Главное условие религиозного воспитания: по силам и не по принуждению

Верующие люди иногда рассказывают, что в детстве у них не было такого периода, когда они не любили ходить в храм, они ходили всегда с удовольствием, потому что ходили с родителями, а с ними всегда было хорошо.

Ребенку хорошо с родителями, когда ему с родителями интересно. Для этого ему нужно что-то рассказывать, чему-то его учить. Это не значит, что нужно баловать его подарками, рассказывать анекдоты, играть с ним в компьютерные игры – лишь бы ему было интересно и хорошо.

Ребенка нужно учить высшей радости – радости общения с людьми, радости общения с Богом, радости молитвы, постижения Священного Писания и жизни святых, нужно читать с ним их Жития. Нужно войти в его жизнь, стать для него самым интересным собеседником. Тогда он не будет искать утешения на улице. Тогда ему, конечно, будет интереснее с родителями.

Шатов А., прот.Почему дети уходят из Церкви?..

Христианская семья призвана передавать знания о своей вере детям. От родителей дети могут узнать некоторые библейские, особенно евангельские рассказы, простые молитвы, первые сведения о церковных службах, которые посещает семья, получить представления об основных праздниках (Рождество, Крещение, Вербное Воскресение, Страстная Неделя, Пасха, Троицын день). Но многим родителям здесь самим необходима помощь: часто они сами знают далеко не все и не всегда понимают, как необходимы эти знания их детям.

У детей старшего возраста важно пробудить интерес к религии. Родители не могут всего знать, но должны интересоваться многим, искать ответы на вопросы детей. Неожиданный разговор, возникший как ответ на вопрос ребенка или как реакция родителей на необычную или неприятную ситуацию, — важные средства воспитания. Вообще, в христианской семье разум, таланты и дарования детей призваны развиваться, поскольку христианство сознает огромную ценность человеческой личности.

Куломзина С.С., проф.Наша Церковь и наши дети.

Если семья неполная или если в семье только один из родителей верит в Бога, то в такой семье очень трудно воспитать ребенка, потому что в такой семье нет самого главного: нет любви, которая соединяет родителей. Даже если родители любят друг друга, но у них разное мировоззрение и разный взгляд на церковную жизнь, то, конечно же, о подлинной любви и гармонии речи быть не может. И ребенок, конечно, это чувствует, чувствует противоречие, которое есть в жизни его семьи. И здесь, чтобы воспитать его в вере, нужно обязательно явить ему радость веры в Боге. Нужно, чтобы он понял, что это радость больше, чем та радость, которая есть, например, у неверующего папы.

Нужно научить его молитве в храме, помочь ему молиться в храме, найти такой храм, где ему будет интересно, где, например, хороший хор, где батюшка говорит проповедь доходчиво и понятно для ребенка, где есть воскресная школа, которую посещают его сверстники. Тогда он будет понимать, что не он один ходит в храм, но и другие дети, которые ему очень нравятся, молятся вместе с ним.

Тогда, почувствовав эту радость, осознав ее и поняв, он предпочтет ее радости смотрения телевизора, слушания рок- или поп-музыки, чтения комиксов и не будет проводить время за компьютерными играми.

Даже если он поддастся этому влиянию папы, влиянию нецерковному, то глубина подлинной жизни, которую явит ему верующая мама (если она сумеет и в таком браке жить по-христиански), в конце концов, победит и, когда он придет в возраст, он, в конце концов, это осознает.

Сейчас он не понимает подлинного смысла той ситуации, когда папа что-то доказывает, а мама молчит и молится – в его глазах получается, что папа более прав. Но когда он придет в сознание, он увидит, что мама была права в своем молчании, была права в своей любви: не в ругани, не в раздражении и спорах, а в кротости и смирении. И этот образ мамы поможет ему впоследствии встать на ту правильную дорогу, по которой ему нужно идти.

Шатов А., прот.Почему дети уходят из Церкви?..

Какие же ошибки в религиозном воспитании приводят к отрицательному отношению детей к Церкви?

Еще задолго до наступления подросткового возраста родители часто требуют от своих детей, во что бы то ни стало выполнения каких-то внешних правил, не учитывая, что у них могут быть какие-либо тайные движения души, которые приводят к негативной реакции на благочестивые требования родителей.

Например, ребенок не хочет ходить в воскресную школу, или не хочет поститься, или не хочет молиться. В каждом случае на это есть какая-то своя причина: ребенок плохо себя чувствует, устал; не понимает службу, а на этой службе нужно долго стоять, не умеет молиться… Поэтому, прежде чем пытаться изменить отношение ребенка к Церкви, нужно отыскать причину такого отношения, понять состояние ребенка.

Шатов А., прот.Почему дети уходят из Церкви?..

Очень часто дети перестают любить ходить в храм, потому что, родители, забывая о том, что их долг – воспитывать детей, думают о себе. Они приводят маленького 5-летнего ребенка и стоят с ним всю всенощную. Возможно, они хотят, чтобы их дети были похожи на преподобного Сергия Радонежского. Конечно, хорошо бы было, но не все же дети такие.

Но чаще всего мамы хотят молиться Богу, хотят простоять всю всенощную, а детей некуда деть. И дети бегают по храму, вокруг церкви, безобразничают, дерутся в самом храме. Мамы же молятся Богу, и, в результате, получается атеистическое воспитание, потому что в детях убито чувство святыни и у них нет благоговения.

Воробьев В., прот.Покаяние, исповедь, духовное руководство..

Ректор Православного Свято-Тихоновского Богословского Института профессор протоиерей Владимир Воробьев в своей работе «Покаяние. Исповедь. Духовное руководство» приводит замечательный пример матери, у которой было много детей и которая с самого детства водила их в церковь.

