочитать утреннюю или вечернюю молитву, нетрудное дело — правильно положить на себя крестное знамение, а всем этим воспитывается в нас порядочность, деловитость, привычка всякое дело делать добросовестно, воспитывается вместе с тем твердость характера, не говоря уже о тех благодатных плодах в душе нашей, плодах веры и нравственности, которые создаются благоговейной молитвой и постоянным чтением слова Божия.
Итак, начало греха идет в нас от наших прародителей или, лучше сказать, от соблазнившего их искусителя — диавола. Но, передаваясь постоянно из поколения в поколение, грех завладел всеми людьми и всех подчинил себе. И в наших душах живет этот грех, и нам он мешает жить настоящею, доброю жизнью, и нас он отделяет и отдаляет от Бога, с Которым, как с чистым, не может быть в общении ничто нечистое!
Как же побороть этот грех в себе? Как избавиться от него? Как насадить в себе вместо греха — добро, святость? Бог, по милосердию Своему, помог людям в этом, послав на землю Своего Сына, Спасителя нашего, Иисуса Христа.
О Сыне Божием — Спасителе нашем
Воплотившийся Сын Божий вместе со святостью принес на землю и бесконечное милосердие.
Он пожалел людей, томившихся во власти греха.
Он скорбел за них величайшей скорбью, чтобы никто из людей не чувствовал себя оставленным Им, далеким от Него, своего Спасителя.
Он родился в самой бедной доле человеческой, давая этим возможность самому последнему из бедняков не считать Его недоступным для себя; Он переносил всякие лишения и страдания, чтобы все страдальцы находили в Нем для себя образец и утешение; Он претерпел позорную смерть на кресте, чтобы самые тяжкие, но кающиеся преступники не чувствовали себя Им отвергнутыми.
Словом, Он принял на Себя, в Свою душу все бедствия и грехи человеческие, не переставая Сам оставаться безгрешным.
Он изъязвлен был за грехи наши, и ранами Его мы исцелились. Людей, забывших Бога, Он научил знать Бога — Отца; людей, преданных пороку, Он научил знать и любить в Своем лице святость; людей скорбящих и гонимых утешил Своим милосердием.
Всем этим Он сломил силу греха и уничтожил его власть над людьми. Для людей, узнавших Христа, грех потерял свою привлекательность, или, по крайней мере, у них явилось желание бороться с грехом, опираясь на крепкую помощь Своего Спасителя.
Хватаясь за Него, прилепляясь к Нему своею душою, они выбирались из тины греха и становились, держась за Его спасающую руку, на твердую почву святости. В Нем люди почувствовали себя прощенными Богом Отцом.
Так спасает нас Иисус Христос. Вот почему называется Он нашим Спасителем!
О таинствах
Христос не пожелал, чтобы верующие в Него жили разрозненно, Он соединил их в одно общество, в одну семью, все члены которой связаны взаимно одной верой и взаимной любовью. Это общество называется Церковью.
Иисус Христос дал Церкви правильное устройство и ниспослал Ей животворящую силу Святого Духа. Он сделал это для того, чтобы каждый верующий в Него, будучи частью церковного союза и укрепляемый благодатью Святого Духа, легче и вернее мог спастись от греха.
В числе разнообразных средств, которыми Церковь помогает нам спасаться от греха, самым главным являются святые таинства. Что такое таинство? Таинства — это те священные церковные действия, через которые особенно нам сообщается благодатная сила Святого Духа. Их семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, елеосвящение, брак и священство.
Таинство святого покаяния, или исповедь, о котором мы сегодня говорим, установлено для того, чтобы через него мы очищались от всей своей греховной скверны.
Устанавливая это таинство, Иисус Христос сказал своим ученикам: Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23). И доныне пастыри христианской Церкви, по данной им от Господа власти, отпускают грехи кающимся, а благодать Святого Духа очищает сердце их.
Как нужно исповедоваться?
Исповедоваться нужно в присутствии духовника.
Не желающие исповедоваться говорят иногда: “Зачем это нужно рассказывать свои грехи священнику? Разве Бог и без того не знает наших грехов? И разве Он не может простить нам их без исповеди?”
Исповедовать свои грехи, то есть пересказывать их перед священником, необходимо не потому, что иначе они останутся неизвестными Богу, а потому, что это полезно и необходимо для самого кающегося.
Наше чистосердечное исповедание грехов перед священником показывает прежде всего нашу искреннюю готовность осудить себя за эти грехи.
Кто имеет решимость высказать свой грех перед духовником, чтобы исцелиться от греха, тому, очевидно, этот грех стал уже неприятным, стал ему чужим.
Исповеданный грех как бы становится вне нашей души, выходит из нее, подобно тому, как вынутая из тела заноза, становится вне тела и перестает ему вредить.
