Ю- Клюева

«Подготовка к празднику Рождества Христова»

Цели урока. Познакомить с иконографией праздника, тропарем и кондаком Рождества; повторить и обобщить знания о Рождестве Христовом.

Ход урока

I. Сообщение темы урока

Учитель. О каком празднике мы говорили на прошлом уроке?

Дети. О Рождестве Христовом.

У. Сегодня мы продолжим изучение этого праздника. Вы услышите некоторые молитвы этого праздника, а о чем еще мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Спиной к стене, а лицом к избе*. Что это?

Д. Икона.

У. Как догадались?

Д. Лик на иконе обращен к людям, к избе.

У. Правильно. Как вы думаете, о какой иконе мы будем говорить?

Д. Об иконе Рождества Христова.

II. Повторение

У. Расскажите о том, при каких обстоятельствах родился Спаситель. Кто пришел к Нему поклониться? Зачем Иисус Христос пришел на землю?

Дети отвечают.

III. Изучение нового материала

У. Сейчас вы услышите тропарь праздника. Кто знает, что такое тропарь?

Д. Церковное песнопение.

У. Тропарь — это церковное песнопение, объясняющее смысл праздника.

Звучит запись тропаря.

— Посмотрите на доску, там написаны слова тропаря:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в нем бо звездам служащий звездою учахуся Тебе кпанятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе.

Тропарь Рождества Христова, как и все молитвы, написан на церковно-славянском языке, поэтому некоторые слова не очень понятны. По-русски эта молитва будет звучать так:

«Рождество Твое, Христос Бог наш, осветило мир светом разума. Через него поклонявшиеся звездам были научены звездой поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя — Восток, сошедший с высоты. Господи, слава Тебе».

Кто такие поклонявшиеся звездам?

Д. Волхвы.

У. Как вы думаете, кого в тропаре называют Солнцем правды и Востоком?

Д. Иисуса Христа.

У. Почему? Что бывает на Востоке?

Д. Восходит солнце.

У. Спасителя называют Солнцем правды и Востоком, потому что Он принес людям весть о Жизни Вечной, то есть дал им надежду, свет.

А теперь давайте послушаем тропарь еще раз.

Звучит запись тропаря.

У. Когда наступает церковный праздник, то посреди церкви ставится икона праздника. Вот и на Рождество Христово в церкви поставят такую икону. (Показывает икону.) Что вы на ней видите?

Д. Пещеру, Вожию Матерь, Младенца, ангелов.

У. Что мы видим в центре иконы?

Д. Пещеру, в которой лежит Младенец, и Деву Марию,

У. Вы помните, почему Младенец родился в бедной пещере?

Д. Им не хватило места в гостинице.

У- Кто изображен наверху?

Д. Ангелы.

У, Что пели ангелы в ночьРождества Христова?

Д. Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

У. Кто изображен справа?

Д. Пастухи.

У. Как они узнали, что родился Спаситель?

Д. Им явился ангел и сказал, что произошло в эту ночь.

У, Кто изображен на иконе слева?

Д. Волхвы.

У. А как они узнали о рождении Младенца?

Д. Они шли за звездой.

У- Видите ее на иконе? Кто находится внизу иконы?

Д. Иосиф.

У. А еще внизу изображено, как омывают Младенца.

Вы заметили, что на иконе изображены все события сразу, и если уметь видеть икону, то можно узнать обо всех событиях праздника.

А еще о событиях праздника говорится в церковном песнопении, которое называется кондак. Посмотрите, на доске записаны слова кондака, это как бы икона праздника в песнопении.

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; ангепи с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

У. Прочитайте начало кондака,

Д. «Дева днесь Пресущественнаго раждает».

У. Что значит днесь?

Д. Сегодня.

У. О чем говорится здесь?

Д. О том, что сегодня Дева родила Пресущественного.

У. Пресущественный — Тот, Кто выше всего существующего. О чем говорится дальше?

Д. О том, что земля принесла Ему вертеп,

У. Вертеп — это пещера, в которой родился Спаситель. Что делают ангелы?

Д. С пастухами славят Бога.

