Объяснять ли сказку детям? — Ерошка.ру

ПЕДАГОГИКА

Объяснять ли сказку детям? - Ерошка.ру0
ОБЪЯСНЯТЬ ЛИ ДЕТЯМ СКАЗКУ?

Возникает естественный вопрос: нужно ли объяснять ребенку сказку, ее «уроки», анализировать содержание? Попробуем разобраться.

От соприкосновения со сказкой у ребенка рождается собственное впечатление.

Чем младше ребенок, тем сильнее это впечатление отличается от видения взрослого. Логически мыслить ребенок еше не умеет, а сказка не учит его напрямую.

Сказочные образы, стиль, язык сообщают малышу жизненно важную информацию исподволь.

Лучший способ разрушить ее усвоение — это пуститься в бесконечные взрослые объяснения и разъяснения.

Марина Цветаева, вспоминая свои ранние детские впечатления от прочитанных стихов, писала: «Когда мать не спрашивала — я отлично понимала, то есть понимала и не думала, а просто видела. Но, к счастью, мать не всегда спрашивала, и некоторые стихи остались понятыми».

Датский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм отмечает парадоксальную вещь:
реалистические рассказы информируют ребенка, но не обогащают его так, как сказка; чем больше в них причинно-следственных объяснений, тем более не понятны, психологически неправдоподобны они для малыша.

Конечно, «понимание» ребенка сильно отличается от взрослого понимания. Но его впечатления ярче и образнее, чем у взрослых. Лишь со временем происходит осмысленное постижение глубины сказочного повествования, поэтому попытки совместного с ребенком анализа стоит предпринимать только в школьном возрасте.

Но до этого момента опытные бабушки, как правило, мимоходом вспоминают сказочные коллизии вместе с малышом, как говорится, к слову: «Куда это ты, точно колобок, покатился? Смотри, как бы не нашлась на тебя лиса!»

Отвечать же нужно на те вопросы, которые по ходу «сказывания» сказки ребенок задаст вам сам. Добрый разум наживают не разом.

КАК СОХРАНИТЬ САМОБЫТНОСТЬ ЯЗЫКА СКАЗКИ ПРИ ЕЕ ПЕРЕСКАЗЕ РЕБЕНКУ?

Итак, пришла, наконец, пора заметить, что к прочим достоинствам сказки, о которых шла речь выше, добавляется и то, что она открывает перед слушателем поэтику родной речи.

Современным родителям, привыкшим к оборотам бытового и газетного языка, бывает, порой, трудно сохранить благозвучие русской речи при «сказывании» сказки ребенку. Избежать этого поможет небольшая предварительная работа с текстом сказки.

Вооружимся карандашом и выделим хотя бы некоторые особенности сказочной речи прямо в тексте для того, чтобы, обратив на них внимание, затем не потерять при пересказе.

Итак, найдем в сказке и подчеркнем:

•зачин («В некотором царстве, в некотором государстве…»). Неопределенностьместа и времени, с одной стороны, рождает у слушателя ошушение ирреальности повествования, а с другой — позволяет представить себя его участником;

•рифмованные формулы-характеристики персонажей («Мышка-норушка»), времени («долго ли, коротко»),особенностей места и обстоятельств действия («леса дремучие, звери рыскучие», «выше леса стоячего, ниже облака ходячего»);

эпитеты («палаты белокаменные», «уста сахарные»);

кумулятивные приемы (повторы структурных частей);

концовку («…стали жить-поживать, да добра наживать», «…и устроили они пир
на весь мир, и я там был, мед, пиво пил…»).

Будем помнить, что сказка -жанр устного народного творчества. Она не читалась по книжке, ее подлинная жизнь обреталась именно в слове, в речи опытного сказителя.

Сегодня же, в силу известных обстоятельств современной жизни, лучше родителей никто не сможет утолить извечное стремление детской души к глубине и духовной возвышенности сказочного повествования.

А родительское слово на ветер не молвится!

Анастасия Крячко, центр поддержки семьи » Рождество».

Оцените статью