Об Иисусовой молитве: «Слова утешения»старец Иосиф Ватопедский — Ерошка.ру

ДУХОВНОЕ ВОЗРАСТАНИЕ

Об Иисусовой молитве: Об Иисусовой молитве:

«Слова утешения»

старец Иосиф Ватопедский

Постоянное и добросовестное помятование о Боге есть трезвение ума, которое ведет к преуспеванию на пути стяжания добродетелей и исполнения Заповедей Божьих, как и пропрок Давид говорит: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс.15,8) и «помянух Бога и возвеселихся» (Пс, 76, 4)

Те святые Отцы, которые специально посвятили свои сочинения хранению ума, различают несколько видов трезвения. Один из видов — это внимание ума, в котором воображение показывает прилог, потому что не возможно помыслу проникнуть в сознание без воспринимаемого образа.

Другой вид трезвения связан с безмолствующим в молитве сердцем, не принимающим движений помыслов; это достигается теми, кто своим усердием и Благодатью Божией достиг сердечной молитвы.

Ещё один вид — продолжительное, непрестанное призывание на помощь Господа нашего Иисуса Христа в глубоком смирении.

И другой вид, наконец, состоит в постоянной памяти о смерти.

В сущности, эти эти четыре вида трезвения имеют одну цель — непрестанную память о Боге и призывание Его, в чем все мы нуждаемся, коль скоро приняли заповедь «непрестанно молитеся» (1 сол. 5, 17)

На начальном уровне духовной жизни усердное призывание Господнего Имени должно быть соединено с принуждением себя по силам, пусть даже ум наш не пребывает в словах молитвы.

Это происходит потому, что в начале молитвенного труда ум не может долго удерживаться на одном предмете, так как мы грешны и имеем столько страстей, лишающих нас постоянной поддержки и действия Божественной благодати. В таком положении требуется усердное призывание в молитве Господа Иисуса, до тех пор, пока добрый навык не возобладает в нас и не ослабит тяжелый труд, который мы предприняли.

Когда же, по Благодати Божией, будет достигнут добрый навык, тогда ум собирается от предыдущего рассеяния и блуждания. Потому что насколько усердно и продолжительно мы призываем Господа нашего, настолько же и Он по чуть-чуть открывает нам сияние Своей Благодати, и ум, видя сладость Благодати, легче пребывает в словах молитвы.

Если де с добрым навыком молитвы верующий соединит подчинение и послушание воле Божией и в остальных делах, то в более короткий срок и более ощутимо Благодать будет приближаться к его уму, давая почувствовать вкус и других добродетелей, и тогда исполнится псаломское слово: «Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя» (Пс. 62, 6)

Как в любой попытке добиться определенной цели нужны бывают сподручные средства, точно также происходит и в этой великой науке молитвы, потому что через неё мы удостаиваемся пленить «всяк разум в послушание Христово» (2 Кор.10, 5) и благодаря Христу, по словам апостола Павла, можем приобрести ум Христов (1 Кор.2, 16)

Необходимым правилом и долгом всякого желающего заниматься этим ангельским деланием и служением является правильное и искреннее покаяние, потому что в тело, повинное греху, Бог «не внидет».

Стяжание Божественной Благодати не магия и не йога; также это и не какой-либо другой вид основанного на эстетическом и мечтательном ощущении зрелища, но Божественное откровение, поселение Благодати в душе и личная встреча Бога с человеком.

Бог подает Свою Благодать, а человек принимает её, если полностью поверит и подчинится воле Божией, а также, как следствие этого, если отречется и отвратится от всякого зла.

Таким образом, верующие, если имеют желание, с помощью высшего средства — молитвы- пусть войдут в это святилище Благодати и увидят в живом чувстве пребывающее в нас Царство Отца нашего, пусть в прямоте сердечной вступят в чистилище покаяния, имея перед мысленным взором слово Давида: «по множеству щедрот Твоих призри на мя» (Пс. 68,17), и пусть держат свой ум в непрестанном призывании Господа нашего Иисуса.

Если из этой молитвы (Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя) исключить слова «Сыне Божий» и оставить только «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», то я думаю, это очень поможет тем, кто не справляется с внимательным прочтением полной молитвы, потому что на первых порах уму легче сосредоточиваться на меньшем количестве слов.

Ведь цель этой молитвы — пребывание ума в устремлении к Богу, от чего, кстати, происходят два блага, одно лучше другого.

Первое состоит в том, что ум через пребывание в памяти Божией медленнее обращается к греховным соблазнам, а второе в том, что через эту память он освящается, просвещается и обоживается.


Молитва Оптинских старцев о даровании молитвы Иисусовой

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Имени Твоему покланяются ангели и человецы, Твоего имени трепещут адские силы, Твое имя верное оружие на прогнание супостата, Твое имя попаляет грехи и страсти, Твое имя подает силу в подвигах, собирает воедино рассеянный ум и, во исполнении заповедей Твоих, обогащает добродетелями, Твое имя творит чудеса и соединяет нас с Тобою, дарует мир и радость о Духе Святом, а в жизни будущей — Царство Небесное. Сего ради я, недостойный раб Твой, молюся Тебе: прожени от нас неведение духовное, просвети познанием Божественной истины и научи нас незаблудно, во смирении, внимательно, с чувством покаяннаго сокрушения, устами, умом и сердцем творить непрестанно молитву сию: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”. Ты бо рекл еси, Господи, пречистыми устами Твоими: “Аще что просите во имя Мое, Аз сотворю”. Се, молитвами Пречистыя Матери Твоея, святителя Иоасафа Белградскаго, святителя Николая Мирликийскаго, преподобнаго Серафима Саровскаго и всех преподобных отец наших о даровании прошу молитвы Иисусовой, молитвы Пресвятаго и Всемогущаго Имени Твоего. Услыши мя, обещавый услышать всех призывающих Тя во истине. Твое бо есть еже миловати и спасати, и даровати просимое молящемуся во славу Твою со Отцем и Святым Духом. Аминь

Оцените статью