ПОДКАТЕГОРИЯ:
Практическая Монтессори-Педагогика.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ
ПОПОЛНЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
Важнейшим фактором развития детской речи является наделение слов в сознании ребенка определенным смыслом. Звучащая сторона речи подчиняется смысловой.
И если для ребенка раннего возраста смысловым фоном является сенсорная речь, то есть речь окружающих его людей, то для более старших — речевое сотрудничество.
В том и в другом случае развитие речи связано с дифференциацией смыслов. Л.Выготский, как мы знаем, критиковал теорию В. Штерна, из которой следует, что ребенок сам сравнивает предмет с его знаком-словом и наделяет его соответствующим смыслом.
Получается, что понятие возникает само из себя.
В этом, считает Л. Выготский, ошибка В. Штерна. Все-таки надо согласиться, что понятием наделяет предмет не сам ребенок, а его взрослый собеседник.
И поскольку общение невозможно без обобщения, то речь приобретает смысл только в человеческом общении. Ребенок, как мы уже отмечали, раньше научается понимать речь, а уж потом делать обобщения и говорить.
Лев Семенович Выготский подчеркивал, что детская речь не является личной деятельностью ребенка, ее можно рассматривать лишь как часть диалога со взрослым.
Чтобы помочь ребенку пополнять свой словарный запас, М. Монтессори придумала несколько несложных дидактических материалов, которые может изготовить любая мама или наставница группы детского сада.
В логике его предъявления ребенку соблюдается принцип от конкретного к абстрактному.
Этот принцип свойственен педагогике М. Монтессори.
Слова в трех коробочках
В коробочках трех цветов лежат маленькие предметы-игрушки.
В красной коробочке — фигурки животных, в зеленой — листочки, цветы и плоды растений, а в желтой — предметы, относящиеся к жизни человека.
Ребенок вместе со взрослым рассматривает предметы и через знаменитый трехступенчатый урок М. Монтессори осваивает их названия.
Основных целей две.
Во-первых, изучение названий предметов и пополнение словарного запаса,
а во-вторых — дифференциация, упорядочивание слов языка.
Косвенно малыш изучает окружающий его предметный мир.
Расширение запаса слов ребенка, несомненно, может происходить и происходит вполне естественным образом, через повседневную речь взрослых и других детей вокруг него. В этом смысле упражнения с фигурками можно назвать искусственными, оторванными от реальной жизни.
Но если учесть, что в возрасте 2—4 лет ребенок переживает сенситивный период интереса к маленьким вещам, как замечала М. Монтессори и как наблюдали ее последователи, то занятия с малышом, разбирающим маленькие игрушки и при этом не знающим пока их названия, лишь помогут ориентироваться в мире слов.
К тому же вид деятельности ребенок выбирает сам и в момент затухания интереса может прервать занятие и убрать материал на место.
Описание работы
1 часть
Ребенок приносит и ставит на рабочий стол коробочку и вынимает из нее фигурки по одной. Ставит в ряд,
Наставница просит его назвать известные ему предметы.
Если попадаются неизвестные, она подсказывает.
2часть. Трехступенчатый урок
Наставница ставит перед ребенком два известных ему предмета и один неизвестный.
Первая ступень: это…, это…, это…
Вторая ступень: дай мне (или покажи)… Ребенок дает или показывает.
Третья ступень: кто (или что) это? Он называет предмет словом.
3часть
Ребенок уже знает названия игрушек, лежащих в коробочках.
Он приносит их на свой стол сразу все и открывает крышки.
Предметы вынимаются из коробок и в беспорядке выставляются на стол.
Затем ребенок берет игрушки по одной, называет их и раскладывает по коробкам: животных — в красную, растения — в зеленую, все, что относится к жизни человека, — в желтую.
Таким образом, через действия с конкретными предметами в его сознании происходит процесс дифференциации слов-названий.
Слова как бы раскладываются в голове по полочкам. Причем это действие интуитивное, так как малыш не владеет сформулированными правилами распределения предметов.
Он подсознательно догадывается, к какой группе относится тот или иной предмет.
Сравнение, сопоставление, дифференциация — важнейшие процессы развивающегося мышления — происходят пока интуитивно.
Упражнения такого рода рождают сильнейшие импульсы языкового развития.
В дальнейшем в зоне ближайшего развития ребенка они повлияют на освоение грамматического строя языка и на его смысловые различия.
Заканчивая работу, малыш закрывает коробочки и относит их на место.