Никогда человек не осудит сам в себе своего греха с такой искренностью и ясностью, как он осуждает его, высказывая его духовнику.
Это несомненный факт нашей душевной жизни. Объясняется он тем, что открытое исповедание греха перед духовником смиряет нашу гордость, часто не желающую иметь свидетелей недостатков и грехов наших, особенно постыдных.
Эта гордость и внушает нам мысль о том, что достаточно одного внутреннего сознания греха перед Богом, ибо ей легче сознаться в своей ошибке перед Невидимым Богом, чем в присутствии видимого и нам подобного человека. Исповедь перед священником необходима еще и потому, что ему дана власть прощать или не прощать грех. Как же священник простит или не простит грешника, если ему неизвестны грехи последнего? И сам кающийся может ли иметь твердую уверенность в том, что его грехи прощены и что он очистился от них, если не будет видимого знака этого прощения и очищения в разрешительной молитве священника?
Разрешение духовника совершенно успокаивает грешника, и он уходит от него с радостью и миром в душе!
За исповедью обыкновенно следует причащение святых Христовых Тайн, но допустить к этому причащению священник может только верующего и кающегося, а потому и необходимо исповедание грехов перед священником.
Наконец, исповедь перед священником нужна еще и потому, что священник, ознакомившись с состоянием совести грешника, может дать ему полезный совет, указать ему правильный порядок жизни и, таким образом, предостеречь его от повторения в будущем сделанных раньше грехов.
Как готовиться к исповеди?
Мы обыкновенно живем в такой суете, что нам бывает очень трудно сосредоточиться на своем внутреннем душевном состоянии и сильно почувствовать свою греховность.
Чтобы помочь нам в этом, Церковь установила перед исповедью говение, которое состоит в том, что мы на несколько дней оставляем свой обычный образ жизни, постимся, утром и вечером посещаем богослужение, читаем духовные книги и проводим время в одиночестве или еще лучше с человеком, одинаково с нами настроенным.
В это время мы внимательно всматриваемся в себя, строго испытываем свою совесть, проверяя себя по заповедям Божиим. В заповедях ясно указаны обязанности человека.
Не может быть, чтобы нашелся человек, никогда не нарушивший чем-либо той или иной заповеди. Тяжесть греха в значительной степени определяется чуткостью нашей совести. Исповедь должна быть полне чистосердечною. Чистосердечной исповеди мешает иногда ложный стыд — язык не поворачивается признаться в постыдном грехе. Чтобы преодолеть этот ложный стыд, надо твердо помнить, что мы исповедуемся не перед священником, а перед Богом, Которому все равно этот грех известен. Надо иметь страх Божий!
Пусть этот страх заставит нас преодолеть свой стыд перед духовником! Ну, погорим немножко в стыде, зато совесть будет чиста, и мы будем чисты перед Богом!
Иногда чистосердечной исповеди мешает опасение, как бы исповеданный грех не стал известен кому-либо из других людей. Опасение это совершенно неосновательно. Духовник не имеет права никому и никогда открывать сказанное ему на исповеди. Это — вечная тайна между кающимся, духовником и Богом!
Некоторые, не надеясь на свою память и опасаясь от волнения на исповеди забыть тот или иной грех, записывают свои грехи на бумажке и по бумажке читают их духовнику. Духовники обыкновенно этому не препятствуют, и такой способ исповеди полезен особенно тем людям, которые от волнения забывают свои грехи.
Кроме самоосуждения и чистосердечия, мы должны принести на исповедь еще искреннее желание не повторять более совершенных нами грехов. Сделанные грехи должны казаться нам отвратительными, мы стряхиваем их с себя и отныне хотим начать новую, чистую жизнь! И мы должны крепко верить, что Господь в таинстве исповеди снимает с нас тяжесть и скверну греха и поставит нас на путь новой жизни.
И вот, придя на исповедь с таким расположением сердца и исповедав духовнику искренно, серьезно, сокрушенно свои большие и малые грехи, со вниманием и верою нужно выслушать читаемую им разрешительную молитву, и когда он скажет: “И аз, недостойный иерей, властию Его, мне данной, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих”, вы почувствуете прилив необыкновенной радости и умиления, почувствуете, что отвалился от вашего сердца тяжелый камень лежавших на нем скверн и что вы стали новым, чистым человеком. Прошлое отошло от вас, начинается заря новой жизни!
Такое ощущение всегда бывает у тех, кто поработал над собою в дни говения и с верою и сокрушением сердца принес свою исповедь.
(Использован материал из книг «Великим постом». — 1995; «Опыт построения исповеди». — М., 1998; «Накануне исповеди» (для говеющих с целью приготовления их к великому таинству покаяния). — М., 1897; “Помилуй, Господи, наших детей!” — М., 1999; «Первая исповедь». — М., 1996; о. Иоанн Журавский «Тайна Царствия Божия». — С.-Пбг., 1996)