Повиновение и наказание. — Ерошка.ру

ПРАВОСЛАВИЕ

Повиновение и наказание. - Ерошка.ру0Повиновение

Послушание — царица детских добродетелей. За ним следуют уже и другие душевные достоинства.

Насадим в детях прочное послушание:

Без крайней необходимости никогда нельзя отменять своих распоряжений и приказаний.

Распоряжения должны быть точно выражены и сказаны категорически.

Для поддержания у детей своего авторитета «никак не спорьте о своих взглядах при детях» (старец Амвросий Оптинский).

Выполнение приказания следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова.

Нельзя оставлять без наказания ослушания, усиливая наказание при повторном ослушании.

Нельзя изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.

Нельзя постоянно командовать детьми, иначе будет притупляться их послушание.

Нельзя требовать от детей что-либо, слишком трудного для выполнения или несправедливого в каком-либо отношении.

Нельзя позволять детям формального к себе отношения. Любовь, ласки и нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почтения. Маленьким детям нельзя позволять трепать себя за волосы или уши, ударять хотя бы в шутку и т.п.

Необходимо самим давать пример послушания — жены мужу и обоих духовному отцу.

В семье должно свято чтится родительское благословение: на распорядок дня, уход из дома, выбор товарищей по играм, знакомство, с возрастом — выбор профессии, при вступлении в брак и т.п. Во всех вопросах главенство принадлежит отцу, но любовь устраняет разногласия.

Зависимость детей от родителей остается до смерти родителей или ухода детей в монастырь.

Однако нельзя слушать родителей, когда их повеления идут против заповедей Господних (для старших детей). «Должно повиноваться больше Богу, чем человекам» (Деян. 5, 29).

Проклятие родителями детей есть крайняя и страшная мера, которая грозит большими несчастьями проклинаемым и порой при необдуманности проклятия и тем, кто проклинает.

Одна вдова была избита своим сыном, другие же дети не заступились за нее. По убеждению дьявола она прокляла всех и в течение года детей разбил паралич. Вдова не вынесла горя и удавилась.

Нарушение воли родительской как бы само несет проклятье детям.

Господь близок к заботе родителей о своих детях и часто немедленно исполняет их слова и пожелания, если они направлены на исправление детей. Однажды отец сказал непослушному, грубому сыну: «Смотри, Ваня, Бог долго терпит, да больно бьет». В тот же вечер сын, заряжая ружье, нечаянно поранил себя. С того времени он оставил порочную жизнь.

Наказание и награды

«Кого я люблю, тех обличаю и наказываю» (Отк. 3, 19)

«Наказание детей есть не только право родителей — это их обязанность по отношении к провинившимся детям».

Вспомним, что именно за пренебрежение наказанием порочных детей своих был сам наказан Богом священник Илий (1 Цар. 2, 33).

«Те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души» (св. Иоанн Златоуст).

Легче баловать детей. Поэтому положение наказаний есть признак глубокой, деятельной любви, любви жертвующей своим душевным миром, ради очищения запятнанной грехом духовной одежды ребенка. Если душа ребенка и воспитателя соединены любовью и ребенок сознает вину и от сердца раскаивается, то злой росток (греха) вырван с корнем. Если жеребенок не осознает в полной мере своей вины, оправдывается или смягчает ее, то только страх нового наказания может приостановить рост злой наклонности. В этом случае наказание должно быть серьезным, чтобы надолго запомнилось. Поэтому взыскание должно зависеть от духовного состояния, восприимчивости, степени осознания своей вины и глубина раскаяния в проступке: «К одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте» (Иуда 22, 23).

«Наказывай сына своего доколе есть надежда и не возмущайся криком его».

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его» (Пр. 19, 18 и 13, 24). То же можно прочесть и в другой книге Библии — в Премудрости Иисуса Сирахова: «Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай рёбра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе» (30, 11-12).

«Наказывай дитя, пока оно лежит поперек лавки: поздно будет, когда оно ляжет вдоль лавки» (народн. мудрость).

Однако формы наказаний Нового Завета иные по сравнению со Старым. Воспитание детей в Новом Завете должно совершаться в духе любви, кротости, милосердия. «Поэтому ударять или бить ребенка не надо (без крайних на то случаев — см. И. Златоуст)». Если же детям нужно серьезное наказание, то его нетрудно найти для всякого ребенка. При этом наказание может быть более чувствительным и действенным, чем удары. Например: лишение на определенное время игр, книг, развлечений, удовольствий, сладостей, посещение знакомых, а для более младшего возраста — постановка в угол, принудительное сажание на стул на известное время и т. п.

Строгое внушение или и длительный разговор с ребенком с подробным разбором его проступка может быть для детей наиболее неприятным наказанием, если такие внушения проводить умело (с милосердием и кротостью).

По духовному закону, если мы не пострадаем и не постыдимся за свои грехи на земле, то они останутся незаглаженными из книги жизни и нам придется потерпеть за них на том свете. На этом основано таинство исповеди.

Раздражение родителей во время наказания ребенка приносит вреда больше, чем пользы и может озлобить ребенка. Надо подождать пока не восстановится полное спокойствие и мирное состояние духа. «Вы отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали, но воспитывайте их в учении и наставлении Господним». (Еф. 6,4; Кол. 3, 21). Когда Мать и Иосиф разыскивали отрока Иисуса, то так укорили Его: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» (Лк. 2, 48). «Здесь изложение вины Отрока. Здесь укор. Но какой нежный укор — какая любовь слышится в каждом слове Матери».

Один монах не хотел ходить на Всенощное бдение, по лености, указывая на больного ногами игумена, тот мол тоже не ходит. Тогда игумен, отслужив бдение, пришел и поклонился в ноги тому монаху, сказав: «Прости, брат, если ты не думаешь о своей душе, то я сам пошел вместо тебя на бдение». При этом из его сапог полилась кровь от открывшихся ран. Монах одумался. Это средство называется подвигом любви. Он применим в крайнем, серьезном случае, когда наказание детей недостижимо другими методами.

И пусть просят они тогда мудрость у Бога, чтобы тот подвиг любви найти, который вернул бы им сердце их детей.

Иногда в ответ на гнев и раздражение ребенка надо промолчать и без упрека, без наказания кротко наставить. Бывает, что ребенок сильно раскаивается в сделанном, тогда его лучше уберечь от отчаяния ласковым словом.

«И если ребенку привить мысль о необходимости претерпевать за поступок, то он сам будет чувствовать удовлетворение, претерпев наказание».

Частое наказание — большая опасность.

Похвалу же надо применять умеренно, как поощрение к трудолюбию, старанию, аккуратности, послушанию.

Детям надо внушить так же, что все таланты и способности даны нам от Бога, и ими нечего гордиться. От способных больше и потребуется.

В Дивеевском монастыре одна девочка увлекалась своей привлекательной наружностью и стала наряжаться. Одна сестра при встрече с нею сказала: «Что с тобой, как ты подурнела!» Гордость и страсть к нарядам прошли. Чтоб согревать в детях ревность к добродетелям, кроме похвалы нужны и поощрения (в умеренном количестве); разумные развлечения, посещение знакомых, подарки, сладости и т.п.

Оцените статью