Общие принципы православной педагогики
Православная педагогика это не система правил и приемов, а, прежде всего, сам православный педагог с его живой верой, интуицией, знанием и решимостью к действию. И в своих действиях он руководствуется следующими принципами (схема Л.В. Суровой):
Принцип ненасилия
Сколь бы ни был велик соблазн воспитать себе подобных, мы не должны поддаваться ему. Интуиция подсказывает, что другой человек, пусть даже маленький, не должен быть похожим на нас, он – другая вселенная, у него свой путь в жизни, — мы призваны всемерно помогать ему. Разумеется, это не означает вседозволенность для ребенка. Принцип ненасилия означает еще и то, что «мы можем явить человеку, во что мы верим, явить реальность веры в нашей жизни, но мы никого не можем заставить верить. Воспитание должно основываться на точном знании, что любой подросток или юноша могут уверовать лишь благодаря собственному свободному выбору».
Куломзина С.С., проф.Наша Церковь и наши дети.
Принцип своевременности
В Евангелии, как мы знаем, слова и дела Божии открываются людям по мере их способности воспринять их. «К каждому человеку Христос обращается на его языке, учитывая его уровень духовного развития. Он не открывает Себя полностью сразу же, и не было двух человек, которым бы Он открылся одинаково».
Куломзина С.С., проф.Наша Церковь и наши дети.
И педагогическое воздействие, если оно питается Евангельским духом, также будет реагировать на духовное состояние и уровень детей. «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердой пищей, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские…» (1 Кор. 3, 1–3). Так сообразовывался с духовным опытом новоначальных коринфских христиан великий апостол Павел.
Принцип дополнения
Мы не всегда можем уберечь ребенка от нежелательных влияний, но непременно должны их учитывать и, по возможности, смягчать и исправлять. «Детям придется жить в этом жестоком мире, и поэтому необходимо воспитание социального и нравственного иммунитета. Истинная ценность становится таковой, когда она выстрадана и осознана. На этом поприще существенно возрастает роль православных педагогов. В их задачу входит и правильный комментарий новой информации, приобретенной детьми в школе и на улице. Окончательный осознанный нравственный выбор должен сделать сам ребенок».
Воронин А., прот.Детский дом в Нерехте // Информационный бюллетень Круглого стола по религиозному образованию и диаконии. – Изд-е Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата. Июль 2001. С. 9.
Принцип личностности
Все в Православии проникнуто личностными отношениями, личность человека обретает самое себя в личностном общении с Богом. Главное для педагога – не стать на этом личном пути человека к Богу, не подавить личностное начало в ребенке. «Будь то младенец, отрок, подросток или юноша, педагог призван найти к каждому личностный подход, в зависимости от уровня: говорить на понятном языке, понимать и разделять нужды и заботы. Процесс христианского воспитания должен стать процессом роста, накопления личного опыта, постепенного преображения личности в целом. Эта цель и этот вызов настолько велики, что достичь и достойно ответить можно лишь в том случае, если мы будем жить полнотой церковной жизни».
Куломзина С.С., проф.Наша Церковь и наши дети.
Антропологический принцип
Уважение к человеку, к его достоинству является основополагающим в Православии. Православная антропология не допускает возможности дрессировки человека, выработке у него стереотипных эмоциональных реакций. Мы должны учиться видеть человека и понимать, что происходит в нем. Причем, наше интуитивное чувствование должно быть подкреплено церковным, святоотеческим и научным знанием человека. Отсюда непременное требование: чтобы учить, надо самому учиться.
Принцип неусыпного внимания
Если процесс обучения может быть организован по-разному, в том числе с большими временными перерывами, то воспитательный процесс по сути своей непрерывен. Если мы прекратим воспитывать, то ребенок не прекратит воспитываться, он просто найдет себе другого воспитателя. От нас требуется постоянное участие в жизни детей, и это, может быть, самое трудное для внутреннего мира самого педагога.
Принцип любви
Что значит для педагога любить ребенка? Это значит видеть его в Божественном замысле. Но любить трудно, поскольку поступки и страсти сильно затемняют в человеке тот образ, по которому его создал Бог, а не осуществили родители. Но если сердце педагога на самом деле обращено ко Христу, Он будет омывать его Своей неистощимой любовью, питать чувства, поддерживать способность к состраданию, милосердию и любви.
«Нужно найти в себе это чувство или отказаться от преподавания. Как правило, дети безошибочно определяют, искренне ли к ним относятся. Любовь к ученику может быть только естественной – никакой игры. Любовь к ученику – одна из важнейших черт нравственной личности педагога».
РажниковВ.Г.Резервы музыкальной педагогики. – М.: Знание, 1980. С. 60.
Принцип смирения
В чем может выражаться смирение педагога? В понимании, что истинным детоводителем является Господь, мы же не должны мешать Его действию. Человек никогда не может быть нам до конца открыт и понятен. Мы не должны им руководить. Мы соработники Богу, по словам апостола Павла, и должны дать Ему возможность действовать. Наше педагогическое усердие должно иметь четкие границы – перед таинственным промыслом Божиим надо отступать.
[6]Сурова Л.В.Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. Изд-во Владимирской епархии, 2000.С. 15-20.