У. Кто такие «волсви»?

Д. Волхвы — мудрецы.

У. Что они делают?

Д. Путешествуют со звездой.

У. Какими словами заканчивается кондак?

Д. «Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог».

У. Как вы понимаете эти слова?

Д. Ради нас родился Младенец, Предвечный Бог.

У. Давайте теперь послушаем запись этого кондака.

Звучит кондак.

— Когда Спаситель сошел на землю, каждое из больших творений принесло Ему свои дары.

Перечитайте слова кондака и скажите, о каком даре в нем говорится.

Д. Земля принесла в дар пещеру.

У. Как вы думаете, что принесли Ему небеса?

Д. Звезду.

У. А ангелы?

Д. Свой гимн.

У. Что принесли Спасителю волхвы?

Д. Золото, ладан и смирну.

У. Золото волхвы преподнесли, почитая в Иисусе Царя и как бы платя Ему дань; ладан — поклоняясь Ему как Богу, Ведь ладаном кадят во время богослужения; а смирну — как человеку, который должен умереть, поскольку тогда было Принято помазывать ею тело умершего.

Род человеческий принес в дар Непорочную Деву Марию. А как вы думаете, что принесли в дар пастухи, ведь они были бедны?

Д. Веру.

У. Мы тоже можем принести в дар веру, надежду на то, что все нами переживаемое попускается Господом для нашего исправления и спасения, а еще мы приносим любовь к Богу и людям.

Как мы проявляем любовь к Богу?

Д. Молимся Богу и соблюдаем Его заповеди.

У. А как проявляется любовь к ближнему?

Д. Надо помогать людям, не ссориться, не обижаться.

У. Скоро праздник Рождества Христова, что мы можем сделать для своих друзей и близких к этому празднику?

Д. Подарки.

У. Где мы можем взять подарки?

Д. Купить, сделать сами.

У. Вы сказали все правильно, но есть я другая возможность, можно «принести в дар себя», как Господь отдал людям| Самого Себя. Приведите примеры, что мы можем сделать сами| для других людей. 1

Д. Почитать маленькому брату книжку, убрать комнату, спеть песню для других, помочь родителям. , У. А теперь послушайте историю об одном подарке. «Одному человеку, заключенному в тюрьму за веру во Христа. приказали снять крест, который он всегда носил. Он отказался и был так жестоко избит, что потерял сознание. Когда он очнулся, на его груди уже не было креста. Человек в соседней камере знал, что произошло и как много значил крест для этого заключенного. В камере был страшный холод, но он снял свой шерстяной носок, распустил его и, сплетя из него крест, просунул соседу через отверстие для электропроводки ».

Что вы можете сказать об этом подарке? Можно ли его назвать дорогим? Почему?

Д. Да. потому что человек обрадовался кресту, он был ему •необходим.

У. А был ли подарок дорогим с точки зрения соседа? Почему?

Д. Да, так как он сделал крест из носка, а в камере было очень холодно.

IV. Закрепление материала

У. Прочитайте тропарь праздника, скажите своими. словами, о чем в нем говорится.

Д. В тропаре прославляется Спаситель и Его Рождество. .

У. Что изображено на иконе праздника?’ ;

Д. Все события Рождества; поклонение пастухов, поклонение волхвов, славословие ангелов.

У. Что такое кондак?

Д. Церковное песнопение, в котором рассказываются события праздника.

У. Что мы приносим в дар Спасителю?

Д. Веру, надежду, любовь.

V. Подведение итогов

У. О каком празднике мы сегодня говорили?

Д. О Рождестве Христовом.

У. Что нового вы узнали на уроке?

Д. Мы узнали тропарь, кондак праздника, рассматривали

икону Рождества Христова.

VI. Домашнее задание

У. В следующий раз принесите игрушки для нашей елки. Найдите и разучите стихи, посвященные Рождеству. Расспросите близких, не знают ли они каких-либо рождественских колядок.

Ю. Клюева


На правах рекламы: http://ju-nona.ru/reyting-progulochnyih-kolyasok-s-perekidnoy-ruchkoy/

Оцените статью