В своем рассказе я хочу показать Вам:
откуда можно черпать фантазию;
от чего зависит наличие фантазии и как ее развивать;
как легко и просто придумать не занятие, а увлекательную для ребенка и мамы (что тоже важно!) игру;
как заинтересовать ребенка.
Для начала вопросы из писем читателей, на которые я сегодня отвечу.
«Дочери 1,7 г. Очень любит заниматься творчеством. Но у меня не всегда хватает фантазии. И я сама не могу заниматься этим по полчаса, как требует того ребенок. Мы рисуем, лепим, делаем аппликации. Стараюсь, чтобы она рисовала сама. Иначе стоит мне взять в руки карандаш или фломастер, она тут же превращается в зрителя. Требует «ачо» (еще и еще) 🙂 Вопросы: больше с тематикой, т.е. с новыми идеями, чтобы ребенку было интересно и развивало воображение».
***
«Мне, к сожалению, редко удается заниматься творчеством со своей дочкой. Я сама практически не умею рисовать и очень радуюсь, когда с ней рисует няня. Самой главной проблемой, видимо, является именно вопрос «Чем заниматься»? Делать что-то одинаковое раз от разу мне скучно, а у самой воображения не хватает».
Отвечу на примере наших занятий лепкой. Вы увидите, что это вовсе и не занятие даже, а просто игра. Игра в пластилиновый театр.
С чего начать занятие лепкой?
Я никогда не готовлюсь к занятиям. Мне нравится импровизировать и своим примером показывать сыну, что значит Творить. Сначала смотрю, чем занимается ребенок.
Если он увлечен какой-то игрой, то проявляю уважение к его интересам и нового занятия не предлагаю, а просто присоединяюсь к игре.
Если сын свободен или играет, но в игру не погрузился, предлагаю ему полепить. Если он согласен, продолжаю.
Если воодушевления в ответ не почувствовала, то предлагаю какое-нибудь другое занятие. Потом беру пластилин и на пару секунд задумываюсь, чем заняться.
Два варианта моих дальнейших действий:
Вариант 1.
Начать лепить хоть что-то — колбаску, шарик — и уже, отталкиваясь от слепленного, придумывать дальнейший сюжет. Например, скатала шарик. Что это — колобок или яблоко, мячик или чья-то голова? После того, как определилась, кого я начала лепить, вспоминаю какую-нибудь песенку, стихотворение или сказку об этом персонаже.
Вариант 2.
Сначала вспомнить песню, стих и т.д., а потом слепить персонажей для дальнейшей инсценировки. Чтобы не вспоминать долго, начинайте петь или рассказывать первое, что придет в голову. Чем больше песен, стихов, сказок, прибауток Вы знаете, тем легче будет Вам придумать дальнейшую игру. Вы сможете придумать больше вариантов и, следовательно, будете реже ломать голову, чем увлечь ребенка. Вот и все. Остается только вылепить персонажей и с их помощью разыграть стихотворение или сказку, показать спектакль, возможно по ходу действия меняя сюжет. Фигурки по окончании можно и не ломать, а поиграть с ними позже в эту же или в новую игру. А теперь конкретный пример.
Как мы играем в пластилиновый театр
Разыгрываем песенку:
Яблочко по огороду
Покатилось прямо в воду.
Рыбка яблочко нашла
И царице отнесла.
Раскатываю синие колбаски: сначала сама, потом отдаю «на доработку» Сереже. Приклеиваем их на бумагу – это река. Катаем по очереди шарик – яблоко. Я слепила рыбку. Теперь пою песенку и качу яблочко в речку. Сережа держит одной рукой рыбку, другой яблоко и возвращает его мне — царице. Затем повторяем все сначала. Потом просто так слепили колечко. Я сразу вспомнила стихотворение Маршака «Кто колечко найдет?» Его и разыграли, изменив слова:
Покатилось, покатилось Сережино колечко,
Покатилось, покатилось с нашего крылечка. (пускаю колечко катиться по столу)
Кто с крылечка сойдет? Кто колечко найдет?
Сережа: «Рыбка». – Рыбкой ловит колечко, отдает его мне, и играем сначала.
Многие сетуют: «Я не умею рисовать, лепить, у меня нет способностей, фантазии». Я раньше тоже так считала.
Помню, какая у меня была паника, когда нам, беременным, сказали принести на занятия пластилин и краски. Я чуть не ревела дома, боялась, что ничего не получится, что даже придумать ничего не смогу. И пыталась еще до занятия продумать, чтобы такого сотворить и как.
А когда пришла на занятия, руки как-то сами начали и рисовать, и лепить. Не пришлось даже придумывать ничего, все получалось как-то само собой. Не скажу, что я талант, но факт то, что я сделала это. Глаза боятся, а руки делают.
Подведем итоги:
Играть в пластилиновый театр намного интереснее, чем просто лепить фигурки. В спектакле есть действие. Его можно сопроводить песнями, стихами — так будет еще интереснее, ярче.
Если не получается самим придумать интересный сюжет для игры в лепку или рисование, инсценируйте известные Вам песни, стихи и сказки.
Инсценировки развивают детскую фантазию: малыш слышал сказку от Вас, видел ее героев в книжке, в мультфильме, возможно, Вы разыгрывали сказку с помощью игрушек. И вот новый вариант — пластилиновый! Чем больше вариантов изображения чего-либо, тем меньше штампов, стереотипов в голове ребенка.
Больше читайте вместе с ребенком, смотрите хорошие мультфильмы (в зависимости от возраста). Не зацикливайтесь на тех книжках и мультфильмах, которые ему интересны, — ищите новые истории. Таким образом Вы увеличите Ваш багаж для инсценировки.
Занятие можно не готовить. Просто начните делать хоть что-то — лепить или петь песенку, первое, что придет в голову. Главное – начать делать хоть что-то, а там подсознание подскажет.
Сосредоточьтесь не на красоте изображения, не на пользе занятия, не на обучении ребенка, а на том, как сделать игру увлекательнее, динамичнее. Только в этом случае малышу будет с Вами интересно!
По такому же «сценарию» можно рисовать сказки. С помощью стихов можно обыграть любую аппликацию, от хаотичной «Баба сеяла горох» до аппликации-сортировки «Что ест кошка?» Персонажей для театра можно сделать и из природного материала, например, шишек и скорлупок грецкого ореха.
Елена Мулюкина
-??????-