Постное детство
Поколение, к которому принадлежит большинство современных родителей, в детстве не постилось. Поэтому с приближением очередного длительного поста в православных семьях, где подрастают дети, возникает вопрос: с какого возраста ребенку начинать поститься? Уже пора или ещё нет? И в чём должен заключаться детский пост?
Постись – не дерись
Семилетняя девочка Аня подошла к батюшке и спросила: «Как мне поститься?» А он ей ответил: «Слушайся маму, не ссорься с сестрой, выполняй свои обязанности по дому». А как же еда?
«Пост в пище – это важно, но второстепенно, – говорит протоиерей Александр Ильяшенко. Настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, отец 12 детей. – Если родители концентрируются только на внешних предписаниях поста, то они ошибаются. Цель поста – не диета и не самоистязание, а стремление к покаянию и через это приближение к Богу. Если ребёнок постится, но при этом хамит мамочке, дерётся с братьями и сёстрами, отказывается родителям помогать – значит, ни сам пост, ни всё семейное воспитание не достигают своей цели. Ведь дело не в том, чтобы посадить ребёнка на строжайшую диету, а в том, чтобы у него было правильное духовное устроение, интерес к церковной жизни, чтобы дети росли самостоятельными людьми, которые отдавали бы себе отчёт в том, что они делают, понимали, что делать можно, а чего – нельзя».
И те, кто постился в детстве, и опытные православные родители сходятся во мнении, что если для родителей пост естественен, то и дети принимают его без проблем, если родители испытывают радость от поста и несут его без принуждения, то и ребёнок последует их примеру.
«С одной стороны, какие-то вещи входят в быт православной семьи просто потому, что «вот так принято», это норма и по-другому жить странно, — говорит протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель храма святой мученицы Татианы, отец четверых детей, – например, в Великий пост мяса в доме просто нет. Все опасения, что если ребёнок в три года не будет жевать котлету, то вырастет больным, – абсолютная мифология. Раньше в христианских семьях постились строго, при этом дети вырастали нормальными, крепкими и здоровыми. Но это относительно уклада. А пост как личное усилие маленького человечка должен начинаться с того момента, когда он способен ради Христа в чём-то себе отказать. Скажем, в четыре-пять лет уже можно отказаться от конфет и мороженого. А потом мера поста увеличивается – с каждым последующим годом что-то добавляется. Сначала это были только конфеты, потом добавятся вкусные молочные продукты, например фруктовые йогурты, и к восьми-десяти годам ребёнок может прийти к той мере поста, которая была принята в предыдущие столетия, т. е. к воздержанию от мясной и молочной пищи и ограничению в принятии пищи рыбной».
С тем, что отсутствие во время поста мяса в рационе ребёнка не принесёт вреда его здоровью, согласен врач и священник Игорь СМЕРТИН, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово, отец семерых детей.
« Мы в своей семье определяем для детей три степени поста: первая – с молоком, но без мяса и яиц, вторая – без молочных продуктов, но с рыбой, третья – в зависимости от строгости каждого конкретного поста наравне со взрослыми, – рассказывает он. – Бояться поста не надо. По своему опыту скажу, что без мяса могут спокойно обойтись даже маленькие дети. Мнение о том, что ребёнок рискует недополучить витамины, вещества, необходимые для роста, — это стереотип безбожного воспитания, не имеющий под собой никаких научных оснований. Как врач, я бы посоветовал родителям давать детям в пост больше мёда, клюквы, орехов, если у ребёнка нет на них аллергии. Можно, конечно, давать и витамины «Декавит», «Поливит» – самые простые и дешёвые, которые можно найти в любой аптеке. А ещё нужно давать как можно больше здоровой пищи и меньше суррогатов. Например, к соевым продуктам я отношусь отрицательно».
Постное пирожное
Протоиерей Сергий Правдолюбов, представитель старинной священнической династии, в которой не прерывалась христианская жизнь и семейный уклад даже в годы гонения на Церковь, вспоминает, что в их семье все дети соблюдали посты с семи лет по уставу преподобного Саввы Освященного, т. е. без масла. «Помню, было очень тяжело, но это дало нам очень хорошую школу поста на всю жизнь. Без такого опыта в детстве я вряд ли научился поститься по настоящему».
Но, как говорят многие опытные священники, мера ограничения для каждой семьи индивидуальна, она скорее должна определяться духовником, чем соответствовать каким-то внешним нормам.
«В нашей семье мы старались избегать крайностей, — рассказывает отец Александр Ильяшенко. – Конечно, без мяса может спокойно обойтись человек любого возраста. А вот без молочной пищи маленький ребёнок не может, да и не должен обходиться. Тем более что современный ребёнок живёт в нарушенных экологических условиях, далеко не всегда дышит чистым воздухом, не пьёт чистую воду и питается продуктами, в которые добавлены консерванты. А когда дети подрастут, станут покрепче, они смогут и строже поститься. Очень важно, чтобы относительно поста ребёнка мать советовалась со священником. Если она против каких-то строгостей, об этом обязательно надо сказать священнику, потому что мать очень хорошо чувствует своего ребёнка, видит, тянет ли он ту нагрузку, которая на него возлагается».