Она приводила детей обычно к моменту Причастия, или совсем незадолго до Причастия. Они входили в церковь, где они должны были вести себя абсолютно благоговейно, там нужно было на цыпочках пройти, сложивши ручки, причаститься и сразу из церкви уходить. Она не давала им в церкви ни одного поворота головы сделать, ни одного слова сказать. Она смогла привить своим детям чувство святыни, и они все выросли глубоко верующими людьми.

Воробьев В., прот.Покаяние, исповедь, духовное руководство..

Ребенок должен получать святое и великое только в том объеме, в каком он способен переварить. И родители должны определить, сколько времени ребенок должен находиться в храме. Можно выйти с ребенком из храма, погулять с ним, потом вернуться опять в храм к чтению Евангелия, потом опять с ним выйти или посидеть в притворе и что-то рассказать. Нужно сделать так, чтобы ребенку это было, с одной стороны, интересно, с другой — по силам.

Шатов А., прот.Почему дети уходят из Церкви?..

Дети, которые в храме страдают скукой, легче преодолевают это, если они не боятся об этом говорить. Родителям нужно научить ребенка во время службы рассказывать прямо Господу о своих проблемах и радостях, если он устает слушать службу, — и даже говорить Ему об этой своей скуке и просить, чтобы Бог Сам помог ему обрести интерес к службе.

Дети должны готовиться и ожидать с нетерпением принятия Св. Христовых Тайн с самого раннего возраста. Нет ничего страшного в том, чтобы причащаться не за каждой литургией, на которой бывает ребенок. Это, во всяком случае, не так вредно, как причащаться без подготовки (хотя бы начиная с предшествующего вечера), без определенного времени для благодарения потом и без убеждения, что мы приемлем дар невыразимой святости.

Сестра МагдалинаМысли о детях в Православной Церкви сегодня / Пер. с англ. Н.В. Сахаровой. – Изд-е Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

Однако часто допускаются крайности в отношении молитвенного правила для детей в отношении подготовки к Причастию. Когда 7-летнего ребенка заставляют вычитывать каноны ко святому Причащению, что является для него непосильным трудом, он, естественно, наотрез отказывается ходить в храм. Маленький ребенок должен прочитать «Отче наш», «Богородице Дево», «Верую», и, если он хочет, можно прочитать с ним еще какие-то молитвы, но лучше его молитвенные правила сводить к минимуму. Нужно, чтобы это коротенькое правило он читал от души, от сердца, читал внимательно.

Богохульно и духовно опасно заставлять или уговаривать любыми средствами детей (даже маленьких) принять Св. Тайны против их воли. Даже маленькому малышу нельзя навязывать святыню насильно. Очень часто бывает, что маленькие дети боятся причащаться Святых Христовых Тайн. И можно видеть, как ребенка 3-4 лет скручивают по рукам и ногам, подносят к Чаше, держат его, а он плюется, — и в результате происходит просто поругание святыни. В таких случаях нужно ребенка успокоить и начать водить в храм сначала без Причастия, познакомить с батюшкой, дать ему просфорочку, поставить вместе с ним свечку, подвести к иконам. Чтобы посещение церкви не пугало.

Шатов А., прот.Почему дети уходят из Церкви?..

Что касается детей постарше, то очень часто бывает так, что ребенок в церковь идти не хочет, но мама хватает его за руку и тянет его за собой:

Нет, пойдешь в церковь!

Он говорит:

Я не хочу причащаться.

Нет, ты будешь причащаться!

И вызывает этим уже полное отвращение ко всему у ребенка. Ребенок начинает кощунствовать и богохульствовать прямо перед Чашей и бить мать руками и ногами и рваться от Чаши. А должно быть как раз наоборот. Ребенок говорит:

Я хочу причащаться!

А мать говорит:

Нет, ты не будешь причащаться, ты не готов, ты плохо вел себя эту неделю.

Он говорит:

Я буду исповедоваться.

А она говорит:

Нет, я тебе не позволяю, ты не можешь идти в церковь, ты должен это заслужить.

Воробьев В., прот.Покаяние, исповедь, духовное руководство..

Митрополит Сурожский Антоний вспоминает ситуацию, которая иллюстрирует данную рекомендацию: «Как-то по дороге в церковь я зашел за Лосскими. Они собираются, одели троих детей, а четвертый стоит и ждет, но его не одевают. Он спросил: «А я что?» И отец ответил: «Ты себя так вел на этой неделе, что тебе в церкви нечего делать! В церковь ходить – это честь, это привилегия; если ты всю неделю вел себя не как христианин, а как бесенок, то сиди во тьме кромешной, сиди дома…»

АНТОНИЙ, митрополит СурожскийЧеловек перед Богом

Нужно так повернуть жизнь детей, чтобы они свою церковную жизнь заслужили. Ребенку нужно как-то потрудиться для того, чтобы пойти в церковь. Бывает, детей берут из школы, чтобы они пошли на церковный праздник. Вроде бы это хорошо и хочется, чтобы они приобщились к празднику и благодати Божией. Но хорошо это только тогда, когда ребенок это заслужит.

А если он всегда может пропустить школу и идти на праздник, то для него этот праздник делается праздником только потому, что ему сегодня не нужно идти в школу и готовить уроки. Но такая профанация недопустима. Пусть ребенок лучше в своей школе плачет о том, что он не попал на Благовещение в храм. Это будет полезнее для него, чем прийти в храм и в храме совершенно ничего не ценить, ничего не чувствовать. Все в жизни ребенка должно быть переосмыслено именно с этой точки зрения.

Воробьев В., прот.Покаяние, исповедь, духовное руководство..

Оцените статью