«У нас в семье дети не постятся так же, как родители, — рассказывает Татьяна, мама троих детей. – У нас всегда для детей есть дома молоко и творог, часто рыба, но специально непостную еду я для детей не готовлю, поэтому всё равно режим питания у них меняется. Непостные лакомства у нас отменяются, но есть лакомства постные и при этом полезные: курага, сушёные яблоки и особенно любимые моими детьми сушёные дыни. Ещё у нас есть «постные пирожные»: хлеб подсушивается с одной стороны, на другую сторону выкладываются тонким слоем яблоки кружочками и посыпаются сахаром. И всё это ставится опять в гриль. Перед Пасхой и Рождеством у детей бывают порывы – два-три дня попоститься строго, как родители, я, конечно, не против, но никогда на этом не настаиваю».
Мама, я съел сосиску!
«Почему-то как пост, так нам каждый день в школе сосиски или колбасу дают!» — сокрушается третьеклассник Ваня. Ребёнку-школьнику, если он учится не в православной гимназии, постом приходится трудно – нет возможности выбирать: дали на завтрак сосиски или творожные сырки – ешь. Как тут быть, ходить голодным? Если чадо пришло из школы Великим постом и говорит: «Нам давали сосиски, и я их съел» — как реагировать?
«Обнять, поцеловать и сказать: «Приятного тебе аппетита», – советует священник Александр Ильяшенко. – Похвалите ребёнка за честность, за то, что он сказал правду. Очень важно, чтобы ребёнок рос искренним. Чтобы если он что-то делает не так, то не прятался, не таился, а честно об этом говорил. Есть такая народная мудрость: «Повинную голову меч не сечёт». Как я уже говорил, пост – не голод, и голодный ребёнок не может полноценно учиться. Пусть он ест школьную еду. Церковь же ослабляет пост, например, для тех, кто в пути. Но если ребёнок волевой человек и хочет поститься, он может отдать котлету соседу, а съесть картошку или макароны. Но не нужно ребёнка загонять в угол, он не должен чувствовать себя преступником. Пусть он ограничит себя в чём-то другом – например не съест дома лишнюю конфетку. Не должно быть формализма в духовной жизни. Важен смысл, а не форма. Также и с постом – нужно творчески, молитвенно искать пути духовной жизни для ребёнка, а не просто выполнять какие-то формальности. Нужно молиться, чтобы Господь умудрил найти правильное решение относительно меры поста для ребёнка и для других сторон его духовной жизни».
«Если мы что-то отменяем в пост, те же мультики или развлечения, то, мне кажется, хорошо бы и привносить что-то особенное, постное, — рассказывает многодетная мама Татьяна. – Например, у нас в семье есть традиция Великим или Рождественским постами каждый вечер читать при свечах большое Евангелие с фотографиями со Святой земли. Ещё я стараюсь в эти посты сделать детям календарики, чтобы они следили, как мы приближаемся к Рождеству или Пасхе».
О. Александр Ильяшенко: «Есть старые послевоенные мультфильмы: «Аленький цветочек», «Снежная королева», «Заколдованный мальчик», «Дудочка и кувшинчик», «Два жадных медвежонка» – или, например, замечательная «Сказка о солдате», где главный герой творит добрые дела и побеждает нечистую силу – солдат прямо с экрана осеняет себя крестным знамением, и это в 1951 году! – эти добрые и по сути православные сказки несут глубокий, позитивный и назидательный заряд. Их вполне можно показывать детям и постом. Хотя, конечно, показ мультфильмов всегда должен быть под контролем, этого не следует делать слишком часто.
Что же касается празднования дней рождения и имен детей, если они выпадают на пост, то тут можно перенести празднование на воскресный день, в который пост всегда ослабляется, и приготовить вкусные постные блюда».
На хлеб и воду!
В одной семье, когда дети совершали какую-то провинность, родители сажали их на целый день на хлеб и на воду. Можно ли пост применять к детям в качестве наказания?
Священник Александр Ильяшенко: «Если родителю хочется посадить ребёнка на хлеб и на воду, это значит, что он многое упустил в воспитании, когда ребёночек был ещё совсем маленьким. Может быть, это мамочку или папочку следовало посадить на хлеб и на воду? Пусть они каются, молятся и смотрят, какие ошибки в воспитании совершили. Прибегать к таким крайностям – это педагогическое поражение. Мы очень легко берём на себя функцию полицейских, с удовольствием становимся держимордами. Разве нельзя до ребёнка иным способом что-то донести?»
Если у ребёнка нет правильного понятия о посте, то пост может не укрепить его в вере, а, напротив, оттолкнуть.
«Если с постом связаны какие-то конфликты, – говорит отец Александр, – например ребёнок протестует против поста, значит, что-то не так, допущен какой-то грех со стороны родителей, непродуманность. Там, где Господь и любовь, не может быть ссор, вражды, противостояния. Молись глубже, думай серьёзнее, и Господь покажет, как поступить».
Бывает, что один из родителей воцерковлён, другой нет, и вопрос поста детей в такой семье нередко приводит к конфликтам между супругами.
В таком случае конфликт часто касается не только поста, но и посещения богослужений, характера воспитания и многого другого. Общий совет тут дать трудно. «Но было бы неправильно, – говорит протоиерей Максим Козлов, – просто радостно развести руками и сказать: «Я ничего сделать не могу, будем есть котлеты, чтобы не обижать неверующего мужа и не соблазнять его своим постом». Бороться за то, чтобы пост у ребёнка был, нужно. Если неверующий супруг может принципиально настаивать на необходимости куриного бульона, то настаивать на необходимости леденцов во время Великого поста он вряд ли станет».
Постное детство.стр.27-29,НЕСКУЧНЫЙ САД №2 2009 г.